Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования в том, чтобы сформулировать понятие особенности общества, его происхождение и развитие, определить формы и соотношение общества и государства, что обуславливает следующие основные задачи исследования:
выработать подход к пониманию происхождения государства и права, проанализировать его основные предпосылки к образованию и определить его объективные и субъективные стороны;
дать общую характеристику организации общества и развития права, рассмотреть основные теории происхождения государства и права;
проанализировать соотношение общества и государства, выявить и рассмотреть существующие между ними взаимосвязи;
классифицировать общие закономерности возникновения государства и права, выявить сущность и признаки;

Содержание работы

Введение
1. Родоплеменная организация общества: система власти и социального регулирования
2. Общие закономерности возникновения государства и права
3. Основные теории происхождения государства
4. Проблема происхождения государства и права в истории политико-правовой мысли
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУ1.docx

— 48.10 Кб (Скачать файл)

Прибавочный продукт как  рост производительности труда обусловили:

появление экономической  возможности для товарообмена и  присвоения результатов чужого труда;

возникновение частной собственности;

социального расслоения первобытного общества;

образованию классов;

зарождение государства  и права.

Причины их зарождения коренятся  не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека.

Запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию  и укреплению человеческого рода, но и оказало многоплановое воздействие  на развитие общества, структуры его  внутренних и внешних отношений, культуры.

В наше время снижение рождаемости, массовый выезд людей из государства, также можно связать с процессом  ослабления государства и нрава.

Изучение истории этой проблемы показывает, что родовая  организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя  переходные стадии. Одной из переходных предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, "военная демократия", где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры (военоначальник и его дружина). Это появились задатки принуждения и подавления. Традиционная родовая организация, самоуправление уже не состоянии была разрешать возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

Можно согласиться с доминирующим ныне мнением, что одним из основных путей формирования государства, (а  это длительный процесс) был "восточный" путь, азиатский способ производства. (Древний Восток, Африка, Америка, Океания).

Этот вариант отличался  от других вариантов:

родоплеменная знать, исполнявшая  общественные должности плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат);

общественная (коллективная) собственность в государственную. Частная собственность не имела  существенного значения. На это ощутимое влияние оказали:

географические условия;

необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и  др.). Они предопределили возникновение  самостоятельной и сильной публичной  власти.

Как известно, восточные  государства заметно отличались друг от друга. Там не наблюдалось  отчетливо выраженная классовая  дифференциация. Само государство выступало  организатором производства.

Однако имели и много  общего:

были абсолютными, деспотическими монархиями;

обладали мощным чиновничьим  аппаратом;

их экономическую основу составляла государственная собственность.

Иной исторический путь возникновения  государства на территории Европы.

Главный государственно-образующий фактор здесь - классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным  формированием частной собственности  на землю, скот, рабов.

По мнению Ф. Энгельса в  наиболее "чистом" виде этот процесс  проходил в Афинах. В Риме на возникновение  классов и государства влияние  оказала борьба двух групп свободных  членов рабовладельческого общества - патрициев и плебеев. Затем (к концу II века до н. э) в Римской империи была создана мощная государственная машина.

Имеются две различные  точки зрения возникновения государства  в Западной к Восточной Европе.

Первая - в ходе разложения первобытных отношений зарождалось  феодальное государство (Германия, Россия).

Вторая - после разложения родового строя, наступили предшествующий феодализму - длительный период. Знать  выделяется в особую группу, обеспечивает себе приведении (владение землей), Крестьяне  сохраняют как свободу, так и  собственность на землю. Этот период - профеодализм, а государство профеодальное таким образом, родовая; организация социальной жизни изживает себя. Ей на смену приходит новая организационная форма общества - государственность. Это произошло на этапе производящей экономики. Воздействие оказали: разделение труда, появление патриархальной семьи, военные захваты, запрет инцеста и другие факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общие закономерности  возникновения государства и  права

С марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых  противоречий. Государство появляется там, тогда и поскольку, где, когда  и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Общество, писал Ф. Энгельс, создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и  внешних нападений. Этот орган есть государственная власть.

Ф. Энгельс делает общий  вывод, что государство не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Нужна была сила, которая бы умеряла  столкновения, держала общество в  границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более  отчуждающаяся от него, есть государство.

Возникновение государства - это приспособление общества к  новым условиям. Экономические отношения - базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой  относится и государство. Сложившийся  экономический базис, основанный на частной собственности на средства производства, развивается под охраной  и защитой государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде угнетенные классы. [9]

Возникновению рабовладения и феодализма из первобытно - общинного  строя предшествуют исторические эпохи  в сотни и тысячи лет, когда  общество находится на какой-то переходной стадии. Родоплеменные отношения  после возникновения государства  могут еще долго сохраняться  у того или иного народа, но главной  силой становится государство.

Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход  того или иного народа от догосударственного к государственно- организованному обществу, специально определяются признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно общинного строя.

Во-первых, деление граждан  по территориальному признаку, их организация  по месту жительства.

Во-вторых, наличие общественной власти, интересы которой не совпадают  с интересами населения. Общественная власть - это власть, выбранная самим  обществом-родом, племенем на собрании, которая выражала интересы всего  общества и опиралась на силу авторитета. Государственная власть-это власть не всего общества, а лишь его  части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чуждого  основной массе населения. Такую  власть, власть над обществом, называют публичной. Публичная власть воплощается  в аппарате власти. Развитие цивилизаций, формирование различных общественных структур, обострение классовой борьбы - все это приводит к усложнению органов публичной власти.

Аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата управления первобытно-общинного строя:

I. Наличием особой категории  людей, главным предназначением  которых является управленческий  труд.

II. Наличием особого аппарата  принуждения для подчинения чужой  воли насилию.

III. Наличием самостоятельного  фонда материальных средств для  поддержания аппарата управления  и принуждения, что приводит  к введению налогов и займов.

IV. Важнейшим качеством  государства - суверенитетом, который  означает независимость и самостоятельность  в определении и проведении  политики как внутри, так и  вне государства.

Возможностью государства  заниматься правотворчеством, в результате которого появляются правовые нормы, имеющие  отношение ко всему обществу или  его части. [10]

Для того чтобы более глубоко  понять, что собой представляет государственно-организационное  общество, необходимо рассмотреть сущность государства.

Сущность любого явления  есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность характерных внутренних черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.

В науке теории государства  и прав есть несколько подходов в  исследовании этого вопроса.

Классовый подход состоит  в том, что государство рассматривается  как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства  над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре  экономически и политически господствующего  класса. Другой подход заключается  в рассмотрении сущности государства  с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в социалистических, так и в буржуазных западных государствах. [11]

Государственный механизм превратился  из орудия преимущественно подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.

Поэтому любое современное  демократическое государство с  точки зрения его сущности можно  охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое - по форме.

Таким образом, можно прийти к выводу, что процесс возникновения  государства выражает переход человеческого  общества от первобытной стадии (естественного  состояния) к цивилизации, т.е. обретение  социумом качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей  собственной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные теории происхождения  государства

Известны следующие теории происхождения государства: Теологическая  теория, патриархальная теория, теория договорного происхождения государства, учение о государстве Гегеля, теория насилия (захвата), марксистская теория происхождения государства.

Самыми древними из них  являются теологическая и патриархальные теории. Согласно, этой теории проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства  невозможно. Это выгодно ее творцам, чтобы все безропотно соглашались  с ее выводами и направлениями.

Каждая теория происхождения  государства, в том числе и  эта, имеют свои положительные стороны.

Они следующие:

она не отвергает необходимость  создания и функционирования земного  государства, обеспечение надлежащего  правопорядка.

придавая государству  и государственной власти божественный ореол, эта теория поднимала его  престиж, внушала загадочность и  в определенной мере сверхъестественность;

она осуждает негативное поведение  человека, преступность, выступает  за взаимопонимание в обществе разумном порядке.

Сама теологическая теория происхождения государства в  основном не приемлема большинством населения страны.

Патриархальная теория происхождения  государства в чем-то созвучна с  предыдущей теорией. Основателем ее был выдающийся ученый Аристотель.

Он считая:

Государство - естественная форма человеческой жизни.

Вне государства общение  человека с себе подобными невозможно.

Люди существа общественные и они стремятся к образованию  патриархальной семьи.

Увеличение числа последних  к их объединение приводит к образованию  государства.

Государственная власть - продолжение  и развитие отцовской власти. [12]

Культовая идеология, а вытекает она из этой теории происхождения: государства, не только оправдывает сосредоточение неограниченной власти в руках одного человека, но и восхваляет ее, включая  и негатив в его деятельности. В глубине веков возникла и  теория договорного происхождения  государства. В древней Греции софисты  полагали, что государство возникло в результате договорного объединения  людей с целью обеспечения  справедливости.

Следовательно, государство - не божественное творение, а продукт  сознательной деятельности людей. [13]

Соглашение людей - основа законной власти. Каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству) и становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит  народу в целом, а правители - это  его уполномоченные, обязанные отчитываться перед ними и сменяться по его  воле. Это далеко не везде происходит и сейчас.

Конечно, как любая научная  теория, и так и данная, теория происхождения государства имеет  и слабые места. Она не может ответить на ряд вопросов, в частности, где, когда, каким образом состоялся  общественный договор, кто был ее участником или свидетелем. Частично, об этом уже отмечалось в данной работе. Больше необходимо говорить о  ее научной ценности.

Она впервые показала, что  государство возникает, хотя и не без участия других причин, в том  числе и объективных, как результат  сознательной и целенаправленной деятельности людей.

Это фактически первый созданный  людьми общественно-политический институт, который оказал и оказывает огромное воздействие на жизнь индивидов, социальных групп, всего общества. Из исходной функции государства - управлять  обществом - следуют другие черты  государства. [14]

Это путь совершенствования  государства, что актуально и  сегодня.

Она положила начало учениям  о народном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом  всех государственно-властных структур их сменяемости. Это также направления  усовершенствования государства.

Ряд постулатов теологической  теории и резкую критику многих положений  теории договорного происхождения  государства несет в себе учение о государстве Гегеля. Оно было направлено против теории естественных и неотчуждаемых прав человека, против идеи и целей буржуазно-демократической  революции. Гегелевская форма "Все  действительное - разумное" оправдывает  феодально-абсолитистский строй прусского государства. [15] Он в утопическо-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о государстве. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Информация о работе Происхождение государства и права