Происхождение, сущность и типы государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 04:38, курсовая работа

Описание работы

Государство занимает особое место в политической системе, представляя ей целостность и стойкость, ориентированность на важные общественные дела.
Государство как социальная организация имеет исключительную природу происхождения, к трактовке которой в политологической литературе существуют разные концептуальные подходы. Ознакомление с ними дает более широкое представление о сущности государства, его структуре, атрибутах и признаках

Содержание работы

Введение………………………………………………………….. стр3
Глава 1 происхождение, сущность и критерии государства… стр5
Глава 2 Формационный и цивилизованный подходы
в типологии государств…………………………….... стр13
2.1 Формационный подход к типологии…………...... стр13
2.2 Цивилизованный подход к типологии…………… стр20
Заключение………………………………………………………. стр23
Глоссарий………………………………………………………... стр26
Список источников……………………………………………… стр29

Файлы: 1 файл

курсовая работа ТГП =Происхождение, сущность и типы государств=.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

 

Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно – исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно – организованного общества.

Ученые – правоведы пытались предложить разнообразные типологии государства ( см. приложение 1).

Первые попытки рационально – теоретической типизации государства и права с позиции их социально – политической характеристики были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве, их имущественное положение и осуществляемая государством цель. Он различал правление одного, правление немногих, правление большинства, а государства делил на правильные  ( где достигается общее благо) и неправильные ( где преследуются частные цели).

Попытку соединить формально – догматическое и социологическое понимание государства предпринял Г. Еллинек, утверждая, что государство имеет разные аспекты и определения. Он писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Он выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где первое – это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует, оно лишь должно существовать, выступая мерилом реального государства. То, что соответствует этому критерию, «имеет право возникнуть и существовать, что не соответствует ему, должно быть отвергнуто и упразднено». Практическая значимость идеального государства и права усматривается в том, что он выступает в качестве некоего эталона для подражания и совершенствования. Что же касается его теоретической значимости, то она фактически приближается к нулю. «Теоритическому научному познанию…идеальные типы государства и права дают весьма мало», Ибо объектом научных исследований служит и всегда будет служить сущее, а не должное, а именно «тот мир, который уже дан, а не тот, который еще имеет быть созданным»

Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных государств друг с другом (древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное).

Понимая, что не существует типов государства в чистом виде, Г.Еллинек вводит понятие «среднего типа», которое сможет снять противоречия в процессе типологизации государственных явлений. Кроме этого, он выделяет типы существования государственных явлений (динамические и статические типы государства).

Г.Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия автократия. Отождествляя государство и право, считая, что государство как организация принуждения идентично правопорядку, Г.Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины ХХ века, в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитарным политическим режимам.

Л. Гумплович классифицировал современные ему государства в зависимости от размеров территории и численности населения, подразделяя их на мировые с территорией более 1 млн.кв.км  и населением более 50 млн. человек, великие – от 200 тыс. до 1 млн.кв.км и населением от 30 до 50 млн. человек, малые – с территорией менее 200 тыс.кв.км и населением до 30 млн. человек.

Интересной является классификация государств, предложенная в свое время русским историком Н.И. Кареевым. Следует отметить, что она носит в большей степени историко – социологический, чем юридический характер. Н.И. Кареев выделял шесть типов государств: государство – город, восточную деспотию, феодальное поместье – государство, сословную монархию, западноевропейскую абсолютную монархию, конституционное государство.

Имеется типология государств, в соответствии с которой государства делятся на неразвитые (эксплуататорские) и развитые (цивилизованные). Одним из критериев для различения государств в этом случае может служить уровень развития права.  Считается, что в рамках эксплуататорских государств оправдана прежняя типология: рабовладельческие, феодальные, буржуазные. Цивилизованные современные государства следует делить на: демократические, правовые и социальные.

В.Е. Чиркин считает возможной следующую классификацию государств: монистические, сегментарные и плюралистические. При этом критерием классификации государств становится признак, характеризующийся тем, у кого находится реальная государственная  власть.

К монистическим государствам относятся такие, власть в которых находится в руках одного центра независимо от того, что представляет собой этот центр: абсолютную монархию, партийную бюрократию, президента. У них централизованное государственное устройство (хотя они могут называться федерациями), авторитарный политический режим.

В сегментарных государствах реальная власть распределена между различными институтами государства при решающей роли одного центра (монаха, президента); административно-территориальные единицы не имеют вторичных представительных органов, политический режим характеризуется авторитарными методами управления.

Плюралистическому государству присущи разделение властей, существования нескольких центров власти: президент, парламент, суды, специальные контрольные органы; на местном уровне существуют специальные органы местного самоуправления; политический режим п своей сути демократический, происходят регулярные выборы, существуют гарантии демократических прав. На мой взгляд, данная типология государств берет за основу суверенитет государственной власти, вернее ее источник.

Американский профессор Р. Макайвер также делит все государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.

 

Немецкий политолог Р.Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и не исключено неравенство, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.

 

2 Формационный и цивилизованный подходы в типологии государств

 

2.1 Формационный подход к типологии государств.

 

До последнего времени в теории государства и права вопросы о типологии государств рассматривались преимущественно с позиции формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория «общественная формация», основанная на том или ином способе производства, отражающая соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.

Марксистский подход в исследовании исторического процесса (известная «триада» К.Маркса) предполагал деление мировой истории человеческого общества на три больших периода (макроформации): первичный (архаичный), вторичный (экономический) и третичный (коммунистический), получившие название общественных (“Gesellshaft-formation”, “formation de la societe”), которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох.

Под первичной (архаичной) и третичной (коммунистической) общественными формациями К.Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации. Под определение первого попадает и община в том ее виде, в каком она существовала в азиатских обществах. Однако, как отмечает В. Иноземцев, «так как и азиатское общество, и земледельческая община являлись не только последними фазами первичной общественной формации, но и первыми элементами формации вторичной, можно утверждать, что началом переходного периода от первичной формации ко вторичной явилась эксплуатация, но не человека человеком, а касты кастой, полностью же этот переход был закончен тогда, когда кристаллизовалась эксплуатация человека человеком, то есть тогда, когда община была разрушена, распространилось производство, ориентированное на обмен, возникло обращение  товаров, появились закон стоимости и другие экономические закономерности. Таким образом, имеются все основания считать период, сменивший эпоху господства личных форм зависимости, формацией именно экономической».

Таким образом, первичная и коммунистическая формации могут быть охарактеризованы как общественные, но не имеющие характеристики «экономическая».

Термин « экономическая общественная формация» наиболее дискуссионный в марксовой формационной концепции, имеющий огромное методологическое значение. Понятие «экономическая общественная формация» свидетельствует о том, что главной чертой, свойственной всем включенным в нее периодам, К. Маркс считал экономический характер жизнедеятельности общества, т.е. такой способ взаимодействия между членами социума, который определяется не религиозными, нравственными или политическими, а в первую очередь хозяйственными, экономическими факторами, иными словами, период, характеризующийся господством в общественной жизни отношений, базирующихся на частной собственности, индивидуальном обмене и возникающей как следствие этого эксплуатации. Как и в случае с применением понятия «общественная формация» (и это еще раз подчеркивает систематизированность марксовой методологии), К. Маркс и Ф. Энгельс используют термин «экономическая общественная формация» как для обозначения отдельного исторического периода, так и для описания ряда исторических состояний, каждое из которых обладает теми же основными признаками.

В силу этого следует говорить о трех способах производства внутри экономической общественной формации: античном, когда господствовал ростовщический капитал, феодальном, когда доминировал торговый капитал, капиталистическом, когда функционировал производительный капитал.

При формационном подходе в основу деления истории социального развития положена идея естественно-исторического процесса смены одной общественной формации другой. Первичная (архаичная) общественная формация заменяется вторичной (экономической), охватывающей ряд обществ, с присущими ей способами производства, уступающей затем место третичной (коммунистической), которая характеризуется воспроизведением основных черт общинной организации на качественно новом уровне и является более высоким типом архаической общественной формации.

Первой общественной формацией считается первобытно-общинная, которая не знала ни частной собственности, ни классов, ни товарного производства. Способ производства, как мы уже отмечали, основан на общей (общинной, коллективной) форме собственности, а власть опирается на авторитет, выражает интересы всего общества в целом. Переход к государственно-организованному обществу связан с изменениями в базисе первобытного общества, с несоответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил, что предполагает эпоху социальной революции. Изменения в способе производства, основывающиеся на возникшей частной собственности, появление классов и различных социальных групп с противоположными экономическими и социальными интересами требовали их политического оформления в виде государства. Выделяются рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический типы государства (см. приложение 2).

Каждая новая общественная формация на первом этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил в силу того, что производственные отношения по своему характеру опережают их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что выражается обычно в его расцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе уровень их развития перестает соответствовать «старым» производственным отношениям, это вызывает формирование «новых» производственных отношений, постепенно складывающихся внутри этого общества, все более и более становящихся доминирующими в процессе производства. Количественное их накопление приводит к качественным изменениям, видоизменяются формы собственности, что связано с появлением новых классов и социальных групп с противоположными интересами, а это, в свою очередь, требует их последующего государственного и правового оформления. Происходит политическая революция, рождается иная по своей сущности, целям, задачам и функциям политическая организация, возникают другое государство, иное право. «Эти революционные изменения являются более поверхностными, чем социальные революции, и прослеживаются внутри экономической общественной формации, оказываясь средством перехода от одного способа производства к другому. Политические революции, порожденные противоречием между развивающимися экономическими отношениями и политической структурой общества, решают задачу освобождения общества от отживших организационных форм».

Необходимо учитывать, что каждое государство развиваются в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства» абстрагируется от него и включает наиболее общие черты его возникновения, развития и отмирания.

В настоящее время делаются попытки рассматривать в качестве самостоятельных формаций еще две: «азиатский способ производства» и «прафеодализм». Первый характеризуется как сочетание производительной активности сельских общин и экономического вмешательства государства, которое одновременно и управляет, и эксплуатирует сельские общины.

Действительно, в государствах восточной деспотии деятельность по организации общественных работ приобрела широкий размах и большое значение в силу особых условий общинной формы собственности. В этих государствах данный вид деятельности следует выделить в качестве самостоятельной внутренней функции рабовладельческого деспотического государства. К. Маркс в статье «Британское владычество в Индии» писал: «Климатические условия и своеобразие поверхности, особенно наличие огромных пространств пустыни... сделали систему искусственного орошения при помощи каналов и ирригационных сооружений основой восточного земледелия... Эта элементарная необходимость экономного и совместного использования воды... повелительно требовала вмешательства централизующей власти правительства. Отсюда та экономическая функция, которую вынуждены были исполнять все азиатские правительства, а именно функция организации общественных работ».

Информация о работе Происхождение, сущность и типы государств