Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее системное исследование происхождения государства.
Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач, содержание и последовательность которых должна составить структурную основу работы:
во-первых, раскрыть причины возникновения государства;
во-вторых, раскрыть признаки государства, отличающие его от организации власти в первобытном обществе;
в-третьих, рассмотреть многообразие теорий происхождения государства.

Файлы: 1 файл

курсовик по теории государства и права.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

3. Наличие  налогов и займов как особых  денежных средств, на которые  содержится аппарат управления  и принуждения.

Плюс к этому, еще один признак, который не все авторы относят к этой группе (группе признаков, отличающих государство от родовой организации общества), но тем не менее, учитывая его значимость, рассмотрим его в этом вопросе.

4. Монопольное  право государства на правотворчество.

Обобщив все признаки государства, можно сформулировать его определение. Итак, государство – это организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, и веления которой обязательны для населения всей страны.

 

 

 

 

3 Многообразие теорий происхождения  государства

 

Рассматривая процесс, а вместе с ним теории происхождения государства, остановимся только на наиболее известных и распространённых из них.

Божественная или теологическая теория, происходит из древнего мира. Например, в древнем Египте и Вавилоне раньше других возникли идеи божественного происхождения государства и права.

Духовенству в силу особых мировоззрений удавалось части общества, оказывать значительное влияние на формирование общественно-политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Теологическая теория, наиболее прочные позиции завоевала в период развития и становления феодализма.

Теория «двух мечей» развивалась на рубеже XII-XIII веков в западной Европе. Данная теория исходила из того, что служители церкви имели два меча. Один меч, они возложили в ножны и оставили при себе, так как церковь сама не могла использовать меч. А второй из двух мечей, церковь вручила государям (правителям) для вершения земных дел. Правитель (государь), по мнению богословов, имел право повелевать людьми (данными полномочиями наделяла церковь), и являлся слугой церкви.

Смысл теологической теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

Фома Аквинский ученый-богослов (1225-1274) проживал примерно в тоже время и являлся основоположником данного учения, которое во всю развивалось в данный момент времени. Ученый-богослов утверждал, что процесс развития и возникновения права и государства аналогичен процессу сотворения богом мира.

Религиозные учения о происхождения права и государства имеют хождения и до сих пор11.

Вместе с ними продолжают присутствовать мысли, высказанные еще в Древнем Риме о том, что на появление и развитие страны и права основное влияние произвели человеческие страсти и слабости. Среди них выделяют жажду власти и денег, честолюбие, алчность, жестокость, высокомерие, и иные негативные человеческие страсти и черты. Гай Саллюстий Крисп, римский историк первого века до н.э. задается вопросом: «Что же стало основной причиной упадка римского государства?» - в своей известной работе «Заговор Кастилины». И тут же дает ответ на заданный вопрос: «стяжательство, упадки нравов, страсть к распутству, обжорству и другим излишествам». После того сообщает Саллюстий, когда «справедливостью и трудом» возросло Римское правительство, когда мощью орудия были укрощены великие цари и смирились одичавшие племена, когда пропал с лица земли Карфаген - соперник Римской державы и «все территории, моря, раскрылись пред нами, участь начала буйствовать и всё перевернула вверх дном». Римляне, которые с достоинством и легкостью переносили угрозы, лишения и проблемы, не вынесли испытания богатством и досугом.

Всё сказанное о падении нравов населения совсем подорвало нравственные основы Римского государства и оно было обречено. Так бывает с любым государством. Характеры - позитивные и негативные, благие и злые - несомненно играют и играли существенную роль в ходе развития и становления страны и права. Весомую, хотя не главную. Они считаются скорее следствием, хотя не первопричиной, хотя и имеют все шансы выступать на первый план. Как показывает исторический опыт основные предпосылки появления права и государства лежат совсем не в области религии и морали. Они коренятся в сфере экономики и в общественной жизни людей.

Кроме вышеизложенной теории появления государства и права, которую традиционно именуют марксисткой, во всем мире постоянно было и присутствует огромное количество иных доктрин, изъясняющих процесс возникновения и становления страны и права. Это полностью понятно и естественно.

Так как любая из них отображает либо разные суждения и взгляды разных слоёв, групп, наций, классов и прочих социальных общностей на этот процесс. Либо - суждения и взгляды одной и той же социальной общности на разные нюансы этого процесса появления и становления страны и права.

Патриархальная доктрина возникновения права и государства берет свое начало еще в Древней Греции. Аристотель является ее родоначальником. Среди заметных приверженцев этой доктрины отличается британец Филмер (XVII в.) и российский государствовед Михайловский (XIX в.).

Патриархальная доктрина исходит из того, что из семьи происходит государство. Считается итогом разрастания семьи.

«Государство, по Аристотелю, это не только лишь продукт природного становления, но и высшая форма людского общения.

Оно обхватывает собой все иные формы общения (селения, семью)»12.

В нем селения добиваются собственной окончательной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем и обретает свое завершение и политическая природа человека.

Государственная власть, учитывая мнение приверженцев патриархальной доктрины, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть монарха, государя - это патриархальная власть руководителя семьи. Патриархальная теория служила в средние века объяснением безоговорочной («отеческой») власти монарха. В России патриархальную теорию активно развивали социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский, видный историк М.Н. Покровский. Теоретики государства и права вполне справедливо считают, что «не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех».

Договорная теория (теория договорного происхождения права и государства) поясняет возникновение государства общественным договором – итогом разумной свободы народа, на основании которого осуществились добровольные объединения людей для обеспечения свободы и общих интересов. «в V - IV веках до н.э. отдельные положения этой теории, развивали софисты в Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! – говорил своим собеседникам один из них (Гиппий 460 - 400 гг. до н.э.) – По моему мнению, тут все родственники, сограждане не по закону, а по природе: ведь по природе подобное подобному родственно. Закон, который берет власть над людьми, делает принудительным, то, что природе противно» Основой этой теории считается положение о том, что государству предшествовало природное состояние человека, - пишет Л.И. Спиридонов».

Осматривая государство как продукт Публичного договора, порождение мудрой воли народа, а точнее - человечьим учреждением или в том числе и изобретением, Руссо исходил из того, что любой человек передает в единое достояние и ставит под высочайшее управление единой воли собственную личность и все силы. Вследствие «для нас всех вместе каждый член преобразуется в нераздельную часть целого». «Это коллективное целое, учитывая мнение Руссо, есть не что иное, как юридическое лицо. Ранее оно именовалось «гражданской общиной». Позже - «Республикой либо Политическим организмом». Члены данного политического организма именуют его «Государством, когда он пассивен, Суверенитетом, когда он активен, Державою - при сравнении его с ему подобными».

Органическая теория. Эта теория связана с развитием естествознания, и особенно эволюционной теории Ч. Дарвина. Согласно органической теории, человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора, борьбы с соседями в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право, как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции государства (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние функции (оборона, нападение).

Крупнейшим представителем органической теории происхождения государства был английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Однако зачатки этой теории можно обнаружить еще в античном мире, и прежде всего в учении о государстве древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.).

В работе «Государство» Платон уподоблял человеческий организм обществу. В душе каждого человека, считал Платон, имеется три начала: разумное, яростное и вожделеющее. В государстве разумное начало преобразуется в совещательное; яростное - в защитное, а вожделеющее - в деловое. В человеке эти начала слиты, а в обществе разъединены и воплощены в разных людях, обладающих неравными способностями. Трем началам человеческой души соответствуют три сословия: правители, воины и производители. Правители - это философы, и им подобает господствовать. Воины являются вооруженными защитниками общества и подчиняются правителям - философам. Производители - низшее сословие, подчиненное и философам, и воинам.

Теория насилия (завоевания). Эта теория объясняет происхождение государства завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени создавался государственный аппарат, принимались законы. Сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, сопутствующие образованию древнегерманских государств, венгерского государства13.

Наиболее выдающимися представителями теории насилия являются австрийский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838-1909) и один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии Карл Каутский (1854-1938).

Л. Гумплович, в частности, писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».

К. Каутский заявлял, что государство и классы возникают совместно как продукты войны и покорения. Он писал; «Классы и государство начинают свое существование вместе. Племя фаворитов покоряет себе племя выигранных, присваивает для себя всю их территорию и потом заставляет побежденное племя систематически действовать на победителей, заплатить им дань либо подати. При всяком случае при таком завоевании возникает дробление на классы, но из-за дробления общины на разные подразделения, хотя вследствие соединения в одно 2-ух общин, из которых одна провозглашается главенствующим, иная эксплуатируемым и угнетенным классом, понудительный же аппарат, который создают фавориты для управления побежденными, преобразуется в государство». Ирригационная (гидравлическая) теория. Эта теория разработана современным немецким ученым К.А. Витфогелем. «В собственной работе «Восточный деспотизм» появление государств, их 1-ые деспотические формы он связывает с потребностью строительных работ гигантских ирригационных построек в восточных земельных областях. Данная надобность дала почву образованию «менеджериально-бюрократического класса», подчиняющего общество. К. А. Витфогель именует деспотизм «гидравлической», либо «агроменеджериальной», цивилизацией». Материалистическая теория. Обычно эту теорию связывают с именами Ф. Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина и других представителей марксистско-ленинской философской и правовой школы. Основным письменным источником материалистической теории, как правило, признают известную работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанную им в 1884г. Однако у Ф. Энгельса был предшественник - американский этнограф, археолог и историк первобытного общества - Л.Г. Морган. Ф. Энгельс на самом деле переработал и систематизировал взгляды Моргана, приведенные в его книге «Древнее общество».

Суть материалистической теории заключается в том, что государство возникает в результате естественного экономического развития первобытного общества. При этом в материалистической теории различают два подхода.

Первый из них - марксистско-ленинский, господствующий в советский период развития юридической науки. Марксистско-ленинский подход к материалистической теории происхождения государства решающую роль отводит возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы. «Государство, по марксистско-ленинской доктрине, возникает как продукт классовой непримиримости, как аппарат подавления господствующим классом других классов». В этом марксистско-ленинский взгляд на происхождение государства перекликается с теорией насилия, в особенности в интерпретации К. Каутского.

Второй подход к материалистической теории не придает решающего значения классовому фактору. Его суть состоит в том, что в результате экономического развития общества усложняются само общество, его производительные силы и распределительные отношения. Все это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основные выводы проведенного исследования сводятся к следующему и касаются как теоретического, так и практического аспектов раздела юридической теории и практики: теории происхождения государства.

За время существования науки были созданы 10-ки самых разных доктрин и теорий, высказаны сотни, если не тысячи, самых разных догадок. Тогда как споры о природе государства длятся и по сей день.

На протяжении всей ситуации становления человечества особенная роль в решении данного вопроса отводилась религии. Еще в Вавилоне, Древнем Египте, и Иудее выдвигали мысли священного возникновения государства.

Как указывает исторический опыт, основные предпосылки появления и развития государства коренятся в сфере экономики и в общественной сфере жизни людей.

Государственная организация приходит на замену родоплеменной организации, право - на замену обычаям.

При разложении родоплеменных взаимоотношений в новейших общественно-экономических критериях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, которая рассчитана на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и общественного неравенства, оказалась бессильной перед возрастающими переменами в области экономики и общественной жизни, нарастающими противоречиями в публичном развитии, перед углубляющимся неравенством.

О возникновении признаков государства говорят следующие показатели:

  • выделение из общества особенного слоя людей, не производящих духовных или материальных благ, а те которые заняты делами управления;
  • наделение данной группы людей особыми властными полномочиями и правами;
  • введение всевозможных податей, различных налогов, займов;
  • разделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку;
  • возникновение на неизменной базе особенных подразделений вооруженных людей, дружин, признанных оберегать местность и общество от нападения снаружи, также вести новейшие территориальные покорения.

Государство появляется естественным путем.

Подобные процессы происходят с государственной (либо общественной) властью, являющейся показателем государства.

Информация о работе Происхождение государства