Происхождения и сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.

Содержание работы

1. Введение......................3
2. Генезис государства: основные концепции.......5
3. Понятие и признаки государства............18
4. Суверенитет государства и суверенитет нации.......22
5. Проблема суверенитета во взаимоотношений России и Республики
Татарстан...............25
6. Заключение.....................31
7. Список литературы.................33

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 62.28 Кб (Скачать файл)

совокупность людей, территории,  занимаемой этими людьми, и власти. Известный

государствовед Л. Дюги  выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность

человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4)

правительство[16]. «Под именем

государства, - писал Г. Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших  в

известных границах и подчиненных  одной власти»

[17].

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты  государства,

послужило поводом для  различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы

отождествляли государство  со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом

лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал это определение  за то, что

многие его сторонники в ряду отличительных признаков  государства называли

принудительную власть: «Принудительная  власть есть во всяком человеческом

общежитии, и в родовом  устройстве, и в семье, но государства  тут не было»

[18].

Не согласны с приведенным  понятием и историки психологической  теории права.

«Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждал  Ф. Ф.

Кокошкин, - а отношения  между ними, форма общежития, известная  психическая

связь между ними»[19]. Однако «форма

общежития», форма организации  общества – тоже лишь один из признаков, но не вся

государство.

Трудности выработки дефиниции  анализируемого сложного и изменяющегося  явления

породили в те годы неверие  в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в

частности, писал: «Ведь государство  нельзя социологически определить, исходя из

содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых

политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с  другой стороны,

нет такой задачи, о которой  можно было бы сказать, что она  во всякое время

полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют

«политическими», то есть в  наши дни – государствам и союзам, которые

исторически предшествовали современному государству»

[20].

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они

считали, что это «та  форма, в которой индивиды, принадлежащие  к господствующему

классу, осуществляют свои общие  интересы и в которой все гражданское  общество

данной эпохи находит  свое сосредоточение»

[21]. Много лет спустя  Ф. Энгельс сформулировал краткое,  но, пожалуй, самое

конфронтационное определение, согласно которому ««государство есть не что иное,

как машина для подавления одного класса другим»

[22]. В. И. Ленин внес  в приведенное определение некоторые  изменения. Он

писал: «Государство – это  есть машина для поддержания господства одного класса

над другим»[23].

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в  официальной

пропаганде. Однако они применимы  только к таким государствам, в  которых

возникает высокая классовая  напряженность и политическое противоборство

грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения  подходят к

тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их

насильственную сторону,  указанные определения мешают увидеть  в государстве

ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной  литературе государство обычно определяется как

политико-территориальная  суверенная организация публичной  власти, имеющий

специальный аппарат, способная  делать свои веления обязательными  для всей

страны. Данная дефиниция  синтезирует наиболее существенные черты и признаки

государства и в целом  приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и

общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая  формулировка:

государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его

единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма

управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая  праву

общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и

правопорядок.

Приведенное определение  отражает общее понятия государства, но больше

подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство

есть политическая организация  всего общества, всех его граждан. Оно выполняет

жизненно необходимые  для общества функции, обеспечивает его единство и

целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время

государство призвано всесторонне  гарантировать права и свободы  граждан,

поддерживать надежный и  гуманный правопорядок в обществе.

Понятие государства, его  характеристика конкретизируется при  раскрытии

признаков, отличающих его  как от родового строя, так и от негосударственных

организаций общества. Иными  словами, «анализ признаков государства  углубляет

знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем  не заменимой формы

организации общества и важнейшего общественно-политического института»

[24]. Каковы же эти признаки?

     Территориальная  организация населения и осуществление  публичной власти в

территориальных пределах. В  догосударственном обществе принадлежность

индивида к тому или  иному роду обусловливалась кровным  или предполагаемым

родством. Причем род часто  не имел строго определенно территории, перемещался с

одного места на другое. В государственно-организовнном  обществе

кровно-родственный принцип  организаций населения потерял  свое значение. На

смену пришел принцип его  территориальной организации. Государство  имеет строго

локализованную территорию, на которую распространяется его  суверенная власть, а

население, на ней проживающее, превращается в подданных или  граждан

государства. Возникают, таким  образом, пространственные пределы  государства, в

которых появляется новый  правовой институт – подданство или  гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение

государства, но и начало складывания отдельных стран. А  потому с этих позиций

понятия «государство» и  «страна» во многом совпадают.

От негосударственных  организаций государство отличается тем, что олицетворяет

все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и

политические партии объединяют в свих рядах часть населения, создаются

добровольно по тем или  иным интересам.

     Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с

обществом, выступает от его  имени, от имени всего народа.

Власть существовала и  в догосударственном обществе, но это было

непосредственно общественная власть, которая исходила от всего  рода и

использовалось им для  самоуправления. Она не нуждалась  ни в чиновниках, ни в

каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит  в

том, что она воплощается  именно в чиновниках, т.е. в профессиональном

сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и

принуждения. Без этого  физического воплощения государственная  власть

представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных  органах и учреждениях, публичная  власть

становится государственной  властью, т.е. той реальной силой, которое

обеспечивает государственное  принуждение, насилие. Решающая роль в  реализации

принуждения принадлежит  отрядам вооруженных людей и  специальным учреждениям.

     Государственный  суверенитет. Понятие «государственный  суверенитет»

появилось в конце средних  веков, когда потребовалось отделить государственную

власть от церковной и  придать ей исключительное, монопольное  значение. Ныне

суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его  не имеющая, - это

колония или доминион.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается  в ее

верховенстве, самостоятельности  и независимости.

Верховенство государственной  власти внутри страны обозначает: 1)

универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения,

все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3)

наличие у нее таких  средств воздействия, которыми никакая  другая общественная

власть не располагается.

Самостоятельность и независимость  государственной власти от всякой другой

власти внутри страны и  вне ее выражается в ее исключительном, монопольном

праве свободно решать все  свои дела.

В Советском Союзе и  бывших социалистических государствах государственная

власть не была верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо  выше нее

была власть партийная. Государство  проводило в жизнь партийные  директивы,

было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло

государственную власть, стало  одной из причин глубокого кризиса  общества и

государства.

     Неразрывная  связь государства и права.  Без прав государство существовать

не может. Право юридически оформляет государство и государственную  власть и тем

самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои

функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства  и

государственной власти в  рамки законности, подчиняет их конкретному  правовому

режиму. При такой подчиненности  государства праву и формируется  демократическое

правовое государство.

           Суверенитет государства и суверенитет  нации.          

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средние  веков. Оно

потребовалось для того, чтобы  в государстве – именно в государстве, в сфере

государственной жизни! –  отделить государственную власть от власти церкви и

придать ей в этой сфере  исключительное, монопольное значение. Суверенитет –

один из показателей совершенства государства, того, что оно становится

развитым. На современной  стадии цивилизации суверенитет  есть неотъемлемое

свойство государства.

Государственный суверенитет  – «независимость государственной  власти от всякой

иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном

праве самостоятельно и свободно решать все свои дела»

[25].

Суверенитет -  «собирательный признак государства. Он концентрирует  в себе

все наиболее существенные черты  государственной организации общества».

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

в универсальности – только решения государственной власти распространяются на

все население и общественные организации данной страны;

в прерогативе – возможности  отмены и признания ничтожным  любого незаконного

проявления другой общественной власти;

в наличии специальных  средств воздействия, которыми не располагает  никакая

другая общественная организация.

Верховенство государственной  власти вовсе не исключает ее взаимодействия с

негосударственными политическими  организациями при решения разнообразных

вопросов государственной  и общественной жизни.

Государственная власть расположена  на высшей ступени иерархии управляющих  в

данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с

существованием другой такой  же власти в стране. Две суверенные власти не

могут одновременно, бок о  бок, функционировать в одном  и там же государстве.

Существования «двоевластия»  в некоторые периоды истории, связанного с

своеобразной ситуацией  в борьбе за сосредоточения в своих  руках

государственной власти, является исключением отсюда и не меняет этого

принципиального тезиса. Такой  переплет властей долго продолжатся  не может, и

одна из них непременно сходит со сцены.

Государственный суверенитет  – это основа силы государства, его  способности

эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет  не может быть

основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того чтобы

присвоит себе «право войны», для одностороннего произвольного  прекращения

существующих правовых отношений, в которых участвует государство.

Государственный суверенитет  имеет две стороны:

внутреннюю сторону –  исключительное, монопольное право  на законодательство,

на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной

территории;

внешнюю сторону – самостоятельность  и независимость во внешних делах  страны,

недопустимость вмешательства  во внутригосударственные дела извне  кроме

ограниченного число случаев, предусмотренных международным  правом, когда

соответствующие действия совершаются  в строго правовом порядке. Государство  в

соответствии с международным  правом и своим национальным законодательством

может уступать свои суверенные права межгосударственным организациям.

В современном мире «суверенитет ни одного государства не означает, что оно не

связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от

мирового сообщества в  целом. Любое демократическое государство  внутри страны

должно постоянно к  мнению граждан, социальных групп и  их негосударственных

образований»[26]. В международных

Информация о работе Происхождения и сущность государства