Происхождение государства и права, их теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

Определения понятий "государство" и "право"
Государство - это организация власти, т.е. системы правоотношений между субъектами права на определенной территории.
Государство - это машина подавления одного класса другим (В.И. Ленин).
Государство - важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.

Содержание работы

Определения понятий "государство" и "право"
1 Общая характеристика
2 Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
2.1 Древнегреческая теория
2.2 Древнеиндийская теория
2.3 Древнекитайская теория
2.4 Теологическая теория
2.5 Теологическая теория в условиях современности
3 Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
3.1 Патерналистская теория
3.2 Патриархальная теория
4 Органические концепции происхождения государства
4.1 Теория Огюста Конта
4.2 Теория Герберта Спенсера
4.3 Теории других представителей органической школы
5 Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства
5.1 Теория Гуго Гроция
5.2 Теория Томаса Гоббса
5.3 Теория Джона Локка
5.4 Теория Жан-Жака Руссо
6 Насильственные концепции происхождения государства
6.1 Теория Евгения Дюринга
6.2 Теория Людвига Гумпловича
6.3 Теория Карла Каутского
7 Психологические концепции происхождения государства
7.1 Теория Т. Д. Баштима
7.2 Теория Николая Коркунова
7.3 Теория Льва Петражицкого
8 Марксистская концепция происхождения государства
8.1 Государство по Энгельсу
8.2 Государство по Ленину
8.3 Государство по Твердохлебову Г.А.
9 Иные концепции происхождения государства
9.1 Либертарно-юридическая теория
9.2 Патримониальная теория
10 Волюнтаристские теории
10.1 Ирригационная теория
10.2 Расовая теория
10.3 Демографическая теория
10.4 Кризисная теория
10.5 Теория «инцеста»
11 Литература

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

министерство  образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«новосибирский  государственный педагогический университет» ИНСТИТУТ / ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА Общей психологии и истории психологии

 

Правоведение

Реферат

 

Происхождение государства и права, их теории

 

Выполнила студентка  23 группы

Астафьева В.В.

 

Форма обучения: очная

 

 

Научный руководитель Мечети Ю.А., канд. юрид. наук, доцент

 

 

Новосибирск 2012

 

 

 

 

 

Содержание

Определения понятий "государство" и "право"

1 Общая характеристика

2 Мифологические и религиозные  концепции происхождения государства

2.1 Древнегреческая теория

2.2 Древнеиндийская теория

2.3 Древнекитайская теория

2.4 Теологическая теория

2.5 Теологическая теория в условиях современности

3 Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства

3.1 Патерналистская теория

3.2 Патриархальная теория

4 Органические концепции происхождения государства

4.1 Теория Огюста Конта

4.2 Теория Герберта Спенсера

4.3 Теории других представителей органической школы

5 Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства

5.1 Теория Гуго Гроция

5.2 Теория Томаса Гоббса

5.3 Теория Джона Локка

5.4 Теория Жан-Жака Руссо

6 Насильственные концепции происхождения государства

6.1 Теория Евгения Дюринга

6.2 Теория Людвига Гумпловича

6.3 Теория Карла Каутского

7 Психологические концепции происхождения государства

7.1 Теория Т. Д. Баштима

7.2 Теория Николая Коркунова

7.3 Теория Льва Петражицкого

8 Марксистская концепция происхождения государства

8.1 Государство по Энгельсу

8.2 Государство по Ленину

8.3 Государство по Твердохлебову  Г.А.

9 Иные концепции происхождения государства

9.1 Либертарно-юридическая  теория

9.2 Патримониальная теория

10 Волюнтаристские теории

10.1 Ирригационная теория

10.2 Расовая теория

10.3 Демографическая теория

10.4 Кризисная теория

10.5 Теория «инцеста»

11 Литература


 

 

Определения понятий "государство" и "право"

Государство - это организация власти, т.е. системы правоотношений между субъектами права на определенной территории.

Государство - это машина подавления одного класса другим (В.И. Ленин).

Государство - важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.

Право - это правила поведения, издаваемые государством и имеющие общеобязательный, официальный характер.

Право - это возведенная в закон воля господствующего класса (В.И. Ленин).

Социальное  предназначение современного государства. Его целесообразно определить через  следующие, наиболее точно характеризующие  качества:

Государство - универсальная  организация;

Государство - социальный арбитр;

Государство - легализованное принуждение.

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика

 

Теории  происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки-теория государства и права

Существует множество  теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Познавательная гносеологическая ценность изучения теорий непереоценима. Доводит до обывателя различные взгляды на обоснование истории узурпации его лично и всего человечества,малочисленной группой лиц, которая возложила на себя бремя власти, и это бремя несет по сей день.

 

 

 

2.Мифологические и религиозные концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления  о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.

 

2.1  Древнегреческая теория

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом, Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

2.2  Древнеиндийская теория

Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай, традиции. Он же и поддерживает этот порядок.

2.3  Древнекитайская теория

Волей божественного неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын неба.

2.4  Теологическая теория

Получила распространение  в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.

Секулярные идеологи зачастую преподносят теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, вводя в заблуждение правоведов.

2.5 Теологическая теория в условиях современности

Сходные мысли  о божественном первоисточнике государственной  власти в XX веке. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в боге (его разуме, воле, творении и т. д.) сопряжённым с волей, разумом и творчеством человека видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикан.

 

 

 

  1. Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления  о возникновении государства  из семьи, а общественной и государственной  власти — из власти отца семейства.

3.1  Патерналистская теория

От слова  патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного».

Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти.

Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти

3.2  Патриархальная теория

Основана на правах, равных перед всеми в обществе. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве.

Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти.

Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.

 

 

 

  1. Органические концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления  о государстве как о живом  организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов.

Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным.

Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.

    1. Теория Огюста Конта

Согласно Конту — общество (а, следовательно, и государство) — органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».

4.2   Теория Герберта Спенсера

Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно  зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

4.3  Теории других представителей органической школы

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П. Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, у Шеффле экономические отношения в «социальном теле» трактуются как обмен веществ в живом организме, а Вормс выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, изучал их социальную гигиену и т. д. Правительство, согласно Лилиенфельду, осуществляет функции головного мозга, а торговля — функции кровообращения и т. п.

 

 

  1. Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении  государства. Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.

Информация о работе Происхождение государства и права, их теории