Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 06:09, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что люди во все времена стремились найти универсальную формулу справедливого общественного устройства. А любая власть - это важнейший феномен человеческой цивилизации, имеющий решающее значение в жизни государства и народа. Поиск баланса между всеми ветвями власти особенно актуален при построении демократического государства, где принцип разделения властей заложен и отражен в главном Законе - Конституции РФ. Стремление к идеальному соотношению - стремление к той форме взаимодействия, при которой функции и задачи государственной власти будут реализовываться наиболее полно и эффективно. А этот процесс напрямую связан со многими политическим, экономическими и социальными факторами развития общества.
Введение 3
1. Изменение политического устройства России в 90-х гг. ХХ века 5
1.1. Распад СССР. Формирование нового государства 5
1.2. Принятие Конституции РФ 1993 г. 10
2. Органы государственной власти после принятия Конституции РФ 1993 года. 12
2.1. Принцип разделения властей по Конституции 1993 г. 12
2.2. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти 18
3. Конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти в 90-х гг. ХХ века 23
3.1. Причины конфликта 23
3.2. Сущность конфликта 29
Заключение 36
Список литературы 38
Оглавление
Актуальность темы заключается в том, что люди во все времена стремились найти универсальную формулу справедливого общественного устройства. А любая власть - это важнейший феномен человеческой цивилизации, имеющий решающее значение в жизни государства и народа. Поиск баланса между всеми ветвями власти особенно актуален при построении демократического государства, где принцип разделения властей заложен и отражен в главном Законе - Конституции РФ. Стремление к идеальному соотношению - стремление к той форме взаимодействия, при которой функции и задачи государственной власти будут реализовываться наиболее полно и эффективно. А этот процесс напрямую связан со многими политическим, экономическими и социальными факторами развития общества. Он требует и корректировок и законодательного закрепления. Должное соотношение законодательной и исполнительной власти позволит государственным органам не отвлекаться на внутренние «разборки», трения, противоборство, а заниматься управлением и законотворчеством. Система «сдержек и противовесов» должна в своем лучшем варианте, внести детальный механизм взаимодействия органов государственной власти.
Важность изучения темы состоит в том, что деятельность органов законодательной и исполнительной власти направлена на защиту интересов, общественных потребностей граждан своего государства, т.е. уровень благосостояния и удовлетворения каждого человека зависит от работы и управления органов государственной власти. Их взаимоотношения и взаимодействие (механизм и схема реализации функций) могут привести как к процветанию государства, гражданина, так и, наоборот, к упадку, нестабильности и кризисам в политической, экономической и социальной сферах жизни. Поэтому, важно изучать и исторический опыт действия принципа разделения властей. Он позволяет находить, анализировать и делать выбор в сторону оптимального соотношения властей. Именно благодаря балансу сил на основе согласования интересов, достижения консенсуса, сотрудничества в обществе устанавливается необходимый уровень стабильности, функционирования и развития всего государства.
Целью работы является исследование противоречий законодательной и исполнительной ветвей власти 90-х гг. 20 века. Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач: необходимо рассмотреть изменение политического устройства России в 90-х гг. 20 века; исследовать органы государственной власти после принятия Конституции РФ 1993 г.; проанализировать конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти в 90-х гг. 20 века.
Объектом изучения является система законодательной и исполнительной власти в реализации конституционного принципа разделения властей.
Предметом исследования являются соотношения законодательной и исполнительной власти: единство, различия, взаимоотношения, взаимодействие законодательной и исполнительной власти.
В качестве методов исследования применялись метод научного анализа, сравнительно-правовой метод, историко-правовой и формально-логический методы. С учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней проблем, построена и структура курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В процессе выполнения курсовой работы использовались труды представителей отечественной юридической науки, участвовавших в разработке исследуемого вопроса.
1. Изменение политического устройства России в 90-х гг. 20 века
1.1. Распад СССР.
Формирование нового
СССР унаследовал большую часть территории и многонациональную структуру Российской империи. В 1917-1921 годах Финляндия и Польша получили независимость, были провозглашены Литва, Латвия, Эстония и Тува. Некоторые территории в 1939-1946 годах были присоединены к СССР (польский поход РККА, присоединение Прибалтики, присоединение Тувинской Народной Республики, присоединение Бессарабии и Северной Буковины).1 После окончания Второй мировой войны СССР располагал огромной территорией в Европе и Азии, имеющей доступ к морям и океанам, колоссальными природными ресурсами, развитой экономикой социалистического типа, основанной на региональной специализации и межрегиональных экономических связях. Кроме того, руководство «стран социалистического лагеря» находилось под частичным контролем властей СССР. Результатом жесткого контроля за националистическими движениями, внедрения и пропаганды идеологии, провозглашающей что СССР является дружной семьёй братских народов, стало незначительное количество в 70-80-е годы межнациональных конфликтов. СССР возглавляли представители различных национальностей. Русские, самый многочисленный народ, жили не только на территории РСФСР, но и во всех других республиках. Каждая из республик Советского Союза имела свой гимн и своё партийное руководство (кроме РСФСР) - первый секретарь и др. Руководство многонациональным государством было централизовано - все более или менее значимые решения во всех областях жизни огромной страны утверждались центральными органами КПСС, контролировавшими всю иерархию органов власти.2 Руководители союзных республик утверждались центральным руководством. Это фактическое положение дел несколько отличалось от идеализированной конструкции, описанной в Конституции СССР. Белорусская ССР и Украинская ССР по результатам достигнутых на Ялтинской конференции договорённостей, имели своих представителей в ООН с момента её основания.
Распад СССР - процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР. В конце 1991 года. 25 декабря 1991 года Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»; 26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.3
В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на причины распада СССР и на возможность его предотвращения. Среди возможных причин называют следующие4:
- подрывная деятельность стран Запада во главе с США и их агентов влияния, являвшаяся составной частью «холодной войны»;
- некомпетентность союзного руководства, эгоистическое желание лидеров союзных республик избавиться от контроля центральных властей и использовать горбачевские демократические реформы для разрушения основ государства и общества;
- моноцентризм принятия решений, что приводило к неэффективности и потере времени при принятии решений и недовольству региональных властей;
- центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;
- диспропорции экстенсивной экономики, следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности;
- неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы;
- кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е годы главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;
- инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;
- растущее недовольство населения, связанные с периодическими перебоями с продовольствием и прочими товарами первой необходимости и длительного пользования, запреты и ограничения; постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада и безуспешные попытки «догнать» его;
- Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет;
- ряд техногенных катастроф и сокрытие информации о них.
Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их как самостоятельных государств. После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль. 21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию (при равнозначности обоих названий).
С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов - с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства.5 Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу». Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий.6 В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В.С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн. человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.7
Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ. В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город были введены войска. В ходе событий несколько его участников погибли либо получили ранения.
С установлением единовластия президента начался слом, действовавший до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты указы о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.
1.2. Принятие Конституции РФ 1993 г.
Итак, в 1990-1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.8
16 июня 1990 года была
образована Конституционная
Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.
Информация о работе Противоречия Законодательной и Исполнительной ветвей власти в РФ