Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:28, реферат
Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ…………5
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОХРАНЫ ТРУДА:……………………6
2.1. Федеральная инспекция труда………………………………………….7
2.2. Трудовой кодекс РФ…………………………………………………….10
3. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФСОЮЗАМИ……………………………………………………………………13
4. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ СВОИХ ТРУДОВЫХ ПРАВ…………..............................................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….25
Государственный надзор и контроль соблюдения трудовых прав работников сочетается с их защитой профсоюзами и самозащитой. Правовую основу деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников составляют нормы главы 58 (ст. 370-378) ТК РФ и Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года.
Профессиональные союзы имеют право на контроль соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, выполнения ими условий коллективных договоров, соглашений. Статья 370 ТК РФ определила широкий перечень прав профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных лиц профсоюзов по охране труда, включающий:
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Профкомы отдельных
Профкомы участвуют в
создании локальных нормативных
актов путем высказывания своего
мнения в письменной форме (Правила
внутреннего трудового
Статьи 371 и 372 ТК предусматривают порядок учета мнения профкома при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Особый порядок учета работодателем мнения профкома установлен при принятии им решения о расторжении трудового договора с работниками - членами профсоюза по основаниям пункта 2 (сокращение численности штата), подпункта «б» пункта 3 (несоответствие, недостаток квалификации) и пункта 5 (неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин) статьи 81 ТК РФ. В этих случаях работодатель направляет в профком проект соответствующего приказа и копии документов, являющихся основанием для его принятия, а профком в течение 7 рабочих дней со дня их получения рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое письменное мотивированное мнение. Не представленное в 7-дневный срок или немотивированное мнение. На представленное в 7-дневный срок или немотивированное мнение работодателем не учитывается.
Если профком выразил
мотивированное несогласие с предлагаемым
приказом работодателя, то он в течение
3 рабочих дней проводит с ним
или его председателем
Текущий повседневный контроль осуществляет профкомы организаций, которые могут реагировать на трудовые правонарушения сами либо обращаться в профсоюзные инспекции. Общероссийские профсоюзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов для осуществления профсоюзного контроля соблюдения трудового законодательства.
Почти 60 лет (с 1933 г.) советские профсоюзы, получив от государства при ликвидации Наркомтруда его право государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда, осуществляли это государственное надзорное право, а следовательно, имели определенные властные полномочия. Ныне Российское государство, ратифицировав Конвенцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда, создало федеральную инспекцию труда в структуре Минтруда России с ее органами на местах, поскольку указанная Конвенция МОТ обязывает государства, к ней присоединившиеся, иметь государственный орган такого надзора. Поэтому от профсоюзов государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда был передан государственной инспекции труда. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовой кодекс (ст. 370) сохранили право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, давая большую возможность выборным профсоюзным органам организации активно защищать права работников при осуществлении повседневно данного контроля.
Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требований об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства общероссийские профсоюзные органы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями об этих инспекциях, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.
Межрегиональные и территориальные организации профсоюзов на территории субъектов Федерации могут создавать правовые и технические инспекции, действующие на основании положений, принимаемых этими профсоюзами в соответствии с Типовым положением общероссийского объединения профсоюзов. Правовая инспекция труда проверяет соблюдение трудового законодательства, а техническая — охрану труда. В Федеральном законе закреплено право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (ст. 19) и за охраной труда (ст. 20). Содействие осуществлению этого общественного контроля является одним из принципов государственной политики в области охраны труда. Техническая инспекция труда контролирует соблюдение правил охраны труда, а правовая — трудового законодательства о трудовом договоре, оплате труда, рабочем времени и т. д. Профсоюзные органы осуществляют повседневный контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда.
Информация о работе Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде