Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:38, реферат
Определения понятий "государство" и "право"
Государство - это организация власти, т.е. системы правоотношений между субъектами права на определенной территории.
Государство - это машина подавления одного класса другим (В.И. Ленин).
Государство - важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.
Определения понятий "государство" и "право"
1 Общая характеристика
2 Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
2.1 Древнегреческая теория
2.2 Древнеиндийская теория
2.3 Древнекитайская теория
2.4 Теологическая теория
2.5 Теологическая теория в условиях современности
3 Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
3.1 Патерналистская теория
3.2 Патриархальная теория
4 Органические концепции происхождения государства
4.1 Теория Огюста Конта
4.2 Теория Герберта Спенсера
4.3 Теории других представителей органической школы
5 Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства
5.1 Теория Гуго Гроция
5.2 Теория Томаса Гоббса
5.3 Теория Джона Локка
5.4 Теория Жан-Жака Руссо
6 Насильственные концепции происхождения государства
6.1 Теория Евгения Дюринга
6.2 Теория Людвига Гумпловича
6.3 Теория Карла Каутского
7 Психологические концепции происхождения государства
7.1 Теория Т. Д. Баштима
7.2 Теория Николая Коркунова
7.3 Теория Льва Петражицкого
8 Марксистская концепция происхождения государства
8.1 Государство по Энгельсу
8.2 Государство по Ленину
8.3 Государство по Твердохлебову Г.А.
9 Иные концепции происхождения государства
9.1 Либертарно-юридическая теория
9.2 Патримониальная теория
10 Волюнтаристские теории
10.1 Ирригационная теория
10.2 Расовая теория
10.3 Демографическая теория
10.4 Кризисная теория
10.5 Теория «инцеста»
11 Литература
Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение.
Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).
5.1 Теория Гуго Гроция
Трактует государство, как явление волеустановленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления).
5.2 Теория Томаса Гоббса
Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.
5.3 Теория Джона Локка
Либеральная концепция
договорного происхождения и на
5.4 Теория Жан-Жака Руссо
Трактует возникновение
государства как соглашение, заключённое
для попытки преодоления
Под заметным влиянием
учения Руссо идеи договорного происхождения
государства отстаивал А. Н.
В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения.
Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств.
Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.
6.1 Теория Евгения Дюринга
Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, — это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы.
6.2 Теория Людвига Гумпловича
Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, то есть более сильной расой, расой победителей.
6.3 Теория Карла Каутского
Государство возникает
как аппарат принуждения
В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты.
Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т. д.
7.1 Теория Т. Д. Баштима
Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство.
7.2 Теория Николая Коркунова
Основой всего
права является индивидуальное сознание,
следовательно право как
7.3 Теория Льва Петражицкого
Право сводится
им к правовым эмоциям императивно-
Согласно этой
концепции, государство есть результат
изменения социально-
Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества,
минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.
8.1 Государство по Энгельсу
Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая силы.
8.2 Государство по Ленину
В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.
8.3 Государство по Твердохлебову Г.А.
Государство зарождается в период перерождения стада человекообразных существ в человеческое общество. Движущей силой этого процесса был естественный отбор, который отбирал те популяции гоминид, которые более успешно осознавали зарождающиеся в популяциях правоотношения. Менее способные в этом плане популяции посредством внутрипопуляционных конфликтов и межпопуляционной конкуренции элиминировали. Зарождение же правоотношений происходило на основе производства гоминидами орудий многократного использования. Производитель орудия стал требовать признания за ним права собственности на орудие собственного изготовления, что и рождало конфликты. Необходимость осознания правоотношений системы понятий «моё – не моё орудие» определила направление эволюции гоминид на увеличение объёма мозга и совершенствование его структуры, что, в конечном счёте, рождает способность матери, - через осмысление системы понятий «мой – не мой ребёнок» - осознавать своё материнство. Мать, покровительствуя своим детям, начинает регулировать конфликты между своими детьми, а затем и между всеми членами материнского рода. Рождается первая форма государственной власти – матриархат. В процессе исторического развития человеческого общества, с развитием, совершенствованием средств производства жизненных благ, с изменением, совершенствованием форм собственности на средства производства, с развитием общественного сознания изменяются правоотношения между субъектами права тех или иных государственных образований. Меняющиеся правоотношения перерастают свою диалектическую форму - государственную власть, требуя качественных изменений этой формы. Что периодически и происходит, чаще - посредством революций, реже - посредством эволюционных социально-экономических преобразований. Но какие бы изменения ни претерпевала государственная власть, начиная с самой первой - матриархатной - своей формы и кончая современными государствами, сущность этого явления остается неизменной: государственная власть остается диалектической формой развития правоотношений между образующими данное государственное образование субъектами права.
Информация о работе Происхождение государства и права, их теории