Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 13:25, курсовая работа
Цели работы:
- проследить как изменялась роль политических партий со дня возникновения и до настоящего времени;
- раскрыть функции партий и их роль в нашем обществе.
Задачи:
- дать определение политических партий, с различных точек зрения;
- рассмотреть классификацию политических партий по различным критериям;
- выявить особенности партийной системы в нашей стране.
Введение 3
Глава 1. Политические партии. Происхождение, классификация, функции
Понятие политической партии 4
Классификация политических партий 9
Функции, выполняемые политическими партиями 17
Глава 2. Политические партии в политической системе общества
2.1. Понятие и функции политической системы общества 20
2.2. Политические партии и их место в политической системе общества 22
2.3. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности 25
Глава 3. Происхождение партийной системы в России
3.1. История возникновения политических партий 29
Становление многопартийности в России
3.2. Особенности партийной системы в России 31
Заключение 33
Список использованной литературы
• в ХVII-ХIХ вв. - это уже политические клубы, стремящиеся привлечь к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других сферах жизни;
• в ХIХ-ХХ вв. формируются современные массовые партии. Первой массовой партией было основанное в 1861 г. Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия - Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф.Лассалем. Основными причинами появления массовых партий были:
• повсеместное распространение избирательных прав;
• развитие рабочего движения, организационное оформление рабочего класса.
Необходимо отличать партии от других организаций, участвующих
в политической жизни по следующим признакам:
•
партия характеризуется
• наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих постоянную связь с центром;
• стремление партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;
• поиск поддержки у народа в ходе выборов или другими способами.
Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации (правовом признании). Известно, что многие партии в первой половине XX в. действовали на нелегальном положении. Процесс институционализации широко начался после второй мировой войны, многие коммунистические, социал-демократические партии были юридически признаны и вышли из подполья.
С новой силой проблема институционализации партий встала в результате политического взрыва в Восточной Европе и в процессе реформирования советского общества. В 1990 г. в нашей стране был принят специальный закон "Об общественных объединениях".23
Институционализация партий предусматривает:
а) санкционирование места партий в публичной жизни;
б) условия деятельности партий в политической системе;
в) участие партий в избирательной системе;
г)
способы представительства
д) финансирование деятельности партий из госбюджета.
Правовое закрепление такой практики широко распространено в Германии, Швеции, Италии и ряде других стран. Здесь исходят из того, что партия, выполняя конституционные функции, способствует формированию здорового общества, а потому вправе получать государственные дотации.
Сложность, неоднозначность феномена политической организации порождает и неодинаковое противоречивое отношение к ее институционализации. В таких политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации. Институционализация здесь рассматривается как негативное и нежелательное явление, как омертвление мысли и действия в заранее заданном порядке. Однако и теория и практика доказывают невозможность политического действия вне организации.
Показательным примером здесь может служить судьба воззрений Г.Маркузе. Как леворадикальный политолог, он приобрел известность резкой критикой любых форм рационального руководства и любых форм организации. Однако в ходе столкновения движения "новых левых" (Г.Маркузе был их идеологом) с организованной силой политического аппарата буржуазии Г.Маркузе приходит к выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты, безответственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал необходимыми факторами политического действия контрорганизацию и контробразование.
2.3. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности
В систему политологической терминологии понятие "политическая культура" введено американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х-годов нашего века.24 Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов. Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой, началом государственности. Интерес к вопросам политической культуры шел от самой жизни, диктовался реально происходящими процессами.
В нашей стране интерес к проблемам политической культуры был разбужен указанием обществоведам со стороны КПСС заняться исследованием данной проблемы в середине 70-х годов, а с середины 80-х годов этот интерес был продиктован самой жизнью.
Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и культуры: и та и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие культуры в значительной степени зависит от политики. Например, политика в условиях реформирования общества способна серьезно деформировать содержание и функционирование всех сфер культуры. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества: смысл политики - в развитии и преобразовании власти, смысл культуры - в развитии и преобразовании личности.
Политическая культура служит каналом взаимодействия человека и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности.
На характер, содержание и специфику политической культуры значительное воздействие оказывают региональные и исторические особенности страны. Это выражается в свойственном данной модели сочетании, взаимодействии ее основных компонентов, в приоритете одних ценностей над другими.
Для Японии характерно, что здесь персональная лояльность значит для человека больше, чем лояльность к какой-либо организации или политической программе. Для узбекской политической культуры характерно сочетание двух основных моделей поведения: с ориентацией на местные обычаи и нормы в сельской местности и на современные стандарты поведения в городских поселениях.
Известны различия в предпочтениях американцев и европейцев: если 74% опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% - равенства, то предпочтения европейцев равномерно распределены между этими двумя важнейшими ценностями.
Российская политическая культура продолжает оставаться на низком уровне, ее носители во многих случаях не владеют навыками решительного влияния на политику, впадают в апатию или истерию на поворотах исторической судьбы.
"Политическая невоспитанность
россиян сказывается, между
Политическая культура как многогранное явление включает в себя следующие элементы:
- наличие определенного уровня знаний о политике в целом и в различных ее сферах;
- умение давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям, движениям и отдельным личностям;
- способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную позицию и волю как в сфере политической борьбы, так и политического компромисса, консенсуса;
- умение управлять эмоциональной стороной политических действий, взвешенно и трезво оценивать как действия оппонентов, так и свои собственные.
Эти элементы могут носить как позитивный, так и негативный характер. Именно в этом значении они влияют на состояние всей политической системы или положительно, или отрицательно, что и позволяет утверждать, что политическая культура является составным элементом политической системы.
Роль политической культуры в совершенствовании политической системы можно представить в следующих тезисах:
-
в длительные исторические
-
реально функционирующая в
-
политическая культура
Современное состояние общественного развития характеризуется острым противоборством политических сил, доходящим порой до кровавых конфликтов. В этих условиях возникает необходимость в изучении места и роли политической конкуренции, культуры ее составляющих. Конкуренция часто наделяется свойствами, ей не присущими, определяется как война всех против всех, как явление, не гнушающееся никакими средствами. На самом деле конкуренция - это соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, группами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В современной теории демократии на Западе механизму соперничества политических партий, групп, лидеров отводится ведущая роль. "Элемент соперничества - ...сущность демократии",25 - писал И.Шумпетер в начале XX века, чьи идеи во многом определили развитие теории демократии в современной американской науке.
Нетрудно заметить, что политическая конкуренция - внутренне противоречивое явление. Открытая политическая конкуренция вне всякого сомнения стимулирует индивидуальные усилия, направленные на развитие политических знаний, навыков, умений и т.п., то есть на развитие политической культуры. Однако в обществе, где нет устойчивых демократических и вообще культурных традиций, политическая конкуренция может вести к рецидивам самых аморальных принципов политического поведения. Избирательные кампании, прошедшие в нашей стране, дают обильный материал о фактах глубокого политического невежества и аморализма претендентов на депутатские места. Об этом же свидетельствует поведение отдельных депутатов даже высшего политического органа страны. Однако в этом нельзя винить политическую конкуренцию, в этом повинно общее состояние политической культуры в обществе.
Бесспорно, что за последние два десятилетия культурный и образовательный уровень масс неизмеримо вырос. Но и этого роста оказалось недостаточно для верного осмысления современной политической ситуации и личного участия в политической жизни.
Глава 3. Происхождение партийной системы в России
3.1. История возникновения политических партий. Становление многопартийности в России
В исторической литературе
есть утверждения, что партии
были с тех пор, как появился
такой род деятельности, как политика,
менялись лишь их функции и
отношение общества к ним.
В середине XVIII в. философ Юм впервые предложил классифицировать партии по интересам, по привязанности к тому или иному лицу – «партии по аффектам», «партии по принципам». В начале XIX в. английский ученый Берк, использовав тезис Юма о «партиях по принципам», дал определение партии. Партия, по Берку, – это группа людей, придерживающихся общих принципов и объединяющихся для обеспечения совместными усилиями национальных интересов.
Современные партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине XIX в. В этом смысле политическая партия может рассматриваться как институт, возникший в сфере европейской культуры и затем распространившийся в другие культурные регионы современного мира.
В политологии общепринята, предложенная М. Вебером, периодизация истории партий:
1) аристократические критерий;
2) политические клубы;
3) массовые партии.
В действительности же все три этих этапа прошли в своем развитии только две английские партии – либералы (виги) и консерваторы (тори). История остальных современных массовых партий значительно короче, большинство из них формировалось сразу как массовые партии. Поэтому общепринято считать этапы клуба «предысторией» партий, которые в своей зрелой форме выступают лишь в виде массовой организации.
Возникшие в Европе во второй половине XIX в. массовые политические партии отличались от политических клубов ориентацией на поиск массового воздействия и вне избирательного периода, на поиск как можно большего числа членов, оперировали большим арсеналом средств политического воздействия (пропаганда, агитация, политическое просвещение, культурная деятельность и т.д.). Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (1861 г.). В 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия – Всеобщий Германский Рабочий Союз, основанный Ф. Лассалем. К концу XIX в. массовые партии возникают в большинстве стран (в Англии – либералы и консерваторы) и на Западе европейского континента (социал-демократические партии). Причинами возникновения массовых политических партий послужили:
Информация о работе Происхождение партийной системы в России