Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 04:38, курсовая работа
Государство занимает особое место в политической системе, представляя ей целостность и стойкость, ориентированность на важные общественные дела.
Государство как социальная организация имеет исключительную природу происхождения, к трактовке которой в политологической литературе существуют разные концептуальные подходы. Ознакомление с ними дает более широкое представление о сущности государства, его структуре, атрибутах и признаках
Введение………………………………………………………….. стр3
Глава 1 происхождение, сущность и критерии государства… стр5
Глава 2 Формационный и цивилизованный подходы
в типологии государств…………………………….... стр13
2.1 Формационный подход к типологии…………...... стр13
2.2 Цивилизованный подход к типологии…………… стр20
Заключение………………………………………………………. стр23
Глоссарий………………………………………………………... стр26
Список источников……………………………………………… стр29
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
г. Южно-Сахалинска |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория Государства и Права |
Тема |
Происхождение, сущность и типы государств |
Фамилия студента |
Еремеева |
Имя студента |
Екатерина |
Отчество студента |
Чунсуновна |
№ контракта |
0540013403701180 |
Введение…………………………………………………………
Глава 1 происхождение, сущность и критерии государства… стр5
Глава 2 Формационный и цивилизованный подходы
в типологии государств…………………………….... стр13
2.1 Формационный подход к типологии…………...... стр13
2.2 Цивилизованный подход к типологии…………… стр20
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список источников……………………………………………… стр29
Список сокращений……………………………………………... стр33
Приложения……………………………………………………
Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких - либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.
Государство занимает особое место в политической системе, представляя ей целостность и стойкость, ориентированность на важные общественные дела.
Государство как социальная организация имеет исключительную природу происхождения, к трактовке которой в политологической литературе существуют разные концептуальные подходы. Ознакомление с ними дает более широкое представление о сущности государства, его структуре, атрибутах и признаках
Государство выполняет соответствующие функции как внутреннего, так и внешнего характера. Важное место в системе знаний о государстве занимает очерчивание типов и форм государственного устройства. Именно отличие республики и монархии, унитарного и федерального или конфедеративного государства дает представление о существенных отличиях одного государства от другого.
В системе создания государства особое место занимают формы и средства реализации государственной власти, структуры и компетенции государственных властных органов.
Общепризнано что научные классификации (типологии) играют значительную роль в познании, поскольку служат важнейшим средством теоретического воспроизведения объекта исследования. Какую бы отрасль знания мы не взяли, мы обязательно встретимся в ней с типологией как с одной из основных форм представления объектов или их типов и соответствующего расчленения всего материала. Теория государства, и права тоже обращается к классификации для построения различных типов государства и права. В науке общей теории государства и права типология государств занимает одно из центральных мест, « является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государств…»
Проблемами классификации, типологии государства и права уделялось большое внимание в советской юридической науке. Это свидетельствует об актуальности проблем типологии государства. Необходимо отметить, что сосуществование и конкуренция различных представлений о типологии государств важны не только для теоретического анализа, они исполнены значения в плане прикладном. Благодаря им люди могут выбрать приемлемую для них точку зрения на типологию государств, на само государство и, следовательно, получают возможность подобрать вариант соответствующего практического отношения к нему.
Целью работы является раскрыть происхождение, сущность, признаки и типы государств.
Сущность – главное, основное в понятии или явлении. Раскрыть сущность государства – значит выявить то главное, определяющее, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Сущность государства – то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.
Различают два основных подхода к сущности государства:
Классовый;
Общесоциальный:
При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярка выражена в недемократическом, диктаторских государствах.
При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. в развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.
При рассмотрении государства в развитии прослеживается закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.
Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.
Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что – это политический феномен, присущий любому классовому обществу. Другие утверждали, что государство является носителем политической власти.
Б.А. Кистяковский считал, что государство есть форма солидарности между людьми.
Л. Гумплович утверждал, что государство – это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.
Отдельные ученые сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом.
Распространена также точка зрения, что государство выступает прежде всего как средство социального компромисса, как механизм управления делами общества.
Французский мыслитель XVI столетия Жан Боден ( 1530-1596) рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».
Английский философ XVI века Томас Гоббс (1588-1679), сторонник абсолютистской власти государства – гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как « единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».
В современный период распространена точка зрения, что государство – это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.
Иногда государство изображают как надклассовое образование. Государство на самом деле выступает как инструмент решения общих дел, как организация всего общества. Это организующая сила общества, которая выражает и охраняет личные и общественные интересы всех граждан общества ( общесоциальная функция). Именно в этом плане государство как историческое явление имеет двойственную природу. Этот момент подчеркивал К. Маркс. Он писал, что государство выступает: как политическая форма организации общества и как орудие элитарно-классового господства. Следовательно, существуют социальная, общечеловеческая и классовая стороны государства.
«Деятельность государства, - писал К. Маркс, - охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфическую функцию, вытекающую из противоположности между правительством и народными массами».
С этой точки зрения государство выступает как форма организации классового общества, являющейся по своему устройству многоаспектным социальным образованием. Оно появляется на определенном этапе исторического развития вместе с возникновением частной собственности, расслоением первобытного общества на классы и социальные группы с различными интересами, усложняющимся разделением труда и появившейся необходимостью регулирования отношений в обществе между социальными группами и гражданами, налаживанием властного, принудительного управления. Одной из важных причин появления государства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности, прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.
В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство.
Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учитывать как классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассные черты и признаки.
Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что:
Это территориальная организация людей;
Им преодолеваются родоплеменные ( «кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;
Создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признаками людей.
Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения.
Платон и Аристотель считали, что государство существует ради утверждения нравственных норм, достижения общего блага людей и справедливости. Платон, считал что государство создает потребности людей и оно полезно. По Аристотелю государство – это политическое общение граждан. В нем обеспечивается жизнь в соответствии с добродетелью.
Сторонники договорной теории происхождения государства считают, что оно возникло также из общих интересов граждан в обеспечении их безопасности ( Т. Гоббс), достижения общего блага ( Г. Гроций), ради обеспечения общей свободы ( Ж.-Ж. Руссо). И.Кант обосновывал правовую концепцию государства. Г.Гегель социальную сущность государства видел в действительности конкретной свободы. Марксисты видели в государстве инструмент классового господства, усмирения столкновения классов и социальных групп. Современные западные политологи считают, что государство существует ради создания разнообразных социальных благ для всех членов общества, справедливого распределения этих благ.
Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства. Главное в социальной сущности государства, - оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.
Государство само по себе составляет социальную ценность, ибо оно есть гарант стабильности, порядка, хранитель прав и свобод человека. Сущность его связана не только с экономическими, классовыми факторами, но и с культурой, духовной жизнью общества. Именно эта связь и превращает государство в политическую, структурную и территориальную организацию общества.
Государство выступает как политическая организация общества потому, что оно есть носитель политической власти, осуществляет регулирование классовых и групповых отношений. Суть государства состоит в том, что это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Политическая власть рассматривается в качестве общего признака и основного орудия государства.
Структурная организация государства состоит в том, что оно имеет специальный аппарат управления, многочисленные государственные органы со сложной системой их взаимоотношений.
Территориальная структура – это разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Русский юрист Е.Н. Трубецкой видит в государстве союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Такой же точки зрения придерживается и его соотечественник В.М. Хвостов, определявший государство как союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.
С характеристикой государства как политической, структурной и территориальной организацией общества связаны такие его черты, как:
Монополия на принудительную власть,
Суверенитет государственной власти,
Издание законов,
Взимание налогов.
1.2 Критерии типологии государств
Познание государственно – правовых явлений требует поиска общих принципов подхода в их исследовании, отражающих переход государств и правовых систем из одного состояния в другое.
Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, отмечает М.Н. Марченко, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно – правовой материи, отражает логику естественно – исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государств и права другими, вляется одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права.
Информация о работе Происхождение, сущность и типы государств