Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: Рассмотреть происхождение государства.
Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть понятие государство и его сущность;
2. Раскрыть причины возникновения государства;
3.Рассмотреть основные теории возникновения государства.

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 69.22 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора.

- завоевание одних народов другими. Важную роль этому фактору  в возникновении государства  придавали сторонники теории  насилия - Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, - географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.7

ГЛАВА 2 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

2.1 Теологическая  теория

 

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.

Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.

Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской. Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой.

Данная доктрина недооценивает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить возможности совершенствования формы государства, улучшения государственного устройства. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо основывается на вере.8

Суть теологической теории в том, что, по мнению её авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

- вечны, незыблемы и святы;

- их возникновение и  упразднение не зависит от  человека;

- являются выразителями  воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

  • принять государство и власть, как данность полученную свыше;
  • признать власть монархов (распространённую в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи – представители Папы и через него Бога в государствах);
  • полностью и во всём подчиняться власти – небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся  - то есть монархам и государству;
  • не пытаться изменить установленный богом порядок.

Достоинства данной теории:

  • способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
  • препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, пределу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она основана на вере (В Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.9

 

 

2.2 Патриархальная  теория

 

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 до н.э.). Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер (ХУII в.), который в своей работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.

В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 – 1904 гг.).

Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации – болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.10

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению её авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство – своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории:

  • монарх является отцом всего народа;
  • благосостояние общества не возможно без королевской (отцовской) заботы;
  • король действует во благо подданных. Охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
  • власть короля (отца) ни чем не ограничена и не зыблема;
  • подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

  • способствует к сплочению общества. Уважению, почитанию государственной власти;
  • культивирует дух родства.

Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

  • в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определённой общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
  • монарх – представитель публичной власти, отделённой от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа. Монарх не является родственником подавляющего большинства населения. Зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровной связи с управляемым государством. Власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения)
  • вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.11

 

 

2.3 Договорная  теория происхождения государства

 

Теория договорного происхождения государства возникла в глубине веков. Эта теория объясняет происхождение государства посредством заключения общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Поэтому государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. В воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, но в трудах блестящей плеяды мыслителей 17-18 вв. Г.Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. она получила полное свое развитие.

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние "войны всех против всех". Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчинятся ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле, но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Тем не менее, это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющим условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна. 12

Существенным недостатком данной теории является её идеалистичность:

  • «общественный договор» - скорее идеал, чем реальная действительность. Зачастую государства возникали другими путями – войнами, насилием и при наличии других условий;
  • ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
  • сам о себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
  • общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы – классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг к другу.      

2.4 Теория насилия

 

Теория насилия принадлежит к числу относительно старых теорий государства и права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стёрлись юридические различия между победителями и побежденными. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича и К. Каутского.

Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления – это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Австрийский социолог и государствовед Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство, которое в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.

Информация о работе Происхождение государства