Профсоюзы в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение правового положения профессиональных союзов в политической системе общества. А так же закрепление знаний в области профсоюзного движения Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..1
Глава 1 Возникновение первых профсоюзных движений
1.1 Развитие профсоюзного движения в Беларуси……….……….3
1.2 Федерация профсоюзов Беларуси на современном этапе
развития Республики Беларусь …………………….……………..7
Глава 2 Профсоюзы в политической системе общества
2.1 Понятие и элементы политической системы общества…………………………..……………………………..…12
2.2 Профсоюзы как элемент политической системы
общества……………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………...25

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 63.57 Кб (Скачать файл)

3. Политическая  система относительно самостоятельна. Эта самостоятельность обусловлена  наличием специального механизма  взаимодействия структурных элементов  системы, а также функций и  ролей, которые они выполняют.

В структуру  политической системы общества входит, прежде всего, само государство как  особая организация политической власти, общественной организации, которые  представлены политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии.

Основной  задачей создания и функционирования компонентов политической системы  общества является достижение ими определенных политических целей, которые закрепляются в законодательных актах, программных  и уставных документах и направлены на формирование и осуществление  внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества. Например, Конституции Республики Беларусь сказано, что политические партии, другие общественные объединения в рамках Конституции  и законов Республики Беларусь, содействуют  выявлению и выражению политической воли граждан [6, ст.5].

Функции политической системы общества - это  определение социально-значимых целей  развития общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; управления политическими процессами; контроль за выполнением законов и правил, пресечение действий, направленных на их нарушение. Примером может служить прокурорский надзор, специфическая деятельность органов прокуратуры направленная на поддержание правопорядка, обеспечения точного и единообразного исполнения законодательства на всей территории Республики Беларусь.

В современном  мире существует многообразные политические системы. В зависимости от различных  критериев предлагаются разные классификации.

В соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяются на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные.

Для тоталитарной политической системы характерны полное подчинение личности и общества государству, всеобъемлющий контроль со стороны  власти над личностью, ее сознанием  с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины.

В Республике Беларусь происходит процесс преобразование политической системы общества. Главное  направление преобразования связана  с превращением политической системы  Республики Беларусь в политическую систему общества открытого типа.

В настоящее  время нормы и принципы лежащие, в основе политической системы Республики Беларусь исходят, из политических стандартов. Примером может служить ст.1 Конституции  Республики Беларусь: "Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю  политику. республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок" [6].

Органы  государственной власти осуществляют свою деятельность на основе принципов  разделения властей. Конституцией признается и гарантируется система местного самоуправления, многообразие партий, общественный движений, которые действуют в рамках Основного Закона Республики Беларусь, выявляют политическую волю граждан и имеют право участвовать в выборах. В тоже время запрещается действие организаций, которые пропагандируют расовую, национальную рознь, насильственные изменение конституционного строя [6, ст.5].

 

 

 

2.2 Профсоюзы как элемент политической системы общества

 

Важнейшим элементом политической системы  являются общественные организации  и движения. То есть социальные инструменты, позволяющие группам граждан  влиять на принимаемые в государстве  решения, отстаивать свои права. Общественной организацией являются и профсоюзы, объединяющие граждан по трудовому, профессиональному принципу. Первейшая  функция профсоюзов – обеспечение  соблюдения интересов своих членов и оказание помощи государству в  осуществлении его функций: регулировании  социальных отношений, экономической  и хозяйственной деятельности, культурно-воспитательной работы.

Место профсоюзов в политической системе государства  определяется не только массовым характером движения в целом (это самое крупное  общественное объединение в нашей  стране), но и признанием их со стороны  государства и объединений нанимателей  как равноправных партнеров.

К числу  основных прав и свобод Конституция  Республики Беларусь относит право  граждан на объединение в профессиональные союзы. Наделяя граждан правом объединяться в профсоюзы для защиты своих  экономических и социальных интересов, Основной Закон Республики Беларусь тем самым создает базу для  их профессионально-общественного  самоопределения.

Защита  экономических и трудовых прав работников – ключевое направление деятельности профсоюзов. Они призваны содействовать  реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень  жизни.

Совершенствование и развитие системы социального  партнерства, форм и методов взаимодействия профсоюзов (объединений профсоюзов), нанимателей (их объединений) и органов  государственного управления являются одной из приоритетных задач социально-экономической  политики Республики Беларусь.

Профсоюзы участвуют  в разработке и реализации социально-экономической  политики государства.

Профсоюзы вправе вносить в установленном  порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и  социально-экономическим вопросам. Нормативные правовые акты, затрагивающие  трудовые и социально-экономические  права граждан (за исключением нормативных  правовых актов, содержащих государственные  секреты), принимаются органами государственного управления с предварительным уведомлением соответствующих профсоюзов (их объединений).

Профсоюзы через своих полномочных представителей имеют право участвовать в  работе коллегиальных органов министерств  и других республиканских органов  государственного управления, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, органов управления предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном Советом Министров  Республики Беларусь по согласованию с соответствующими профсоюзами.[7; с 383.]

В республиканском, местных бюджетах могут предусматриваться средства на реализацию по предложениям соответствующих республиканских, областных объединений профсоюзов общегосударственных, местных программ (образовательных, научно-исследовательских, культурно-просветительных, физкультурно-оздоровительных, информационных и др.), направленных на реализацию конституционных прав и гарантий граждан.[3; с 2]

Главная цель деятельности Федерации профсоюзов Беларуси – защита трудовых и социально-экономических  интересов трудящихся. Сегодня трудно себе представить гражданское общество  в  стране  без  профсоюзов.  ФПБ  насчитывает  в  своих рядах  более  4  миллионов  человек,  или  96%  экономически  активного  населения. Это самое крупное  и деятельное общественное  объединение,  которое  представляет  и  защищает  интересы 

практически  всего  трудового  населения  страны  и  занимает  существенное место  в ее политической системе. 

         Защитная   функция   профсоюзов   сегодня   определяется  следующими  направлениями  их  работы:  нормотворческая  деятельность;  совершенствование  системы   социального  партнерства;   коллективно-договорное   регулирование   трудовых отношений;  осуществление   общественного  контроля  за  соблюдением законодательства  Республики  Беларусь  о труде,  норм охраны труда; оказание правовой помощи трудящимся.

         Цель  нормотворческой  деятельности  –  инициирование  и  поддержка  принятия законов, отвечающих  интересам трудящихся,   и   недопущение   вступления   в   силу   законодательств,  ущемляющих их интересы. Интенсивность  участия ФПБ в нормотворческом   процессе,  например,  в  2008  году  выразилась  в рассмотрении  79  проектов  нормативных  правовых  актов  (для  сравнения: в  2002 году в ФПБ было направлено  на согласование всего 9 проектов).  Предложения и замечания профсоюзов  были 

учтены  при  внесении  изменений  и  дополнений  в  Жилищный  кодекс Республики Беларусь, в проекты нормативных правовых  актов, касающихся организации труда  и социальной защиты работников.

Активное  участие  ФПБ  принимала  в  разработке  Закона  Республики Беларусь «Об охране труда». С его принятием урегулированы общественные отношения в области охраны труда и расширены полномочия профсоюзов в области защиты прав граждан на здоровье и безопасные условия труда. 

В течение 2008 года Федерация профсоюзов представила  свои  предложения  по  проектам  государственных  и  национальных  программ.  В  их  числе  проекты:  Соглашения  о  правовом  статусе  трудящихся  –  мигрантов  и  членов  их  семей  (в  рамках  ЕврАзЭс),  Государственной программы содействия  занятости населения Республики Беларусь на 2009–2010 гг., Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на 2011– 2025 гг.,  Национального плана действий  по  обеспечению ген-дерного равенства на 2008–2010 гг.

         В  последние  годы  Федерацией  профсоюзов  Беларуси было  инициировано  около  20  нормативных  правовых  актов,  значительно  расширивших   правовую  базу  профсоюзов  и   усиливших степень защищенности  трудящихся.

         Другим  не  менее  важным  направлением  деятельности  профсоюзов  стало  совершенствование   системы  социального партнерства,   коллективно-договорное   регулирование   трудовых отношений. 

         В рамках социального партнерства  Федерация профсоюзов Беларуси   проводит   мониторинг   экономической   ситуаци  на производственных  предприятиях  страны,  ведет  постоянные  консультации  с  Правительством,  оказывает  материальную  поддержку профкомам предприятий. Совместно с социальными партнерами она последовательно осуществляет поддержку курса построения белорусского государства. Создан и эффективно работает 

Национальный  совет  по  трудовым  и  социальным  вопросам, где представители Правительства, нанимателей и профсоюзов договариваются по всем возникающим проблемам и вопросам.

         Коллективно-договорным  регулирование трудовых  отношений  охвачено  96%  работников  предприятий,  учреждений,   организаций.   Помимо Генерального соглашения между Правительством,  республиканскими  объединениями  нанимателей и профсоюзов, по инициативе профсоюзов трудовые и социально-экономические  отношения  в  республике  регулируют 6 областных и Минское городское соглашения, 62 республиканских, 73 областных, 323 районных, городских тарифных, 85 местных соглашений. В отраслях экономики Республики Беларусь  заключено  17 559 коллективных договоров, действие которых  распространяется  на  19 596  предприятий,  учреждений,  организаций. Гарантии и льготы через коллективные договоры распространяются более чем на 3,7 миллиона работников, пенсионеров, студентов и учащихся. 

         Сегодня  Федерация  профсоюзов  Беларуси  имеет  также возможность   отстаивать  права  и  интересы  трудящихся  через  своих   представителей  в  коллегиальных  органах  министерств,  ведомств,  областных  и  районных  (городских)  исполнительных  комитетах.

         Третьим  направлением  деятельности  профсоюзов  является  работа  по  осуществлению  общественного   контроля  за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, норм охраны труда, а также оказание правовой помощи  трудящимся.

         Сегодня  Федерация  профсоюзов  Беларуси  имеет  право  проверки   любого   предприятия   (учреждения),   независимо   от формы собственности  и наличия на нем профсоюзной  организации, на предмет соблюдения  законодательства о труде.

           Федерация профсоюзов  Беларуси  осуществляет  постоянный  мониторинг  применения  контрактной формы найма и следит  за  обеспечением  законности  и справедливости  в вопросах заключения контрактов и исполнения их условий. О результатах   такого   мониторинга   информируется   Совет   Министров Республики Беларусь.

         Важной  функцией  профсоюзов  является  создание  благоприятного  морально-психологического  климата   в  трудовых коллективах. С  этой целью профсоюзами проводится  широкая  культурно-массовая  и  физкультурно-оздоровительная   работа.

         Федерация  профсоюзов  Беларуси  сегодня  вносит  свой вклад  в осуществление государственных  социальных программ и  проектов.  Так,  ею  проводится  постоянная  благотворительная  акция   «Профсоюзы  –  детям»,  которая   имеет  целью  заботу о  воспитанниках детских интернатных       учреждениях, детяхсиротах, а также детях, оставленных без попечения родителей. С ноября 2002 г. по ноябрь 2008 г. сумма оказанной профсоюзами

Информация о работе Профсоюзы в политической системе общества