Каутский также видит источник
государства во внешнем насилии, в войнах.
Племя-победитель, по его утверждению,
подчиняет себе побежденное племя, присваивает
землю этого племени, а затем принуждает
его систематически работать на себя,
платить дань или подати. В результате
такого завоевания возникает деление
на классы, а принудительный аппарат, создаваемый
победителями для управления побежденными,
превращается в государство.
Победители образуют правящий
класс, а побежденные и порабощенные –
"класс рабочих и служащих". Сторонники
теории насилия полагают, что до тех пор,
пока племя состоит лишь из "схожих
между собой единоплеменников", между
ними нет вражды, войн, а, следовательно,
и рабства. Когда же одно племя покоряет
другое, то тут же появляются рабы, возникает
и развивается институт рабства. Таким
образом, согласно теории насилия, войны,
насилие одних племен над другими рассматривается
и в качестве основных причин рабства.
Что же касается естественноисторического
процесса зарождения и развития данного
института, то он или вообще игнорируется,
или же отодвигается на второй план.
Сторонники теории насилия,
считают, что насилие порождает рабство
и ведет к появлению частной собственности.
С последней же связан, согласно теории
насилия, переход племен от кочевого образа
жизни и быта к оседлому земледельческому.
Зарождающаяся при этом государственная
власть опирается исключительно на физическую
силу. Это – государство племени. Его основа
– физическое преобладание одного племени
над другим. По мере развития общества
государство племени перерастает в государство
класса. Основой последнего является экономическое
господство власть имущих.
Отвергать полностью теорию
насилия нельзя не только из формальных
соображений, но и на основании исторического
опыта, который подтверждает, что завоевание
одних народов другими являлось реальным
фактором существования государственности
исторически длительное время (например,
Золотая Орда). Элемент насилия, как внутреннего,
так и внешнего, объективно присутствовали
и сопровождали процесс создания любого
государства (римское, древнегерманские
государства, Киевская Русь). В более позднее
время непосредственное насилие сыграло
решающую роль в образовании американского
государства: борьба между Севером и рабовладельческим
Югом в итоге привела к образованию США
в их современном "демократическом"
виде. Ясно, что эти реальные факты исторической
действительности лишь частично подтверждают
истинность теории насилия, но не позволяют
игнорировать ее научные положения. Абсолютизируя
роль насилия в истории, данная теория
не учитывает того, что очень многие государства
и правовые системы раньше и сейчас создаются
и развиваются отнюдь не в результате
завоевания извне или иным насильственным
путем.
Недостатком теории насилия
является то, что насилие (при его важной
роли) было не единственным фактором, повлиявшим
на возникновение государства. Для того,
чтобы могло возникнуть государство, необходим
такой уровень экономического развития
общества, который позволил бы содержать
государственный аппарат. Если этот уровень
не достигнут, то никакие завоевания сами
по себе не могут привести к возникновению
государства. И для того, чтобы государство
появилось в результате завоевания, к
этому времени должны уже созреть внутренние
условия, что имело место при возникновении
германских и венгерских государств.13
2.5 Психологическая
теория
Появление государства и права
по данной теории обуславливается проявлениям
свойств человеческой психики: потребностью
подчиняться, подражанием, сознанием зависимости
от элиты первобытного общества, осознанием
справедливости определенных вариантов
действия и отношений и проч.
Естественно, что социальные
закономерности реализуются через человеческое
поведение, деятельность. Поэтому свойства
человеческой психики оказывают определенное
влияние на реализацию этих закономерностей.
Но, с одной стороны, это влияние не является
решающим, а с другой - сама человеческая
психика формируется под влиянием соответствующих
экономических, социальных и иных внешних
условий. Поэтому именно эти условия и
должны учитываться в первую очередь.
Ее сторонники определяют общество
и государство как сумму психических взаимодействий
людей и их различных объединений. Суть
данной теории состоит в утверждении психологической
потребности человека жить в рамках организованного
сообщества, а также в чувстве необходимости
коллективного взаимодействия. Говоря
о естественных потребностях общества
в определенной организации, представители
психологической теории считают, что общество
и государство есть следствие психологических
закономерностей развития человека. В
действительности же объяснить причины
возникновения и функционирования государства
только с психологической точки зрения
вряд ли возможно. Понятно, что все общественные
явления разрешаются на основе психических
актов людей и вне их нет ничего общественного.
В этом смысле психологическая теория
объясняет многие вопросы общественной
жизни, которые ускользают от внимания
экономической, договорной, органической
теорий. Однако попытка свести всю общественную
жизнь к психологическому взаимодействию
людей, объяснить жизнь общества и государства
общими законами психологии - такое же преувеличение, как
и все другие представления об обществе
и государстве.
Основная суть психологической теории
заключается в том, что у человека существует
психологическая потребность жить в рамках
организованного сообщества, а также чувство
коллективного взаимодействия. Психика
человека, его импульсы и эмоции играют
главную роль не только в приспособлении
человека к изменяющимся условиям, но
и в образовании государства и права.
Однако люди не равны по своим психологическим
качествам. Так же как по физической силе
различают слабых и сильных, также различными
являются и качества психологические.
Одни люди склонны подчинять свои поступки
авторитету. Им свойственна потребность
подражать. Сознание зависимости от элиты
первобытного общества, осознание справедливости
определенных вариантов действий и отношений
и прочее вносит в их душу успокоение и
дает состояние стабильности, уверенности
в их поведении. Другие люди, напротив,
отличаются желанием повелевать и подчинять
своей воле других. Именно они становятся
лидерами в обществе, а затем и представителями
публичной власти, служащими государственного
аппарата.14
2.6 Органическая
теория
Органическая
теория происхождения государства получила
широкое распространение во второй половине
XIX в. в трудах Спенсера, Вормса, Прейса
и др. Именно в эту эпоху наука испытала
на себе мощное влияние идеи естественного
отбора, высказанной Дарвином.
По мнению
представителей данной доктрины, государство
— это организм, постоянные отношения
между частями которого аналогичны постоянным
отношениям между органами живого существа,
т.е. государство — продукт социальной
эволюции, которая выступает в связи с
этим лишь разновидностью эволюции биологической.
Государство,
будучи разновидностью биологического
организма, имеет правителей и средства
выполнения его решений подданных.
Подобно тому, как среди
биологических организмов в результате
естественного отбора выживают наиболее
приспособленные, так и в социальных организмах
в процессе борьбы и войн складываются
конкретные государства, формируются
правительства, совершенствуется структура
управления. Таким образом, государство
практически уравнивается с биологическим
организмом.
Отрицать
влияние биологических факторов на процесс
происхождения государственности было
бы неправильно, ибо люди не только социальные,
но и биологические организмы.
Вместе с тем
нельзя механически распространять все
закономерности, присущие только биологической
эволюции, на социальные организмы, нельзя
полностью сводить проблемы социальные
к проблемам биологическим. Это хотя и
взаимосвязанные, но разные уровни жизни,
подчиняющиеся различным закономерностям
и имеющие в своей основе различные причины
возникновения.15
2.7 Историко-материалистическая
теория
Возникновение этой теории обычно связывают
с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко
забывая их предшественников, таких, как
Л. Морган. Смысл этой теории в том, что
государство возникает как результат
естественного развития первобытного
общества, развития, прежде всего экономического,
которое не только обеспечивает материальные
условия возникновения государства и
права, но и определяет социальные изменения
общества, которые также представляют
собой важные причины и условия возникновения
государства и права.
Историко-материалистическая концепция
включает два подхода. Один из них, господствовавший
в советской науке, решающую роль отводил
возникновению классов, антагонистическим
противоречиям между ними, непримиримости
классовой борьбы: государство возникает
как продукт той непримиримости, как орудие
подавления господствующим классом других
классов. Второй подход исходит из того,
что в результате экономического развития
усложняются само общество, его производительная
и распределительная сферы, его «общие
дела». Это требует совершенствования
управления, что и приводит к возникновению
государства.
Именно историко-материалистическая
теория имеет под собой строго научные
основы. При этом оба ее направления правомерны,
поскольку в разных исторических условиях
решающее значение в качестве причин появления
государства могут приобретать как классовые
антагонизмы, так и необходимость решения
общих дел, совершенствования управления
обществом, специализации этого управления
как формы разделения труда.16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель и задачи, поставленные
в курсовой работе, выполнены. Исследовано
понятие государство, его сущность,
раскрыты причины возникновения государства,
рассмотрены основные теории возникновения
государства.
Итак, можно сделать следующие
выводы, что существует множество понятий
государства, так как оно многогранно.
В каждой науке государство определяется
по-разному, одно из общих понятий это
то, что государство – это организация политической власти,
осуществляющая управление обществом
и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Государство представляет собой сложное
явление. Попытки дать его определение,
предпринимаемые различными учеными,
политическими деятелями, мыслителями,
сводились главным образом к перечислению
признаков государства.
Основные признаки государства:
1) наличие особой публичной
(политической) власти, располагающей
специальным аппаратом управления
и принуждения;
2) государственный суверенитет;
3) общеобязательный характер
актов, издаваемых государством;
4) взимание налогов.
Различают два основных подхода
к сущности государства классовый, общесоциальный
В сущности любого государства присутствуют
и классовый, и общесоциальный аспекты.
На определенном этапе исторического
развития доминирующим становится либо
классовое, либо общесоциальное проявление
сущности государства.
Сущность государства проявляется
в трех моментах, называемыми сущностными
характеристиками государства. Ими являются:
1. Государственная власть;
2. Суверенитет;
3. Политический режим
государства.
Существует несколько причин и предпосылок
возникновения государства
1. Социально-экономические предпосылки
(наличие сложной структуры социальной
и экономической организации общества
в государстве).
2. Военные и политические предпосылки
(завоевания одних племен другими).
3. Естественные предпосылки (естественная
предпосылка природы человека к самоорганизации
и социализации).
4. Теологические предпосылки (связаны
с религиозной или мировоззренческой
доктриной, которая способствовала объединению
человеческого общества вне рамок одного
клана или семьи).
Первые государства на нашей
планете появились около пятидесяти столетий
тому назад. В настоящее время в юридической
науке существует достаточно широкий
круг теорий, объясняющих происхождение
государства. К числу основных из них относятся
следующие:
1. Теологическая. Первопричиной
появления государства называется
"слово божье", божественная
воля со всеми вытекающими
отсюда последствиями безусловного,
безоговорочного, покорного принятия
данного людям свыше.
2. Патриархальная. Сторонники
этой теории проводят параллель
между естественно необходимой
властью отца в семье (патриарха)
и полномочиями верховного властителя
в стране, подчеркивая, что государство
есть продукт исторического развития
семьи.
3. Договорная. Предпосылкой
появления государства считается
"война всех против всех"
т. е. "естественное состояние"
людей, конец которому положило
учреждение государства, как результата
договора между людьми, проявления
их воли и разума.
4. Теория насилия. Появление
государства связывается с войнами, свойственными
истории развития человечества как проявление
закона природы, предполагающего подчинение
сильными слабых, для закрепления порабощения
которых и создается государство как особый
аппарат принуждения.
5. Психологическая. Эта теория
выводит государство из человеческой
психики, которой свойственна потребность
подражать и подчиняться лидеру, выдающейся
личности, способной руководить обществом.
Государство есть организация для осуществления
такого руководства.
6. Органическая теория. Государство
рассматривается как результат
социальной (органической) эволюции, когда
происходит естественный отбор
в ходе внешних войн и завоеваний,
приводящий к появлению правительств,
управляющих социальным организмом,
уподобляемым организму человеческому.
7. Историко-материалистическая
теория происхождения государства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями.