Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:27, курсовая работа
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.
1. Введение......................3
2. Генезис государства: основные концепции.......5
3. Понятие и признаки государства............18
4. Суверенитет государства и суверенитет нации.......22
5. Проблема суверенитета во взаимоотношений России и Республики
Татарстан...............25
6. Заключение.....................31
7. Список литературы.................33
отношениях государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными
нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не
ущемляет добровольный характер, устанавливаются по взаимному или по всеобщему
согласию.
В федеративных государствах суверенитет признается за союзными государством, а
по законодательству некоторых стран – также за субъектами федерации. В России
по федеративному договору суверенным считаются и республики, входящие в ее
состав. Это подтверждено также конституциями некоторых республик в составе
России. Например, Конституция
РТ «Республика Татарстан –
демократическое государство, выражающее волю и интересы всего
многонационального народа республики»[27]
.
В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что « Суверенитет РФ
распространяется на всю территорию»[28].
В ней есть также положение о том, что «РФ обладает суверенном правом и
осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной зоне РФ в
порядке, определяемом федеральным
законом и нормами
[29].
В суверенитете государство находит свое политическое и юридическое выражение
полновластие народа, в интересах которого государство осуществляла
руководство обществом.
Государственный суверенитет
как особенность
отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.
Народный суверенитет – «само содержание демократии, основа народовластия, право
народу самому, своей волей определять свою судьбу»
[30]. Аналогичное же значение имеет понятие национального суверенитета; это
права наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей
жизни, право на свое национальное самоопределение.
Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и
национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и
народности реализовали свое право на национальное самоопределение,
представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях,
т.е. включая народный и национальный суверенитет.
Национальный суверенитет означает «права на само определение вплоть до отделения
и образования самостоятельного государства»
[31]. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного
объединения нации, суверенитет осуществляемые этим сложным государством,
естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от
того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое права на
самоопределение – путем
объединения в союзные
базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый
данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой
из объединившихся наций. В первом случаи это достигается путем обеспечения
суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному
государству. Во втором случае
суверенитет наций
автономии национальных государств.
Но в обоих случаях
государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не
какой либо отдельной наций, а суверенитета, принадлежащего именно данному
многонациональному
объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное
состоит в том, чтобы многонациональное
государство в любых его
обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.
Проблема
суверенитета во
Шесть лет, прошедших со дня принятия Декларации о государственном
суверенитете Республики Татарстан, с точки зрения истории небольшой срок, но
он достаточный, чтобы подвести определенные итоги и попытаться
проанализировать перспективы развития. За короткий отрезок времени мы сумели
продвинуться по пути демократизации общества и развития рыночных отношений и
по сути дела живем в совершенно другом обществе. Еще совсем недавно в
условиях СССР никто не считался с мнением даже союзных республик, не говоря
уже об автономиях. Сегодня голос Татарстана звучит все весомее, с его мнением
считаются.
В условиях такого унитарного государства как СССР, где все было
централизовано, мы фактически не имели реальных прав. Все делалось только по
указанию центра и через строго централизованное планирование. Это находилось
в противоречии с правами народов и человека. Поэтому, когда начались процессы
демократизации, все республики, в том числе и Татарстан, заговорил о своих
правах. Это был закономерный процесс.
Конечно, голос Татарстана звучал сильнее остальных автономных республик. Для
этого были свои исторические предпосылки. Вопрос о статусе Татарстана
поднимался в 1917 – 1918 гг., затем в 30-е годы, когда принималась первая
Конституция СССР, и в последующем, когда принимались другие Конституции.
Первый съезд народов Татарстана, состоявшийся в мае 1992 года, прошел в
очень непростое время. Распад СССР, образование новых государств, появление
тенденций к изменение
общественно-политического
экономики – никогда на огромном пространстве бывшего Союза не было столь
крутых поворотов. На фоне этих глобальных перемен происходит спад
промышленного производства, усиливаются экономический и финансовый кризисы,
ухудшается материальное положение людей. Не обошли все эти процессы и наш
регион.
Главная задача в этот период - позаботиться о будущем народов Татарстана,
преодолеть накопившиеся в прошлом проблемы.
Как известно, 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарстана единогласно
провозгласил Декларацию «О государственном суверенитете Республики
Татарстан». Необходимость ее принятия была обусловлена тем, что статус
автономной республики давно перестал соответствовать интересам дальнейшего
политического, экономического,
социального и духовного
многонационального народа. Кроме того, в рамках автономии невозможно было
реализовать неотъемлемое право татарской нации, всех народов республики на
самоопределение, создать демократическое правовое государство.
Декларация выдержала испытание временем. В отличие от многих регионов, где
суверенизация привела к межнациональным трениям, территориальному делению и
даже к гражданским войнам, в республики этот документ стал цементирующим
началом в проведении демократических преобразований, сохранении
межнационального согласия, соблюдении прав человека.
В течение столетий татарин и русский, чуваш и мордвин, мариец, удмурт и
башкир вместе жили под одним небом, трудились на благодатной земле нашего
края. Воспитывали в потомках лучшие традиции братства, доброго согласия и
взаимной поддержке. Именно эти гуманистические начала стали основой
Декларации. Она провозглашалось от имени всего народа Республики Татарстан.
Закрепила в качестве основополагающего принципа развития государственности
соблюдение интересов всех граждан республики, их прав и свобод независимо от
национальной, религиозной или социальной принадлежности. В этом историческая
справедливость и своеобразие своевременного этапа реформирования национально-
государственного устройства Татарстана.
После принятия Декларации о государственном суверенитете республика
столкнулась с непониманием ее позиции со стороны российских органов власти,
хотя мы говорили только о своем стремлении к равноправным и добровольным
отношениям. Мы ставили вопрос не об отделении от России, а о построении
подлинной федерации на договорной основе. Такая политика была поддержана
населением во время референдума 1992 года и закреплена в Конституции
Татарстана.
Одной из центральных проблем развития государственности республики выступает
урегулирование ее взаимоотношений с Россией. Татарстан добивается большей
политической экономической самостоятельности в решении собственных вопросов.
Это правомерное и исторически оправданное стремление региона в условиях
экономического спада самому искать и находить ответственные решения назревших
социальных проблем не всегда встречает должное понимание в некоторых
политических кругах. Наши
представления о путях
Федерации состоят в том, что составляющим ее субъектам необходимо
предоставить тот объем прав и полномочий, который они для себя должны
определить. Отсюда объективно встал вопрос о повышение государственного
статуса Республики Татарстан. Именно этим руководствовался Верховный Совет
Татарстана, принимая решения о провидении референдума.
«21 марта 1992 года состоялся
беспрецедентный в истории
многонационального народа плебисцит. В день голосования на избирательные
участки пришли 82 процента граждан. На поставленный в бюллетене вопрос –
«Согласны ли вы, что Республика Татарстан – суверенное государство, субъект
международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими
республиками, государствами на основе равноправных договоров», - положительный
ответ дали 61,4%. Это составило 50,3 процента от общего числа избирателей
республики»[32].
По итогом голосования
большинство населения
референдума о необходимости повышения государственного статуса республики.
Народ оказал доверие Президенту, Верховному Совету и Правительству
Татарстана, поддержал последовательную и неуклонно проводимую линию
руководства республики на достижение самостоятельности, равноправия во
взаимоотношениях с Российской Федерацией, государствами Содружества,
зарубежными странами.
Состоявший референдум явился свидетелем мудрости и спокойствия представителей
всех наций и народностей, проживающих на древней земле Татарстана. Люди не
поддались на имевший место пропагандистский прессинг. Народ проголосовал за
суверенитет и тем самым подтвердил свое искреннее стремление к поиску новых
форм национально-
Положительный результат референдума сохранил в республике политическую
стабильность, укрепил дружбу и доверие между людьми различных
национальностей. Сегодня уже ни один человек не вправе ревизировать или
отрицать Высший Закон государственной жизни – волю народа. Кто-то может не
соглашаться с результатами голосования, иметь собственное мнение, но
игнорировать итоги
политического процесса у нас в республики.
Около двух лет идет переговорный процесс между полномочными делегациями
Татарстана и России. Каждая из сторон отстаивает определенные цели,
собственную концепцию национально-
и договорились о необходимости установить особые отношения Республики
Татарстан с Российской Федерацией при сохранении территориальной целостности
последней, однако по некоторым ключевым позициям предложенной модели договора
взаимопонимание пока не достигнуто.
Республика выступает за подписание двухстороннего договора, в котором будут
прямо признаны наш суверенитет и результаты референдума, за правовые гарантии
качественно нового политико-государственного статуса Татарстана. Предложено
использовать и закрепить
в договорно-конституционной
ассоциированности Татарстана с Российской Федерацией на основе взаимного
разграничения полномочий. Это позволит не нарушить политические,
экономические правовые и культурные связи, исторически сложившиеся между
республиками. Силовые методы, ультиматумы могут повредить достижению
взаимоприемлемого компромисса в переговорном процессе. Только цивилизованный
путь полномасштабных переговоров по всему комплексу социальных проблем,
основанный на демократичных началах, явится важным вкладом в дело обновления
федерации.
В период подготовки Конституции Российской Федерации мы выступили со своими
предложениями, исходя из принятой Конституции Татарстана. К сожалению наши
поправки к проекту не были учтены и население Татарстана не приняло новую
Конституцию России. На референдуме
в целом трети субъектов
проголосовало против нее. Это не было случайностью, поскольку Конституция РФ
больше соответствует
декоративно-федеративному
растет число субъектов требующих от центра предписания отдельных договоров и
соглашений. Это говорит об уязвимости Основного Закона страны.
В условиях недовольства государственным устройством России у федерального
центра оставалось два пути решения вопроса: заключения договоров с
республиками и другими регионами или же, используя силовое давление,