Происхождения и сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.

Содержание работы

1. Введение......................3
2. Генезис государства: основные концепции.......5
3. Понятие и признаки государства............18
4. Суверенитет государства и суверенитет нации.......22
5. Проблема суверенитета во взаимоотношений России и Республики
Татарстан...............25
6. Заключение.....................31
7. Список литературы.................33

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 62.28 Кб (Скачать файл)

Курсовая: Происхождение  государства 

              Курсовая работа по теории  государства и права.             

                                  Тема:                                 

                  Происхождения и сущность государства.                 

                                                                           План.

1.        Введение......................3

2.   Генезис государства:  основные концепции.......5

3.        Понятие  и признаки государства............18

4.        Суверенитет  государства и суверенитет нации.......22

5.        Проблема  суверенитета во взаимоотношений  России и Республики

Татарстан...............25

6.        Заключение.....................31

     7.       Список литературы.................33

                             Введение.                            

В результате эволюционного  развития человек для удовлетворения своих

потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных

форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы

и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей

экономике послужил толчком  к трем крупным разделениям общественного  труда –

отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению  слоя

людей, занятых в сфере  обмена – торговли.

Такие крупные события  в общественной жизни имели столь  же крупные

многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского

труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским  домашним. В

связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство

уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще  более важным

было, пожалуй, то, что родовая  община постепенно начинает дробиться  на

патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают  с

интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой  общины.

Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации,

повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие  роста

производительности труда  обусловил появлению экономической  возможности для

товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения  частной

собственности, социального  расслоения первобытного общества, образования

классов, зарождения государства.

Вопросы о государстве, его  понятии, сущности и роли в обществе с давних пор

относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении.

Это «объясняется по меньшей  мере тремя причинами. Во-первых, названные  вопросы

прямо и непосредственно  затрагивают интересы различных  слоев, классов общества,

политических партий и  движений. Во-вторых, никакая другая организация не может

конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач  и функций, во

влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство  очень сложное  и внутренне

противоречивое общественно-политическое явление»

[1] .

Рожденное обществом, его  противоречиями, государство само неизбежно  становится

противоречивым, противоречивы  его деятельность и социальная роль. Как форма

организации общества, призванная обеспечивать его целостность и  управляемость,

государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а

следовательно, служит его  интересам. По мнению К. Маркса, государство

интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества,

выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это

организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие  дела,

вытекающие из природы  всякого общества[2].

Оно является политической организацией всего населения страны, его общем

достоянием и делом. Без  государства невозможны общественный прогресс,

существование и развитие цивилизованного общества. Однако в

классово-антагонистическом  обществе государство, выполняя общесоциальные

функции, все больше подчиняет  свою деятельность интересам самого экономически

могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры,

приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее

выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

При анализе всякого предмета нужно прежде всего выяснить его  историческое

происхождение, а также  предпосылки, что имеет прямое отношение  и к

государству. Без этого  нельзя понять сущность государственно-правовых

явлений, их роль в жизни  общества и логику функционирования.

В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство,

сделан Ф.Энгельсом в  работе «Происхождения семьи, частной  собственности и

государства»[3], написанной с учетом

громадного исторического  материала, где показано, как государство  появилось,

какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало  теперь.

Большое значение для характеристики первобытного строя и уяснения вопроса

общественного самоуправления имела книга американского этнографа  Л.Моргана

«Древнее общество», вышедшая в свет в 1877 году, в которой сделана  попытка

научно проанализировать развитие родовой организации на примере

североамериканских индейцев. В своих взглядах на первобытное  общество он

приближался к материалистическому  пониманию истории, но в целом  не смог

понять роль и значение экономики, производственных отношений, сущность и

значение классового деления  общества.

История государства неотделима истории общества. Оно вместе с  обществом проходит

длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает  на этом пути

новые черты и свойства. Для неразвитого государства  характерно то, что в нем не

развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов

государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной

главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство  становится

постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации  и демократии.

Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических  и духовных

факторов и реализует  главное, что дает людям цивилизация,- народовластие,

экономическую свободу, свободу  автономной личности»

[4]. В таком государстве  развиваются все его институты  и структуры,

раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и

совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают  к изменяющим

условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания  рассматривать

государство как одно из самых  значительных достижений мировой истории  и

цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и

черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно  лишь при

изучении государства  конкретно-исторически, в различных  его связях с

экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально

используя при этом прошлые  и настоящие научные достижения.

             Генезис государства: основные  концепции.            

Познание государства  и права следует начинать с  вопроса о происхождении

государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот

социальный институт или  же он появился на определенном этапе  развития

общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип

историзма, позволяет уяснить  причины и формы появления  государства, его

характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных  форм

жизни общество.

Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества,

использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих  это

общество.

В настоящее время благодаря  успехам археологии и этнографии знание о

первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно

обогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном

развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что  было до этого

определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история  многих

регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное  знание об

этом историческом диапазоне  в жизни человечества.

Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основном

евроцентристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы

и некоторых прилегающих  к ней регионов, а затем эти  знания искусственно

распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту научного

осмысления оказалась  вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория

государства и права становится, таким образом, действительно логическим

обобщением истории всепланетного  государственно-правового развития общества.

В этом новом понимании  первобытного общества прежде всего  следует выделить

знания, характеризующие  развитие этого общества, периодизацию первобытной

истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было

статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов

такой периодизации – общеисторическую, археологическую, антропологическую.

Особую методологическую ценность «представляет для теории государства и права

периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве

одного из основных рубежей  развития первобытного общества «неолитическую

революцию»»[5].

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд  в середине

20 века, характеризуя тот  принципиальный качественный переворот,  который

произошел во всех сферах жизни  человечества при переходе в неолите  от

присваивающего к производящему  хозяйству.

Поскольку этот переход изменил  всю материальную основу жизни первобытного

общества, ее социальную и  духовную организацию, постольку он справедливо

обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько  тысячелетий.

Эта периодизация позволяет  четко обозначить, о каком первобытном  обществе

идет речь, в каких временных  рамках оно существовало, какова была социальная

и духовная организация общества, какие формы воспроизводства  и существования

использовало человечество. Для теории государства и права  появляется наконец

возможность также четко  определять, какие формы организации  власти и

социально-регулятивные системы  функционировали в обществах  присваивающей

экономики, а какие в  обществах производящей экономики.

Социально-экономическая  и экологическая сущность «неолитической революции»

заключалась в том, что  с целью удовлетворения своих  потребностей человек от

орудийной деятельности, связанной  с присвоением готовых животных и

растительных форм, перешел  к подлинно трудовой деятельности, направленной на

преобразование природы  и производство пищи: созданию новых  растительных и

животных форм и замещению  ими природных, естественных форм. Этот переход

сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в  основу

земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью  – прежде

всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и

металлообработкой.

Производящая экономика  к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом

существования и воспроизводства  человечества.      В основе перехода к

производящей экономике  лежат кризисные явления, которые  поставили под угрозу

само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей  социальной и

хозяйственной организации, человечество смогло из глобального  экологического

кризиса. В эту перестройку  входит и новая организация властных отношений –

появление государственных  образований, раннеклассовых городов-государств.

Итогом “неолитической революции” “явилось возникновение в некоторых  регионах

земного шара ранних земледельческих  обществ. На следующем этапе

социального-экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих

обществ. На их основе возникают  первые цивилизации – происходит становление

раннеклассовых обществ”[6].

Таким образом, “неолитическая революция” – переход человечества к

производящий экономике  – приводит первобытное общество объективно в силу

своего внутренного развития к финальномк рубежу – социальному  расслоению

общества, появлению классов, зарождению государства.

Как правило, древнейшие государственные  образования закономерно возникают  на

социально-экономической  основе раннеземледельческого общества и

характеризуется как раннеклассовые государства.

Первоначально они возникают  как города-государства. Поселок, в  котором живут

свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а соседскую

общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный  и

религиозный центр, перерастает  в административно-хозяйственный  и религиозный

центр-город. Город-государство  знает уже четкую социальную дифференциацию,

Информация о работе Происхождения и сущность государства