Происхождение государства и права, их теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

Определения понятий "государство" и "право"
Государство - это организация власти, т.е. системы правоотношений между субъектами права на определенной территории.
Государство - это машина подавления одного класса другим (В.И. Ленин).
Государство - важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.

Содержание работы

Определения понятий "государство" и "право"
1 Общая характеристика
2 Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
2.1 Древнегреческая теория
2.2 Древнеиндийская теория
2.3 Древнекитайская теория
2.4 Теологическая теория
2.5 Теологическая теория в условиях современности
3 Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
3.1 Патерналистская теория
3.2 Патриархальная теория
4 Органические концепции происхождения государства
4.1 Теория Огюста Конта
4.2 Теория Герберта Спенсера
4.3 Теории других представителей органической школы
5 Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства
5.1 Теория Гуго Гроция
5.2 Теория Томаса Гоббса
5.3 Теория Джона Локка
5.4 Теория Жан-Жака Руссо
6 Насильственные концепции происхождения государства
6.1 Теория Евгения Дюринга
6.2 Теория Людвига Гумпловича
6.3 Теория Карла Каутского
7 Психологические концепции происхождения государства
7.1 Теория Т. Д. Баштима
7.2 Теория Николая Коркунова
7.3 Теория Льва Петражицкого
8 Марксистская концепция происхождения государства
8.1 Государство по Энгельсу
8.2 Государство по Ленину
8.3 Государство по Твердохлебову Г.А.
9 Иные концепции происхождения государства
9.1 Либертарно-юридическая теория
9.2 Патримониальная теория
10 Волюнтаристские теории
10.1 Ирригационная теория
10.2 Расовая теория
10.3 Демографическая теория
10.4 Кризисная теория
10.5 Теория «инцеста»
11 Литература

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

9. Иные концепции происхождения государства

9.1  Либертарно-юридическая теория

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют  как две взаимосвязанные составные  части единого по своей сущности их социальной жизни. Исторически свобода проявляется как раз в процессе разложения и представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

9.2   Патримониальная теория

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

  1. Волюнтаристские теории

Наиболее широко распространенная из современных волюнтаристских теорий — это «автоматическая теория». Согласно этой теории, изобретение земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания и стать гончарами, ткачами, плотниками, каменотесами и т. д., таким образом, создавая дальнейшее разделение труда. Из этой профессиональной специализации развивалась политическая интеграция, которая объединила некоторое число до этого независимых общин в государство. Этот аргумент чаще всего приводился британским археологом В. Г. Чайлдом.

Принципиальным  противоречием этой теории является то, что сельское хозяйство не создает  автоматически прибавочного продукта. Мы знаем об этом, так как многие земледельческие народы мира производят мало прибавочного продукта.

10.1  Ирригационная теория

 

Ее представителем является современный немецкий ученый К. Виттфогель. Возникновение государства  он связывает с необходимостью строительства  гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях.

В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет  возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных  сооружений в аграрных районах. И  действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Материалистическая (классовая) теория.

Основные положения  этой теории изложены в работах Ф. Энгельса ("О происхождении семьи, частной собственности и государства") и К. Маркса.

Она характеризуется  двумя аспектами. Первое - государство  возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второе - в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства:

  • афинская - государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества;
  • римская - родовое общество постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают, и на развалинах возникает государство;
  • германская - государство возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем догосударственном строе не представлялось возможным.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность  права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

Отличительные признаки государства:

  • организация публичной власти;
  • организация всеобщего властвования на определенной        территории;
  • организация принудительного насилия;
  • организация, существующая за счет налогов;
  • суверенная организация (внутренний и внешний суверенитеты).

 

10.2  Расовая теория

Появилась в  эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его  основы — деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816—1882) объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В нацистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считалась важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

10.3 Демографическая теория

Сущность данной теории состоит в том, что практически  все общественные процессы, в том  числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

10.4  Кризисная теория

В этой концепции  используются новые знания, основной упор делается на организационные функции  первичных городов-государств, на взаимосвязь  происхождения государства и  становления производящей экономики. При этом особое значение придается  крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

    1.   Теория «инцеста»

Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры. Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Литература

Алексеев К. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 1990.

Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

Аристотель. М. Политика, 1911.

Библия. Книги священного писания  ветхого и нового завета 1 и 2 частию. Л., 1990.

Гоббс Т. Тт. 1. М., 1989. Т. и 2. М., 1989 М., −1991.

Государство и социальные структуры  на древнем Востоке : [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т востоковедения; [Отв. ред. М. А. Дандамаев], М.: Наука, 1989..

Гусейнов А. А. Понятие насилия и ненасилия. // Вопросы философии,. 1994. № 6.

Деев Н. М. Государственность и экологическое развитие. // Политические проблемы теории государства. М., 1993.

Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество. // Правоведение,. 1988. № 5.

Историческое и логическое в  познании государства и права / [А. И. Королев, Д. И. Луковская, Л. С. Явич и др.]; Под ред. А. И. Королева; ЛГУ им. А. А. Жданова Л. : Изд-во ЛГУ, 1988

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 1999.

Керимов Г. Шариат и его социальная сущность. М., 1973.

Косарев А. И. Происхождение и сущность государства. М., 1969.

Монтескье Ш. О духе законов. М., 1955.

Першиц А. И., Менгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1984.

Платон. Государство:. Соч.: в 3-х т. Т. 3. М.,1971.

Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности : [Сб. ст.] / Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [Отв. ред. и авт. предисл. В. А. Попов] М. : Изд. фирма «Вост. лит.», 1995

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной власти // Государственная  власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2003, № 5. - С. 45-48

Тураев Б. А. История Древнего Востока. М., 1935.

Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной  собственности и государства. М., 1982.

В. С. Нерсесянц — «Общая теория права и государства», Москва, 2004 год.


Информация о работе Происхождение государства и права, их теории