Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее системное исследование происхождения государства.
Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач, содержание и последовательность которых должна составить структурную основу работы:
во-первых, раскрыть причины возникновения государства;
во-вторых, раскрыть признаки государства, отличающие его от организации власти в первобытном обществе;
в-третьих, рассмотреть многообразие теорий происхождения государства.

Файлы: 1 файл

курсовик по теории государства и права.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

На азиатский путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), что привело к возникновению сильной и самостоятельной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, государственная собственность, составляла экономическую основу. В таких государствах не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, по сути дела государство выступало организатором производства.

На территории Европы возникновение государства шло по другому историческому пути, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на скот, землю, рабов. Этот путь возникновения государства именуют европейским или западным.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государства (к таким как Россия и Германия).

Приверженцы второй точки зрения считают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство - профеодальным.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества - государственность.

Формы возникновения государства, были выделены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»3. Выделяют три формы возникновения государства: римскую, афинскую, и германскую. Все эти формы относятся к государствам европейского пути развития.

Классическая форма возникновения государства, это Афинская, т. к. в данном случае государство возникает из расслоения общества и классовых противоречий, без вмешательства каких-либо дополнительных факторов. Ф. Энгельс отметил, что в наиболее «чистом» виде процесс формирования государства проходил именно в Афинах. В Риме на возникновение государства и классов большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества - плебеев и патрициев. В результате побед плебеев в нем утвердились демократические порядки: возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и равноправие всех свободных граждан др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины. Германское государство возникло в результате завоевания германскими племенами Римской империи, что породило необходимость создания особого аппарата власти, чтобы удерживать в подчинении завоеванные народы, находящиеся к тому же на гораздо более высокой ступени развития. Возникновение государства у римлян и германцев было ускорено, в отличие от Афинского государства: в отношении германцев – внешними факторами а в отношении римлян – внутренними противоречиями.

Хотелось бы отметить следующее. Возникновение права и государства рассматривается наукой как естественноисторический процесс. Данный процесс заключается в том, это длительное, длящиеся во времени процесс, прошедший многие стадии. Определенные черты родовой организации постепенно отмирали, на смену им приходили черты государственной власти. Процесс формирования государства носил естественноисторический характер. Т. е. государство возникло естественно, в ходе исторического развития общества как объективная необходимость.  Родовая организация рано или поздно исчерпывала себя, обретая новые, не свойственные ей по определению черты. На смену родовому строю приходила государственная организация общества. Из этого напрашивается вывод, что государство являлось единственно возможной альтернативой дальнейшего развития общества. Государство стало объективно обусловленной формой человеческой организации, в силу исторических условий пришедшей на смену родовому строю. Все это и позволяет характеризовать возникновение государства как естественноисторический процесс.

В курсе истории государства и права России, подробно рассматривается вопрос касающийся возникновения Древнерусского государства. Чтобы избежать дублирования материала, мы лишь коротко осветим основные особенности этого процесса. Фактические данные об этом процессе достаточно противоречивы. Существуют две теории происхождения Древнерусского государства, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы. Это антинорманнская и норманнская теории. Далее, Российское государство миновало период рабовладельческого строя, что является существенной особенностью. Объясняется это следующими факторами: климатические условия, которые делали невыгодным содержание рабов;  высоким уровнем развития производительных сил (орудий труда) у восточных славян, что позволяло достигать больших результатов при меньших затратах человеческих сил; более позднее, по сравнению с другими народами, разложение родового строя (задержка во многом обусловлена последствиями ледникового периода); наличие верви – крестьянской общины, сплоченной очень тесными внутренними связями, которая вытесняла рабский труд.

Итак, на всех территориях процесс возникновения государства характеризовался рядом типичных черт и стадий, которые и формируют институт государства как особого социального феномена. При этом у многих народов наблюдались существенные отклонения от «типового» процесса формирования государства, что можно рассматривать как особенности возникновения государства на различных территориях.

 

 

2 Понятие, признаки государства

 

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой4.

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государство». Его определяют и как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Н. Коркунов)5; и как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович)6; и как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Петражицкий Л.И.)7; и как «союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» (С. Денисов)8; и как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» (Г. Шершеневич)9.

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как публичную власть, народ и территорию. Под государством понимается соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

В принципе это верный подход. Необходимо только помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощает интересы (волю) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, элит, слоев, национальностей и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.

Поэтому, по нашему мнению, государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, национальных, религиозных, общечеловеческих и других интересов в пределах определенной территории.

Для того чтобы рассмотреть и выделить признаки государства, необходимо сравнить его с догосударственной организацией общества. Поэтому так много времени приходится уделять характеристике родовой организации. Сравнив государственную и родовую организации общества, мы можем увидеть те новые черты, признаки, которых была лишена родоплеменная организация и которые стали обусловливающими для государственного устройства общества. Вот эти отличительные признаки и есть основные характеристики государства.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций10.

1) наличие  публичной власти, выделенной из  общества и не совпадающей  с населением страны (государство  обязательно обладает аппаратом  управления, правосудия, принуждения, ибо публичная власть - это армия, чиновники, суды, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система  налогов, займов податей (выступая  основной доходной частью бюджета  любого государства, они необходимы  для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное  деление населения (государство  объединяет своей властью и  защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, учреждению, племени; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство );

4) право (государство  не может существовать без  права, так как последнее юридически  оформляет государственную власть  и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия  на правотворчество (издает подзаконные  акты, законы, создает юридические  прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические  правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются свобода и жизнь, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые  правовые связи с населением, проживающим на его территории (подданство, гражданство);

8) обладание  определенными материальными средствами  для проведения своей политики (государственная собственность, валюта, бюджет и т.п.);

9) монополия  на официальное представительство  всего общества (никакая иная  структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство  на своей территории и независимость  в международных отношениях). В  обществе власть может существовать  в разных видах: семейная, партийная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает:

а) ее безусловное распространение все социальные структуры общества и на население; 

б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (силовых методов, принуждения, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правоприменительной, правотворческой и правоохранительной);

г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Для государственного суверенитета характерны такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, невмешательство во внутренние дела и неприкосновенность территориальных границ. Например, иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то это нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека;

11) наличие  государственных символов - флага, герба, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.).

Таким образом, все признаки государства можно разделить на две группы: признаки, отличающие государство от догосударственной организации общества, и признаки, отличающие государство от иных властных структур. Это деление несколько условно, ибо во вторую группу можно включить все признаки государства, т. к. именно их совокупность отличает государство от иной власти в обществе: власти политических партий, общественных организаций, семьи и т. д. А вот в первую группу входит минимум признаков, по наличию которых можно говорить о существовании государства в отличие от предшествующего – догосударственного – периода.

Итак, к признакам, отличающим государство от родовой организации общества, относят:

1. Территориальный  принцип организации власти в  обществе. Это когда власть государства  распространяется на определенную территорию данного государства и под действие власти подпадают все, кто находится на данной территории. В родовой организации власть распространялась только на членов рода (т. е. строилась по кровнородственному принципу).

2. Наличие  особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения (в родовой организации особой власти, отделившийся от общества, не было, власть исходила от общества в целом). Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимались только управлением и освобождались на этом основании от производительного труда.

Информация о работе Происхождение государства