Очевидно, что реальное государство возникло
в ходе длительного естественно-исторического
развития общества, а не в результате подписания
общественного договора.
- завоевание одних народов другими.
Важную роль этому фактору
в возникновении государства
придавали сторонники теории
насилия - Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и
др. По их мнению, государство возникает
в результате внешних завоеваний и политического
насилия, что усугубляет социальное неравенство,
приводит к образованию классов и эксплуатации.
В литературе выделяются и некоторые
другие факторы, влияющие на образование
государства, - географические, этнические
и т.п. Тем самым, возникновение государственности
обусловлено многими причинами, среди
которых вряд ли можно выделить какую-либо
одну в качестве определяющей. Государство
возникает, существует и развивается как
результат усложнения экономической и
социальной жизни, форма удовлетворения
потребностей в упорядочении, регулировании
и управлении общественными делами.7
ГЛАВА 2 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА
2.1 Теологическая
теория
Формирование государства у
разных народов шло различными путями.
Это обусловило различные точки зрения
в объяснении причин возникновения государства.
Одной из древнейших теорий
происхождения государства является теологическая
теория. Она исходит из того, что происхождение
и существование государства является
результатом проявления божьей воли. Согласно
теологическим учениям, государство служит
воплощением божественного провидения
и потому государственная власть вечна,
незыблема и подчинение ей естественно.
Правители действуют от имени бога, их
власть носит божественный характер, а
издаваемые законы соответствуют божественной
справедливости.
Наиболее широкое распространение
эта теория получила в эпоху средневековья
и имела главной своей направленностью
обоснование превосходства церковной
власти над светской. Есть и современные
последователи этой теории, которые считают
государственную власть вечной и незыблемой.
Данная доктрина недооценивает
влияние социально-экономических и иных
отношений на государство и не позволяет
определить возможности совершенствования
формы государства, улучшения государственного
устройства. К тому же теологическая теория
в принципе недоказуема, ибо основывается
на вере.8
Суть теологической теории
в том, что, по мнению её авторов, государство
возникло по воле Бога. Следовательно,
государство, его институты, власть:
- вечны, незыблемы и святы;
- их возникновение и
упразднение не зависит от
человека;
- являются выразителями
воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает:
- принять государство и власть,
как данность полученную свыше;
- признать власть монархов (распространённую
в средние века) святой и происходящей
от Бога (Папа Римский – представитель
Бога на Земле, монархи – представители
Папы и через него Бога в государствах);
- полностью и во всём подчиняться
власти – небесной (божественной), то есть
церковной и земной, являющейся - то
есть монархам и государству;
- не пытаться изменить установленный
богом порядок.
Достоинства данной теории:
- способствует укреплению гражданского
согласия в обществе, усилению духовности;
- препятствует насилию, революциям
и гражданским войнам, пределу власти
и собственности.
Недостаток теории в том, что
она основана на вере (В Бога), а не на проверенном
научном знании, то есть ненаучна. Теологическую
теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо
опровергнуть.9
2.2 Патриархальная
теория
Патриархальная теория трактует
происхождение государства как результат
исторического разрастания патриархальной
семьи. Основоположником патриархальной
теории считается древнегреческий философ
Аристотель (384 – 322 до н.э.). Аристотель
считал, что люди как коллективные существа
стремятся к общению и образованию семей,
а развитие семей ведет к образованию
государства. Аристотель трактовал государство
как продукт размножения семей, их расселения
и объединения. По Аристотелю, государственная
власть есть продолжение и развитие отцовской
власти. Он отождествлял государственную
власть с патриархальной властью главы
семьи.
В Китае эту теорию развивал
Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). Он рассматривал
государство как большую семью. Власть
императора уподоблялась власти отца,
а отношения правящих и подданных – семейным
отношениям, где младшие зависят от старших
и должны быть преданными правителям,
почтительными и слушаться во всем старших.
Правители же должны заботиться о своих
подданных, как это принято в семье.
Сторонником патриархальной
теории был Р. Филмер (ХУII в.), который в
своей работе "Патриарх" доказывал,
что власть монарха неограниченна, поскольку
исходит от Адама, а он, в свою очередь,
получил свою власть от бога. Адам был
не только отцом человечества, но и его
властелином. Монархи являются преемниками
Адама и унаследовали от него свою власть.
В России последователем патриархальной
теории был русский социолог Н. Михайловский
(1842 – 1904 гг.).
Данная теория получила современное
звучание в идее государственного патернализма,
т.е. принятии государством на себя заботы
о своих гражданах и подданных в случаях
наступления неблагоприятной для них
ситуации – болезни, инвалидности, безработицы
и др. Позитивным в патриархальной теории
было то, что ее сторонники, в частности
Н. Михайловский, призывали устранять
из жизни все безнравственное, вредное,
неразумное по отношению к человеку. А
это возможно лишь в обществе, которое
построено по типу семейных отношений.10
Суть патриархальной теории
в том, что, по мнению её авторов, государство
возникает по модели семьи (то есть, государство
– своеобразная «большая семья», состоящая
из множества обычных семей). Государство
возникает из разрастающейся из поколения
в поколение семьи.
Следовательно, власть правителя
(короля) является продолжением отцовской
власти в семье. Согласно патриархальной
теории:
- монарх является отцом всего народа;
- благосостояние общества не
возможно без королевской (отцовской)
заботы;
- король действует во благо подданных.
Охраняет и защищает их (как отец членов
семьи);
- власть короля (отца) ни чем не
ограничена и не зыблема;
- подданные обязаны чтить короля
и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной
теории можно отнести то, что она:
- способствует к сплочению общества.
Уважению, почитанию государственной
власти;
- культивирует дух родства.
Недостатком теории является
прямое отождествление государства и
семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат
следующие факты:
- в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определённой общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
- монарх – представитель публичной
власти, отделённой от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа. Монарх не является родственником подавляющего большинства населения. Зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровной связи с управляемым государством. Власть отца неформальна и непосредственна,
власть монарха сильно формализована,
сопровождена церемониалом, осуществляется
опосредованно, через чиновников, бывает
подкреплена законами, хартиями, опирается
на аппарат принуждения)
- вряд ли можно считать государство
прямым продолжением семьи и потому, что
оба эти института зарождались постепенно
и почти в одно и то же время в процессе
разложения первобытнообщинного строя.11
2.3 Договорная
теория происхождения государства
Теория договорного происхождения
государства возникла в глубине веков.
Эта теория объясняет происхождение государства
посредством заключения общественного
договора, рассматриваемого как результат
разумной воли народа, на основе которого
произошло добровольное объединение людей
с целью лучшего обеспечения свободы и
взаимных интересов. Поэтому государство
рассматривается как искусственное произведение
сознательной воли людей, стремящихся
таким способом более эффективно обеспечить
принадлежащие им свободы и порядок в
обществе.
В Древней Греции некоторые
софисты считали, что государство возникло
в результате договорного объединения
людей с целью обеспечения справедливости.
В воззрениях философов Древней Греции
мы находим лишь зачатки данной теории,
но в трудах блестящей плеяды мыслителей
17-18 вв. Г.Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева,
Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. она
получила полное свое развитие.
Сторонники названной теории
исходили из того, что государству предшествует
естественное состояние, которое они характеризовали
по-разному. Для Руссо, например, люди в
естественном состоянии обладают прирожденными
правами и свободами, для Гоббса это состояние
"войны всех против всех". Затем ради
мира и благополучия заключается общественный
договор между каждым членом общества
и создаваемым государством. По этому
договору люди передают часть своих прав
государственной власти и берут обязательство
подчинятся ей, а государство обязуется
охранять неотчуждаемые права человека,
т.е. право собственности, свободу, безопасность.
В результате каждый договаривающийся
подчиняется общей воле, но в то же время
становится одним из участников этой воли.
Суверенитет принадлежит народу в целом,
а правители – это уполномоченные народа,
обязанные отчитываться перед ним и сменяемые
по его воле.
Теория договорного происхождения
государства не отвечает на вопросы, где,
когда и каким образом состоялся общественный
договор, кто был его участником или свидетелем.
Нет, похоже, и исторических доказательств,
которые бы дали на них ответ. Тем не менее,
это фактически первый созданный людьми
общественно-политический институт, оказывавший
и оказывающий огромное воздействие на
жизнь индивидов, групп, классов, всего
общества. Его можно планомерно совершенствовать,
преобразовывать, приспосабливать к изменяющим
условиям. Если к сказанному добавить,
что договорная теория положила начало
учению о народном суверенитете, подконтрольности,
подотчетности перед народом всех государственно-властных
структур, их сменяемости, то станет ясно,
что она и сегодня актуальна. 12
Существенным недостатком данной
теории является её идеалистичность:
- «общественный договор» - скорее
идеал, чем реальная действительность.
Зачастую государства возникали другими
путями – войнами, насилием и при наличии других условий;
- ни одно государство не возникло
на основе договора между гражданами (подданными)
и правителями;
- сам о себе общественный договор
между всеми членами общества маловероятен
в силу различия интересов и слишком большого
числа жителей государства, физически неспособных
знать и учитывать интересы друг друга;
- общество воспринимается одномерно,
как единое целое, в то время как в реальной
действительности оно разделено на различные
группы – классы, сословия, страты, общины,
как правило, имеющие разные интересы
и враждебные друг к другу.
2.4 Теория насилия
Теория насилия принадлежит
к числу относительно старых теорий государства
и права. Идейные истоки этой теории зародились
еще в эпоху рабовладения. Ее представители
считали, что государство возникает в
результате насилия и завоевания. Более
развернутое научное обоснование теория
насилия получает в XIX-XX веках. Ее смысл
состоит в том, что возникновение частной
собственности, классов и государства
является результатом внутреннего и внешнего
насилия, то есть путем прямого политического
действия. Государство продолжает быть
органом угнетения только в тех странах,
где еще не стёрлись юридические различия
между победителями и побежденными. Наиболее
характерные черты теории насилия изложены
в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича и К.
Каутского.
Дюринг считал, что основой
общественного развития являются формы
политических отношений, а экономические
явления – это следствие политических
актов. Первоначальный фактор возникновения
государства следует искать в непосредственной
политической силе. По его мнению, собственность,
классы и государство возникают как результат
насилия одной части общества над другой.
Австрийский социолог и государствовед
Гумплович является представителем теории
внешнего насилия. Согласно этой теории
государство образуется вследствие завоевания
сильным племенем более слабого. В итоге
завоевания возникает рабство, которое
в свою очередь ведет к появлению частной
собственности и классов. С частной же
собственностью связан и ею обусловлен
переход от кочевого быта к земледельческому
оседлому быту. Государственная власть,
по Гумпловичу, возникает из физической
силы: господство племени, основанное
вначале только на физическом преобладании
над другим племенем, постепенно превращается
в государство класса, опирающегося на
экономическое могущество последнего.