Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования в том, чтобы сформулировать понятие особенности общества, его происхождение и развитие, определить формы и соотношение общества и государства, что обуславливает следующие основные задачи исследования:
выработать подход к пониманию происхождения государства и права, проанализировать его основные предпосылки к образованию и определить его объективные и субъективные стороны;
дать общую характеристику организации общества и развития права, рассмотреть основные теории происхождения государства и права;
проанализировать соотношение общества и государства, выявить и рассмотреть существующие между ними взаимосвязи;
классифицировать общие закономерности возникновения государства и права, выявить сущность и признаки;

Содержание работы

Введение
1. Родоплеменная организация общества: система власти и социального регулирования
2. Общие закономерности возникновения государства и права
3. Основные теории происхождения государства
4. Проблема происхождения государства и права в истории политико-правовой мысли
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУ1.docx

— 48.10 Кб (Скачать файл)

Он утверждает, что в  основе всех явлений природы и  общества, а следовательно, государства  и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - "абсолютная идея". (Мировой разум, мировой дух).

В своем произведении "Философия  права" он критикует теорию договорного  происхождения государства. Он, соглашаясь, что основы государства в общей  воле, но возражает против вывода общей  воли из воли

отдельных личностей. Он оспаривал  тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано  людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. Государство не служит отдельным: лицам  и не может быть их повторением.

Государство есть высшая форма  реализации нравственности. По мнению авторов учебника Теории государства  и права Гегель считал, что государство  не служит чьим либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства. Отвергается народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть не может, по мнению Гегеля, выражать интересы народа, так как народ не только не знает, что хочет разумная воля, но не знает даже чего хочет сам.

Ряд положений учения Гегеля нередко используются властью в  своих интересах.

Теория происхождения  государства путем насилия (завоевания) возникла и получила распространение  сравнительно недавно (конец XIX начало XX века). Мать государства, утверждают ее сторонники - война, завоевания. Основоположниками  теории насилия были Л. Гумплович, К. Каутский, Е, Дюринг и другие. Они опирались в своем учении на известные исторически факты возникновения германских и венгерских государств.

Гумплович утверждал: "История не представляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения"[16].

В определенной мере это  присуще российскому государству. Еще одной особенностью учения Гумпловича является то, что он переносит законы жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

Другой представитель  этой школы Каутский считал, что  классы и государства появляются вместе как продукт войны и  завоевания. "Племя победителей  подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю  и затем принуждает побежденное  племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен спаянных друг с другом актом завоевания"[17].

Для многих наиболее приемлемой теорией происхождения государства - являлась марксистская теория. Она  была главенствующей до недавнего времени  в ряде стран в силу того, что  отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью  и несомненно, представляет собой  большое достижение теоретической  мысли. Для нее характерен, в отличие  от идеалистического подхода Гегеля, материалистический подход. Она связывает  возникновение государства с  частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.

Суть этой теории выражается в формуле "Государство есть продукт  к проявление непримиримых классовых  противоречий".

Профессор Корельский В.М. высказывает критику по этому поводу, считая; появление классов не единственной первопричиной происхождения государства. Государство - отмечает он - нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные общие факторы"[18].

Так как из нее (формулы) не усматривается, что это единственная причина происхождения государства: И ока не исключает другие не менее  важные и глубинные причины возникновения  государства.

Из изложенного выше видно, что учение о возникновении права  тесно связано с концепциями  происхождения государства.

Однако теории возникновения  права имеют много специфического, наделены рядом особенностей. Зачастую проблемы правобразования рассматриваются; в единстве с вопросами его природы, назначения права и правового регулирования.

Известно немало теорий права, ибо из истории зарождения, их происхождения  различны как по времени, так и  самого существа.

Среди них теологическая  теория, теория естественного права, историческая школа права, нормативистская и психологическая теории, марксистская концепция происхождения права и другие.

Длительное время в  нашей стране господствовала марксистская концепция происхождения права. Несомненное достоинство этой концепции  в том, что она последовательно  материалистическая. В ней убедительно  доказывается, что корни права  лежат в экономике, без экономических  гарантий оно становится иллюзорным.

Марксизм связывает происхождение  права с классами и классовыми отношениями, утверждает, что в праве  лишь воля экономически господствующего  класса. Это однобоко. Бесспорно, что  возникновение права предопределено и другими общественными причинами. Изучение теологической теории происхождения  государства и такой же истории  возникновения права еще раз  показывает взаимосвязь и взаимозависимость  их друг от друга с одной стороны, дополнение и обогащение их - с другой.

Одной из древних является теологическая теория. Это право  божественного происхождения, вечное и выражающее божью волю, высший разум явления. Но она не отрицает наличие в праве природных  и гуманистических (человеческих) начал. Утверждается, что право богом  данное искусство добра и справедливости. Достоинство этой теорий, что она  одна из первых связало право с  добром и справедливостью. Однако она  опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру, религию.

Наиболее распространенной можно назвать теорию естественного  права. Свое начало она берет еще  в Древней Греции и Древнем  Риме и связано с именами Демокрита, Сократа, Платона. Эта теория отражает попытку ученых-мыслителей выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенных самой природой человека. "Закон - указывал Демокрит, - стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо, для повинующихся закону - закон только свидетельство их собственной добродетели". [19]

Эта теория прошла сложный  путь развития, ее популярность, всплеск  расцвета, всегда были связаны со стремлением  людей изменить свою жизнь к лучшему - это и эпоха Возрождения, и  эпоха буржуазных революций и  современная эпоха перехода к  правовому государству, в частности, в нашей стране. Объектом внимания, являются права человека и гражданина, политические и гражданские права, экономические, социальные и культурные права, абсолютные и безотлагательные, относительные и прогрессивные, права индивида и групп индивидов, права народа и сообществ. Особенно, это относится к так называемому "третьему поколению прав человека - на мир, на чистую окружающую среду" 1 и т.п.

Положительно значение этой теории:

она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

благодаря ей, различают  право и закон, естественное и  позитивное право;

она концептуально соединяет  право и нравственность. Позитивистская теория прававозникла в значительной степени как оппозиционная теория предыдущей теории возникновения права. Основные

права и свободы первичны по отношению к законодательству. Позитивизм вводит понятие "субъективное право" как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические  обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему.

Права граждан, как правило, открыто перечисляются в Конституциях

стран, а права государства  остаются своего рода "вещью в  себе". Положительным в этой теории являются:

возможность установления стабильного  правопорядка;

детального изучения догмы  права - структуры, правовой нормы, оснований  юридической ответственности, классификации  норм и нормативных актов, видов  интерпретации.

К негативным моментам относятся:

введена искусственная ограниченность права как системы от фактических  общественных отношений;

отсутствие возможности  нравственной оценки правовых явлений;

отказ от исследований содержания нрава, его цели.

Как доказывали создатели  исторической школы права в Германии XVIII и XIX века, право зарождается и  развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Его видные представители Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждает, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право".

Нормативистская теория права, как утверждал ее создатель Г. Кельзен, не подчиненное принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе, т.е. выводится, право из самого права. Причин возникновения права не существовало.

Эта теория основана на том, что право - это совокупность норм, внешне выраженных в законах и  иных нормативных актах. Ее автор  считал, что право представляет собой  стройную, с логически взаимосвязанными элементами, иерархическую пирамиду во главе с основной нормой. Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от вышестоящей в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.

Современное понимание права  в рамках этой теории выглядит так:

Право - это система взаимосвязанных  и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах).

Нормы права издаются государством, в них выражается государственная  воля, возведенная в закон.

Норма права регулирует наиболее важные общественные отношения.

Само право и его  реализация обеспечиваются в необходимых  случаях принудительной силой государства.

От норм права зависят  возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Среди достоинств этой теории следует отметить.

Она позволяет создавать  и совершенствовать систему законодательства.

Обеспечивает определенный режим законности.

Формирует представление  о праве как о формально-логической основе правосознания граждан.

Обеспечивает формальную определенность права, что позволяет  четко обозначить права и обязанности  субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения,

Позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик  права, что особенно важно при  правоприменении.

Среди ряда недостатков этой теории следует особо отметить абсолютизацию  государственного влияния на правовую систему.

Причины правообразования согласно психологической теории права усматриваются в психике людей, в "императивно-атрибутивных правовых переживаниях". Право - это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида.

Родоначальник этой теории Л.И. Петражицкий, как видно из высказываний, правом признает конкретную психологическую реальность - правовые эмоции человека.

Последние подразделяются на:

Переживание позитивного  права, установленного государством.

Переживание интуитивного, личного права.

Интуитивное право и выступает  регулятором поведения человека. Поэтому оно рассматривается  как реально, действительное право.

Положительное в ней - обращается внимание на одну из важнейших сторон правовой системы - психологическую.

К недостаткам относятся:

Ее односторонний характер.

Отрыв от объективной реальности.

Невозможность в ее рамках структурировать право.

Невозможность отличить право  от иных социально-регулятивных явлений.

В середине XIX столетия возникла социологическая теория права. Известны представители социологической  юриспруденции Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Она рассматривает праве как эмпирическое явление. Эмпиризм - единственным источником познания признается чувственное восприятие и опыт. Недооценивается значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.

Основной постулат его  состоит в том, что "право следует  искать не в норме или психике, а в реальной жизни". В основу понятия прав положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы  закона правосознание не отрицаются, но и не признаются правом они являются признаками права, а само право - это  порядок в общественных отношениях, действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той  или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивным в ней можно  признать:

Общество и право рассматриваться  как целостное, взаимосвязанное  явление.

Изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся  в обществе правовых отношений.

Подчеркивается роль права  как средство социального контроля и достижения социального равновесия.

Возвышается роль судебной власти. Критикуются положения теории:

Об отрицании нормативности, как важнейшего свойства права.

Недооценка в праве  нравственно-гуманистических начал.

Смешение одного из факторов образования права - интереса с самим  правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблема происхождения  государства и права в истории  политико-правовой мысли

Информация о работе Происхождение государства и права