Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:27, курсовая работа
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.
1. Введение......................3
2. Генезис государства: основные концепции.......5
3. Понятие и признаки государства............18
4. Суверенитет государства и суверенитет нации.......22
5. Проблема суверенитета во взаимоотношений России и Республики
Татарстан...............25
6. Заключение.....................31
7. Список литературы.................33
Курсовая: Происхождение государства
Курсовая работа по теории
государства и права.
Происхождения и сущность
1. Введение......................
2. Генезис государства: основные концепции.......5
3. Понятие
и признаки государства........
4. Суверенитет
государства и суверенитет
5. Проблема
суверенитета во
Татарстан...............25
6. Заключение....................
7.
Список литературы.............
Введение.
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих
потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных
форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы
и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей
экономике послужил толчком
к трем крупным разделениям
отделению скотоводства от земледелия,
отделению ремесла и
людей, занятых в сфере обмена – торговли.
Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные
многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского
труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В
связи с этим матриархальный
род уступил место
уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным
было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на
патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с
интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины.
Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации,
повышения его производительности.
Прибавочный продукт как
производительности труда
обусловил появлению
товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной
собственности, социального расслоения первобытного общества, образования
классов, зарождения государства.
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор
относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении.
Это «объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы
прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества,
политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может
конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во
влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне
противоречивое общественно-
[1] .
Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится
противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма
организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость,
государство выполняет функции,
обусловленные потребностями
следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство
интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества,
выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это
организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела,
вытекающие из природы всякого общества[2].
Оно является политической организацией всего населения страны, его общем
достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс,
существование и развитие цивилизованного общества. Однако в
классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные
функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически
могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры,
приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее
выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.
При анализе всякого предмета нужно прежде всего выяснить его историческое
происхождение, а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к
государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых
явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.
В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство,
сделан Ф.Энгельсом в работе «Происхождения семьи, частной собственности и
государства»[3], написанной с учетом
громадного исторического материала, где показано, как государство появилось,
какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.
Большое значение для характеристики первобытного строя и уяснения вопроса
общественного самоуправления
имела книга американского
«Древнее общество», вышедшая в свет в 1877 году, в которой сделана попытка
научно проанализировать развитие родовой организации на примере
североамериканских индейцев. В своих взглядах на первобытное общество он
приближался к материалистическому пониманию истории, но в целом не смог
понять роль и значение экономики, производственных отношений, сущность и
значение классового деления общества.
История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит
длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути
новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не
развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов
государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной
главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится
постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии.
Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных
факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие,
экономическую свободу, свободу автономной личности»
[4]. В таком государстве развиваются все его институты и структуры,
раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и
совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим
условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать
государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и
цивилизации.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и
черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при
изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с
экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально
используя при этом прошлые
и настоящие научные
Генезис государства: основные концепции.
Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении
государства – всегда ли
в истории человеческого
социальный институт или же он появился на определенном этапе развития
общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип
историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его
характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм
жизни общество.
Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества,
использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это
общество.
В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о
первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно
обогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном
развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого
определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих
регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об
этом историческом диапазоне в жизни человечества.
Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основном
евроцентристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы
и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно
распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту научного
осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория
государства и права становится, таким образом, действительно логическим
обобщением истории
В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следует выделить
знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной
истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было
статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов
такой периодизации – общеисторическую, археологическую, антропологическую.
Особую методологическую ценность «представляет для теории государства и права
периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве
одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую
революцию»»[5].
Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине
20 века, характеризуя тот
принципиальный качественный
произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите от
присваивающего к
Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного
общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо
обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.
Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе
идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная
и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и существования
использовало человечество. Для теории государства и права появляется наконец
возможность также четко определять, какие формы организации власти и
социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей
экономики, а какие в обществах производящей экономики.
Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической революции»
заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от
орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и
растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на
преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и
животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход
сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу
земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью – прежде
всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и
металлообработкой.
Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом
существования и воспроизводства человечества. В основе перехода к
производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу
само существование
хозяйственной организации, человечество смогло из глобального экологического
кризиса. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений –
появление государственных образований, раннеклассовых городов-государств.
Итогом “неолитической революции” “явилось возникновение в некоторых регионах
земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе
социального-экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих
обществ. На их основе возникают первые цивилизации – происходит становление
раннеклассовых обществ”[6].
Таким образом, “неолитическая революция” – переход человечества к
производящий экономике – приводит первобытное общество объективно в силу
своего внутренного развития к финальномк рубежу – социальному расслоению
общества, появлению классов, зарождению государства.
Как правило, древнейшие государственные
образования закономерно
социально-экономической основе раннеземледельческого общества и
характеризуется как раннеклассовые государства.
Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором живут
свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а соседскую
общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и
религиозный центр, перерастает
в административно-
центр-город. Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию,