ВВЕДЕНИЕ
Теория государства и права
- общетеоретическая юридическая наука,
изучающая закономерности функционирования
государства и права в их неразрывной
взаимозависимости. Являясь фундаментальной,
она занимает ведущее место в системе
юридических наук и имеет методологическое
значение для всех направлений научной
мысли, в той или иной степени затрагивающей
проблемы государства и права.1
Среди теоретиков государства
и права никогда не было раньше и в настоящее
время нет не только единства, но даже
общности взглядов в отношении процесса
происхождения государства и права. При
рассмотрении данного вопроса никто, как
правило, не подвергает сомнению такие,
например, общеизвестные исторические
факты, что первыми государственно-правовыми
системами в Древней Греции, Египте, Риме
и других странах были рабовладельческие
государство и право. Никто не оспаривает
того факта, что на территории нынешней
России, Польши, Германии и ряда других
стран никогда не было рабства. Исторически
первыми здесь возникали не рабовладельческие,
а феодальные государство и право.
Не оспариваются и многие другие
исторические факты, касающиеся происхождения
государства и права. Однако этого нельзя
сказать обо всех случаях, когда речь идет
о причинах, условиях, природе и характере
происхождения государства и права. Над
единством или общностью мнений здесь
преобладает разнобой.
В мире всегда существовало
и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения и
развития государства и права. Это вполне
естественно и понятно, ибо каждая из них
отражает или различные взгляды и суждения
различных групп, слоев, наций и других
социальных общностей на данный процесс.
Или – взгляды и суждения одной и той же
социальной общности на разные аспекты
данного процесса возникновения и развития
государства и права.2
Из всего выше сказанного и
вытекает актуальность выбранной мною
темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является:
Рассмотреть происхождение государства.
Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть понятие
государство и его сущность;
2. Раскрыть причины возникновения
государства;
3.Рассмотреть основные теории
возникновения государства.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА
И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и
сущность государства
В юридической науке существуют
различные понятия и определения государства.
Государство – это политическая
организация общества, обеспечивающая
единство и целостность, осуществляющая
посредством государственного механизма
управление делами общества, суверенную
публичную власть, придающая праву общеобязательное
значение, гарантирующая права, свободы
граждан, законность и правопорядок.
Государство – это организация
политической власти, содействующая преимущественному
осуществлению конкретных интересов (классовых,
общечеловеческих, религиозных, национальных
и т.п.) в пределах определенной территории.
Многие исследователи подчеркивали,
что государство представляет собой объединение,
корпорацию, общность людей, проживающих
на определенной территории и подчиненных
политической власти, способной применять
принуждение.3
Рассматривая государство с
разных позиций – философской, исторической,
социологической, юридической, географической
и др., можно выделить лишь те или иные
аспекты (характеристики) государства.
Юридический подход позволяет
выделить следующие основные признаки
государства, отличающие его от других
организаций современного общества. К
ним обычно относят:
1) наличие особой публичной
(политической) власти, располагающей
специальным аппаратом управления
и принуждения;
2) государственный суверенитет;
3) общеобязательный характер
актов, издаваемых государством;
4) взимание налогов.
Особая публичная (политическая)
власть – один из главных признаков государства.
Выступая в роли арбитра между
различными слоями, группами и классами
населения, государственная власть приобретает
политический характер. Особенность этой
власти в том, что она не совпадает с обществом,
а стоит над обществом, отделена от него.
Эта власть обладает относительной самостоятельностью
по отношению к обществу и другим источникам
власти.
Публичная власть институционализирована,
– ее осуществляет государственный аппарат.
Он обслуживается слоем людей, чиновниками,
для которых работа в государственном
аппарате служит профессией.
Суверенитет означает верховенство
государственной власти внутри страны,
т.е. ее самостоятельность в определении
содержания своей деятельности, внутренней
и внешней политики, и независимость во
взаимоотношениях с другими государствами.
Однако суверенитет современных государств
самоограничивается исходя из необходимости
соблюдения естественных и неотчуждаемых
прав человека, а также – международных
договоров.
Общеобязательный характер
актов государства вытекает из исключительных
полномочий государства осуществлять
правотворчество, т.е. издавать, изменять
или отменять юридические нормы. Только
государство посредством общеобязательных
актов может устанавливать правовой порядок
в обществе и принуждать к его соблюдению.
Налогообложение также составляет
один из основных признаков государства,
поскольку без налогов, других обязательных
платежей государство не может содержать
свой аппарат. Только государство вправе
устанавливать налоги и распространять
обязанность их уплаты абсолютно на всех,
кто находится на его территории, либо
освобождать от них отдельные категории
людей и организаций.
С учетом перечисленных признаков
государство – это исторически выделившаяся
из общества политическая организация
особой суверенной публичной власти, выражающая
и защищающая общие интересы различных
социальных групп, а также обеспечивающая
выполнение общих дел, вытекающих из природы
общества.4
Сущность – главное, основное
в понятии или явлении. Раскрыть сущность
государства – значит выявить то главное,
определяющее, что обуславливает его объективную
необходимость в обществе, уяснить, почему
общество не может существовать и развиваться
без государства. Сущность государства
– то главное в этом явлении, что определяет
его содержание, цели, функции. И таким
основным является власть, её принадлежность.
Различают два основных подхода
к сущности государства:
- Классовый;
- Общесоциальный.
При классовом подходе государство
можно рассматривать как организацию
политической власти господствующего
класса, при котором возникают классовые
противоречия, разрешаемые с помощью насилия.
Классовая сущность государства ярко
выражена в недемократических диктаторских
государствах.
При общесоциальном подходе
государство рассматривается как организация
политической власти. В развитых демократических
странах государство является эффективным
механизмом устранения общественных противоречий
путём достижения общественного компромисса.
В них кассовая сущность отступает на
второй план.
При рассмотрении государства
в развитии прослеживается закономерность
постепенного перехода от классовой сущности
государства к социальной.
Сущность государства многие
учёные толковали по-разному. Одни считали,
что государство – это политический феномен,
присущий к классовому обществу. Другие
утверждали, что государство является
носителем политической власти. Распространена
также точка зрения, что государство выступает,
прежде всего, как средство социального
компромисса, как механизм управления
делами общества.
В современный период распространена
точка зрения, что государство – это социальный
организм, политический способ существования
гражданского общества.
Иногда государство изображают
как надклассовое образование. Государство
на самом деле выступает как инструмент
решения общих дел, организация всего
общества. Это организующая сила общества,
которая выражает и сохраняет личные и
общественные интересы всех граждан общества
(общественная функция). Именно в этом
плане государство как историческое явление
имеет двойственную природу. Этот момент
подчёркивал К. Маркс. Он писал, что государство
выступает: как политическая форма организации
общества и как орудие элитарно-классового
господства. Следовательно, существует
социальная, общечеловеческая и классовая
стороны государства. «Деятельность государства,
- писал К. Маркс, - охватывает два момента:
и выполнение общих дел, вытекающих из
природы всякого общества, и специфическую
функцию, вытекающую из противоположности
между правительством и народными массами»
С этой точки зрения государство
выступает как форма организации классового
общества, являющейся по своему устройству
многоаспектным социальным образованием.
В современных цивилизационных
обществах происходит сужение принудительных
функций государства, расширение и
обогащение социальных функций, что приближает
перерастание государства в организацию
всего общества, в полностью правовое
государство (например, некоторых передовых
странах Запада)5
Исходя из сказанного, при определении
понятия государства необходимо учитывать
как классовые элементы и соответствующие
признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые
черты и признаки.
Принципиальное значение сущности
государства заключаются в том, что:
- Это территориальная организация
людей;
- Им предоставляются родоплеменные
(«кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;
- Создаётся структура нейтральная
к национальным, религиозным и социальным
признакам людей.
1.2 Причины возникновения
государства
На протяжении многих столетий философов
и исследователей волновали вопросы: по
какой причине возникло государство? С
чем был связан переход от протогосударств
к более сложной форме общественного бытия?
Современные исследователи государства
и права сходятся во мнении, что переход
к государству стал возможен под воздействием
различных факторов, он не был однороден
и отличался в зависимости от культурных
и географических различий.
Итак, причины возникновения государства –
это совокупность факторов, культурных
и географических предпосылок, которые
привели к возникновению такого способа
общежития человека, как государство.
Классификация причин и предпосылок
возникновения государства
Переход от протогосударств к государству
был возможен при наличии следующих предпосылок:
1. Социально-экономические предпосылки.
Возникновение государства не представляет
возможным без наличия сложной структуры
социальной и экономической организации
общества.
2. Военные и политические предпосылки.
Возникновение государства не представляется
возможным без наличия политической воли отдельных
влиятельных представителей племенной
знати. Зачастую этому процессу предшествовала военная
агрессия и завоевания одних племен другими.
3. Естественные предпосылки.
Возникновение государства не представляется
возможным без наличия естественных (биологических
и психологических) предпосылок природы
человека к самоорганизации и социализации.
4. Теологические предпосылки.
Возникновение государство, как правило,
связано с определенной религиозной или
мировоззренческой доктриной, которая
способствовала объединению человеческого
общества вне рамок одного клана или семьи.
На сегодняшний день мы можем смело утверждать,
что такой способ общежития как государство
возник при наличии всех или нескольких
вышеописанных предпосылок.6
Государство возникло как закономерный,
объективный результат естественного
развития общества на известной ступени
его зрелости. Государство выделилось
из общества в процессе разложения первобытнообщинного
строя под воздействием целого ряда причин
и факторов. Обычно к ним относятся:
- углубленное общественное разделение
труда, выделение управления в
целях повышения его эффективности
в специальную отрасль общественной
деятельности. По мере развития
производительных сил, расширения
хозяйственных и иных связей,
укрупнения человеческих общностей
у общества появилась потребность
в усилении управленческих функций
и сосредоточении их у определенных
лиц и органов;
- возникновение в ходе развития
общественного производства частной
собственности, классов и эксплуатации.
Государство появляется как результат
непримиримости классовых интересов,
как политическая организация
экономически господствующего класса
и орудие подавления им других
классов и слоев.
Политическая теория, наряду с классовыми
причинами, выделяет и другие причины
возникновения государства:
- демографические факторы, изменения
в воспроизводстве самого человека.
Здесь имеется в виду рост
численности и плотности населения,
переход народов от кочевого
к оседлому образу жизни, запрет
кровосмешения и упорядочения брачных
отношений. Все это повышало потребность
общества в регулировании взаимосвязей
между людьми, проживающими на определенной
территории;
- антропологические факторы. Представители
антропологических концепций считают,
что государственная форма организации
коренится в самой общественной
природе человека. Государство, подобно
семье и селению, есть естественная,
органически присущая человечеству
на определенной стадии развития
высшая форма общежития;
- психологические, рациональные и
эмоциональные факторы. Государство
рассматривается здесь как плод
человеческого разума, созревший
под влиянием определенных потребностей
и эмоций человека. Эта точка
зрения характерна, в частности,
для договорных (контрактных) теорий
государства.