Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 12:55, курсовая работа
Описание работы
Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда лив в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства и права, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. Вот почему необходимо изучить характеристику сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, антропологии истории социологических наук непосредственно изучающих это общество.
Содержание работы
Введение………………………………………….……………………….…… Глава 1. Исторические предпосылки возникновения государства и права……………………………………………………………………..…….. 1.1. Возникновение государства..…………………………………………. 1.2. Основные причины и условия возникновения права…………..…… Глава 2. Теории происхождения государства и права. Теория насилия….. 2.1. Основные теории происхождения государства и права..………..…. 2.2. Происхождение государства и права на примере теории насилия…………………………………………………………..……….……. Заключение……………………………………………………………………. Список использованной литературы………………
В обществе, основанном на частной
собственности, право развивалось более
обширно, отличалось высокой степенью
формализации и определенности законодательства,
и прежде всего - гражданского, регулирующего
более сложную систему имущественных
отношений (например, частное римское
право).
Происхождение права (современные
трактовки). Вопрос о происхождении права,
так же как и вопрос о происхождении государства,
не имеет в современной отечественной
теории государства и права однозначного
решения. Если в советский период господствующей
была точка зрения, согласно которой право
возникает одновременно с государством
в силу одних и тех же причин – раскола
общества на антагонистические классы,
- то в настоящее время на сей счет высказываются
и иные мнения.
Если обобщить высказанные
в современной отечественной литературе
мнения относительно времени и причин
возникновения права, то можно выделить
три основных позиции:4
возникновение права связано с возникновением
государства, хотя причины его возникновения
видят не столько в расколе общества на
антагонистические классы, сколько преимущественно
в развитии производящей экономики и необходимости
ее регулирования;
право возникает не одновременно с государством,
а несколько раньше, когда начинают складываться
и развиваться товарно-рыночные отношения,
поскольку именно такого рода общественные
отношения требуют права и правового регулирования.
Более того, некоторые представители этой
точки зрения считают, что возникновение
права повлекло за собой возникновение
государства, поскольку право нуждалось
в обеспечении со стороны организованной
силы, а такой силой, способной обеспечить
нормальное функционирование права, могло
быть только государство;
право возникает одновременно с обществом,
поскольку без права общество не может
ни существовать, ни развиваться. Исходный
постулат этой позиции таков: где общество,
там и право.
Вопрос о происхождении права
нужно увязывать с понятием права. В русском
языке, равно как и в других языках, слово
«право» имеет разные значения. Даже юридическая
наука употребляет это слово в разных
смыслах.
Поэтому, говоря о происхождении
права, не лишним будет уточнить, о происхождении
какого права идет речь – естественного
или позитивного. Дело в том, что
в отечественной теории государства и
права принято теперь различать право
естественное и право позитивное.
Право естественное – это право
в так называемом общесоциальном смысле.
Это социально оправданная возможность,
свобода определенного поведения людей.
Люди, вступая в различные отношения друг
с другом (общественные отношения), имеют
возможность совершать те или иные действия,
возможность вести себя определенным
образом в той или иной ситуации. Такие
возможности складываются как бы сами
по себе, естественным путем, в процессе
общения людей друг с другом. Они получают
общественное признание и закрепляются
в определенных правилах поведения (прежде
всего в обычаях).5
Позитивное право – это право
в юридическом смысле. Это установленные
или санкционированные (разрешенные, утвержденные)
государством правила (нормы) поведения
людей, содержащие различные предписания
относительно того, как можно или следует
себя вести в соответствующей ситуации.6
Естественное и позитивное
право могут быть связаны между собой.
Но они не тождественны друг другу и возникают
не в одно время. Исторически первым возникает
естественное право, получая свое выражение
и закрепление в нормах поведения первобытного
общества. Что представляли собой эти
нормы, однозначного ответа наука не дает.
Однако многие исследователи склоняются
к тому, что этими нормами были первобытные
обычаи, которые постепенно складывались
в общении между людьми и затем передавались
из поколения в поколение. Они «жили» в
сознании людей и не имели письменного
оформления. Внешне они проявлялись непосредственно
в поведении людей, принимая нередко форму
обрядов и ритуалов.
Однако, рассматривать первобытные
обычаи как право можно лишь при условии,
если под правом здесь будет пониматься
естественное право. Но и в этом случае
едва ли правильно первобытные обычаи
называть правом, поскольку в них не меньшей
(если не в большей) степени находили свое
выражение и первобытная религия, и первобытная
мораль. В этой связи первобытные обычаи
с таким же успехом можно назвать религией
или моралью. К тому же эти обычаи еще не
различали четко права и обязанности членов
общества. Поэтому вполне оправданно их
называть мононормами, учитывая, что в
первобытных обычаях синкретически, т.е.
в единстве, в нерасчлененном виде, выражены
и правовые, и религиозные, и нравственные
начала.
С переходом первобытного общества
к производящей экономике, с возникновением
и развитием товарно-рыночных отношений
постепенно начинают складываться новые
обычаи, обычаи с собственно правовым
содержанием. В них, в отличие от первобытных
обычаев, уже различаются права и обязанности,
т.е. возможность и необходимость определенного
поведения. Так возникают правовые обычаи
или обычное право. Но оно правом в юридическом
смысле не являлось, поскольку право в
юридическом смысле – это позитивное
право, право либо установленное, либо
санкционированное государством. Здесь
же государства пока не было, а имел место
предгосударственный период. Поэтому
правовые обычаи этого периода - еще не
позитивное право, а протоправо, право,
которое не потеряло своего естественного
характера, но уже начало приобретать
определенные юридические качества. Это
выразилось хотя бы в том, что наряду с
правами правовые обычаи начали различать
и обязанности.
Наконец, с возникновением государства
возникает позитивное право, т.е. право
в юридическом смысле. Оно уже обеспечивается
государством, государственным принуждением
и четко разграничивает юридические права
и обязанности. Принято выделять три основных
способа возникновения позитивного права:
санкционирование обычаев, создание юридических
прецедентов и установление нормативных
правовых актов.7
Санкционирование обычаев (точнее
правовых обычаев) – наиболее ранний способ
возникновения позитивного права. Он выражался
в том, что государственные органы, прежде
всего суды, решая конкретные вопросы,
основывали свои решения на соответствующих
правовых обычаях, придавая тем самым
этим обычаям юридическое значение. Со
временем правовые обычаи начали подвергаться
систематизации и обретать письменную
форму. Так возникли первые источники
позитивного права.
Создание юридических прецедентов
– тоже довольно ранний способ возникновения
позитивного права. В некоторых государствах
(например, в Англии) выносимые на основе
правовых обычаев судебные решения постепенно
становились образцами, своеобразными
эталонами для решения аналогичных дел.
Такого рода судебные, а затем и административные
решения, сформировали прецедентное право,
ставшее другим источником позитивного
права.
Установление нормативных правовых
актов считается более поздним способом
возникновения позитивного права по сравнению
с первыми двумя. Он выражается в издании
государственными органами специальных
документов, в которых содержатся юридические
нормы – правила поведения, исходящие
непосредственно от государства. К этому
способу государство прибегает либо тогда,
когда правовые обычаи и юридические прецеденты
перестают быть достаточными для регулирования
общественных отношений, либо тогда, когда
государство, особенно в лице его центральных
органов, стремится активно воздействовать
на общественную жизнь. Такой способ возникновения
позитивного права особенно характерен
для современных государств.
Таким образом, подводя итог
первой главе можно сказать, что государство
и право существовали не всегда, а появились
на определенном этапе развития общества.
Первопричиной создания государства явилось
возникновение производящей экономики,
которая создала предпосылки классового
деления общества. Государственно-организованному
обществу предшествовал первобытнообщинный
строй, при котором орудия производства
были несовершенны, а производительность
труда низкая. Чтобы обеспечить свое существование
люди должны были объединять средства
производства и свой труд. В результате
этого в основе жизни общества лежало
общественная собственность на средства
производства, а распределение продуктов
труда осуществлялись на началах равенства.
Жизнь этого общества на ранних ступенях
его развития строилась на началах естественного
самоуправления, которое соответствовало
уровню его экономического, социального,
интеллектуального, культурного и духовного
развития и зрелости самого человека.
Далее, в процессе долгого, неуклонного
развития производительных сил, постепенно
создаются предпосылки его разложения.
Первостепенную роль в развитии экономики
и в переходе к качественно новому способу
производства сыграло общественное разделение
труда. Причинами, которые вызвали учреждение
государства, являлось разложение первобытного
строя, совершенствование экономики связанное
с ростом производительности труда, и
появление избыточного продукта, а также
изменение в нормативном регулировании.
Ведь право, как особая система юридических
норм и связанных с ним правовых отношений
возникло в истории общества в силу тех
же причин, что и государство. Вообще, из
выше изложенного понятно, что право, как
явление общественной жизни, как мерило
свободы и справедливости в человеческих
взаимоотношениях, сформировалось раньше,
чем государство. С его возникновением,
оно приобретает лишь новое качество.
Оно становится правом, охраняемым государством,
его принудительной силой. Право не теряет
при этом своих объективных признаков,
как регулятора общественных отношений,
но приобретает новые свойства, порождаемые
его неразрывной связью с государством.
Глава 2. Теории происхождения
государства и права.
Теория насилия
2.1. Основные теории происхождения
государства
В мире всегда существовало
множество теорий, объясняющих
происхождение государства и права. Существование
их вполне естественно и понятно, если
иметь в виду, с одной стороны, сложность
и многогранность таких явлений, как государство
и право, а с другой - тот факт, что каждая
из этих теорий отражает или различные
взгляды и суждения тех или иных групп,
слоев, классов, наций, других социальных
общностей на данный процесс, или взгляды
и суждения одной и той же социальной общности
на разные аспекты процесса происхождения
государства и права. В основе
таких взглядов и суждений всегда находились
и находятся различные
экономические, финансовые, политические
и иные интересы.
Речь идет не только о классовых
интересах и связанных с ними
противоречиях, как это длительное время
утверждалось в нашей отечественной и
отчасти в зарубежной литературе. Вопрос
ставится гораздо шире. Имеется в виду
весь спектр существующих в обществе интересов
и противоречий, оказывающий прямое или
косвенное влияние на процесс возникновения,
становления и развития государства и
права.
За время существования юридической,
философской и политической наук были
созданы десятки самых разных теорий и
доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи
самых различных предположений. А споры
о природе государства и права продолжаются
и по сей день.
Особая роль в решении вопроса
о происхождении государства и права на
протяжении истории развития человечества
отводилась религии. Еще в Древнем Египте,
Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного
происхождения государства и права. «Закон
дал нам Моисей, наследие
обществу Иакова», - читаем мы в Библии.
Но особенно широко данные идеи
распространились на стадии
перехода многих народов к феодализму
и в феодальный период. На рубеже ХП-ХШ
вв. в Западной Европе развивается, например,
теория «двух мечей». Она исходит из того,
что основатели церкви имели два меча.
Один они вложили в ножны и оставили при
себе, ибо не пристало церкви самой использовать
меч. А второй - они вручили государям,
для того чтобы те могли вершить земные
дела. Государь, по мнению богословов,
наделяется церковью правом повелевать
людьми и является слугой церкви. Основной
смысл этой теории состоит в том, чтобы
утвердить приоритет духовной
организации (церкви) над светской (государством)
и доказать, что нет
государства и власти «не от Бога».8
Примерно в тот же период появляется
и развивается учение широко
известного в просвещенном мире ученого-богослова
Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс
возникновения и развития государства
и права
аналогичен процессу сотворения Богом
мира. Сам «божественный разум»
согласно учению Ф. Аквинского, управляет
всем миром, лежит в основе всей природы,
общества, мирового порядка, каждого отдельного
государства.9
Религиозные учения о происхождении
государства и права имеют
хождение поныне. Поныне продолжают существовать
и идеи, высказанные еще в Древнем Риме,
о том, что на возникновение и развитие
государства и права, а особенно на закат
отдельных государств и правовых систем
решающее влияние оказали нравы, мораль.
Жажда денег и власти, алчность, честолюбие,
высокомерие, жестокость и другие отрицательные
человеческие черты и страсти вели к гибели
государств. «Что послужило главной причиной
упадка Римского государства?» - спрашивает,
например, римский историк I в. до н.э. Гай
Саллюстий Крисп в известной своей работе
«Заговор Каталины». И отвечает: «Упадки
нравов, стяжательство, страсть к распутству,
обжорству и прочим излишествам».10
Все сказанное о падении нравов
населения окончательно подорвало
основы Римского государства, и оно было
обречено. Так может случиться с любым
государством. Нравы - положительные и
отрицательные, добрые и злые - несомненно,
играли и играют значительную роль в процессе
возникновения и развития государства
и права. Важную, но не решающую. Они являются,
скорее, следствием, а не первопричиной.
Хотя и выступают иногда, как в случае
с Римской империей, на первый план.
Наряду с названными теориями
важная роль в решении вопроса о
происхождении государства и права на
протяжении всей истории развития человечества
отводилась и другим теориям.
За время существования юридической,
философской и политической наук были
созданы десятки самых разных теорий и
доктрин. Их разнообразие связано с одной
стороны, многогранностью таких явлений,
как государство и право, с другой – с
тем, что каждая теорий отражает субъективизм
ученых или различные взгляды и суждения
тех или иных классов, других социальных
общностей, или взгляды на разные аспекты
процесса происхождения и развития государства
и права. В основе таких взглядов и суждений
всегда находились и находятся различные
экономические, финансовые, политические
и иные интересы.
К основным теориям возникновения
государства принято относить:
теологическую (религиозная, божественная);
патриархальную (отеческая);
договорную (естественно-правовая);
органическую;
психологическую;
ирригационную;
насилия (внутреннего и внешнего);
экономическую (классовую).11
Приведенные выше теории, разумеется,
не исчерпывают всего многообразия взглядов
современных исследователей на происхождение
государства, в научной и учебной литературе
встречаются и другие мнения по данному
вопросу, в связи с чем, безусловно, усвоение
всего объема затруднено.