Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:28, реферат

Описание работы

Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ…………5
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОХРАНЫ ТРУДА:……………………6
2.1. Федеральная инспекция труда………………………………………….7
2.2. Трудовой кодекс РФ…………………………………………………….10
3. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФСОЮЗАМИ……………………………………………………………………13
4. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ СВОИХ ТРУДОВЫХ ПРАВ…………..............................................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….25

Файлы: 1 файл

Академия труда и социальных отношений.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)
    1. Трудовой кодекс РФ

Трудовой кодекс Российской Федерации – свод правил в сфере социально – трудовых отношений.

Основные цели трудового законодательства:

- установление  государственных гарантий и трудовых  прав.

- создание благоприятных  условий труда;

- защита прав  и интересов работников и работодателей.

Основная задача трудового законодательства – создание необходимых правовых условий для:

- организации  труда и управления трудом, в  том числе справедливой оплаты  труда, безопасных условий труда;

- трудоустройства  работников;

- профессиональной  подготовки и повышения квалификации;

- социального  партнерства, ведения коллективных  переговоров, заключения коллективных  договоров и  соглашений;

- участия работников  и профессиональных союзов в  установлении условий труда, разрешении  трудовых споров;

- надзора и  контроля исполнения трудового  законодательства.

Трудовой кодекс РФ принят в декабре 2001г. и вступил  в действие с февраля 2002г. В июне 2006г. в него были внесены серьезные изменения и дополнения. Кодекс ориентирован на развитие рыночных отношений, что является отражением экономических преобразований в России. При этом он имеет важное значение для профсоюзов и работников, так как содержит ряд новых принципиальных позиций:

- минимальный  размер оплаты не может быть  ниже прожиточного минимума трудоспособного  человека;

- компенсации  (санкции) за каждый день просроченной  выдачи заработной платы. В  случае 15-дневной задержки зарплаты  у работника появилось право  приостановить работу до полного  погашения задолженности;

- самостоятельный  раздел Трудового кодекса «Социальное  партнерство»

Гарантирует равноправие  сторон в регулировании социально  – трудовых отношений и обязывает  работодателя заключать коллективный договор или соглашение не позднее  трех месяцев со дня начала переговоров;

- основные права  профсоюзов на осуществление  контроля соблюдения трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, а также обеспечение  гарантий деятельности выборных  профсоюзных органов.

Право профсоюзов на осуществление  контроля соблюдения законодательства о труде (глава 58 Трудового кодекса  РФ)

  • Виды профсоюзного контроля:

  • предварительный – предупреждение нарушений законодательства о труде;

  • текущий (периодический) – проверка условий труда;

  • последующий – восстановление нарушенных прав работников. Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства профсоюзы вправе получать бесплатно и беспрепятственно информацию и вносить предложения.

Профсоюзные инспекции труда  и их функции

Для осуществления  контроля за соблюдением законодательства о труде профессиональные союзы наряду с государственными органами могут создавать технические и правовые инспекции. Они:

  1. организуют проверки соблюдения трудового законодательства и других нормативно – правовых актов;

  1. добиваются устранения выявленных нарушений;

  1. принимают участие в комиссиях по трудовым спорам в качестве представителей работников;

  1. представляют интересы работников – членов профсоюза в суде4

  1. проводят правовую экспертизу законопроектов и нормативных актов по социально – трудовым вопросам;

  1. взаимодействуют с судебными, правоохранительными органами, государственной инспекцией труда;

  1. ведут учет и обобщают статистические данные о нарушениях и мерах по их пресечению.

Основные виды нарушений  трудового законодательства:

- нарушение сроков  и порядка оплаты труда;

- незаконное привлечение  к сверхурочным работам;

- незаконное наказание  и увольнение;

- нарушение условий  и режима труда.

 

 

 

 

    1. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФСОЮЗАМИ

Государственный надзор и контроль соблюдения трудовых прав работников сочетается с их защитой профсоюзами и самозащитой. Правовую основу деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников составляют нормы главы 58 (ст. 370-378) ТК РФ и Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года.

Профессиональные союзы  имеют право на контроль соблюдения работодателями и их представителями  трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы  трудового права, выполнения ими  условий коллективных договоров, соглашений. Статья 370 ТК РФ определила широкий  перечень прав профсоюзных инспекторов  труда, уполномоченных лиц профсоюзов по охране труда, включающий:

    • Контроль соблюдения работодателями трудового законодательства

и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права;

    • Независимую экспертизу условий труда т обеспечения безопасности работников;
    • Участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • Получение информации о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
    • Защиту права и законных интересов членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
    • Предъявление работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
    • Направление работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
    • Проверки условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
    • Участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
    • Участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, также с изменениями условий труда;
    • Участие в разработке комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
    • Участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
    • Участие в разработке проектов федеральных законов, подзаконных актов РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права и требования охраны труда;
    • Право на обращение в государственные органы  с требованиям о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии несчастных случаев на производстве;

Профкомы отдельных работодателей  и представители вышестоящих  органов профсоюзов принимают участие  в нормотворчестве, готовя проекты  коллективных договоров и социально-партнерских  соглашений, которые могут значительно  улучшать условия труда работников по сравнению с законодательно предусмотренными.

Профкомы участвуют в  создании локальных нормативных  актов путем высказывания своего мнения в письменной форме (Правила  внутреннего трудового распорядка, Положения о премиальной системе  заработной платы и о премировании по итогам работы предприятия за год  и др.). Они способствуют применению работодателем норм трудового права  в целом ряде случаев,  предусмотренных  Кодексом, и высказывают свое коллегиальное  мнение по вопросам перевода некоторых  работников, увольнения по определенным основаниям, рабочего времени и др.

Статьи 371 и 372 ТК предусматривают  порядок учета мнения профкома при  принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Особый порядок учета  работодателем мнения профкома установлен при принятии им решения о расторжении  трудового договора с работниками -  членами профсоюза по основаниям пункта 2 (сокращение численности штата), подпункта «б» пункта 3 (несоответствие, недостаток квалификации) и пункта 5 (неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин) статьи 81 ТК РФ. В этих случаях работодатель направляет в профком проект соответствующего  приказа и копии документов, являющихся основанием для его принятия, а профком в течение 7 рабочих дней со дня их получения рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое письменное мотивированное мнение. Не представленное в 7-дневный срок или немотивированное мнение. На представленное в 7-дневный срок или немотивированное мнение работодателем не учитывается.

Если профком выразил  мотивированное несогласие с предлагаемым приказом работодателя, то он в течение 3 рабочих дней проводит с ним  или его председателем дополнительные консультации, результатом которых  оформляются протоколом. В случае недостижения общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении 10 дней со дня направления проекта приказа с копиями соответствующих документов имеет право принять окончательное решение, которое профком может обжаловать в соответствующий орган Федеральной инспекции труда. Этот орган в течение 10 дней со дня получения жалобы разрешает этот вопрос и в случае признания увольнения незаконным выдает работодателю обязательное для него предписание о восстановлении работника с оплатой вынужденного прогула.

Текущий повседневный контроль осуществляет профкомы организаций, которые  могут реагировать на трудовые правонарушения сами либо обращаться в профсоюзные  инспекции. Общероссийские профсоюзы  и их объединения могут создавать  правовые и технические инспекции  труда профсоюзов для осуществления  профсоюзного контроля соблюдения трудового  законодательства.

Почти 60 лет (с 1933 г.) советские  профсоюзы, получив от государства  при ликвидации Наркомтруда его право государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда, осуществляли это государственное надзорное право, а следовательно, имели определенные властные полномочия. Ныне Российское государство, ратифицировав Конвенцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда, создало федеральную инспекцию труда в структуре Минтруда России с ее органами на местах, поскольку указанная Конвенция МОТ обязывает государства, к ней присоединившиеся, иметь государственный орган такого надзора. Поэтому от профсоюзов государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда был передан государственной инспекции труда. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовой кодекс (ст. 370) сохранили право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, давая большую возможность выборным профсоюзным органам организации активно защищать права работников при осуществлении повседневно данного контроля.

Работодатели обязаны  в недельный срок с момента  получения требований об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства общероссийские профсоюзные органы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями об этих инспекциях, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.

Межрегиональные и территориальные  организации профсоюзов на территории субъектов Федерации могут создавать правовые и технические инспекции, действующие на основании положений, принимаемых этими профсоюзами в соответствии с Типовым положением общероссийского объединения профсоюзов. Правовая инспекция труда проверяет соблюдение трудового законодательства, а техническая — охрану труда. В Федеральном законе закреплено право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (ст. 19) и за охраной труда (ст. 20). Содействие осуществлению этого общественного контроля является одним из принципов государственной политики в области охраны труда. Техническая инспекция труда контролирует соблюдение правил охраны труда, а правовая — трудового законодательства о трудовом договоре, оплате труда, рабочем времени и т. д. Профсоюзные органы осуществляют повседневный контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда.

 

 

 

    1. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ СВОИХ ТРУДОВЫХ ПРАВ

Информация о работе Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде