Публичное и частное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы - определить, что собой представляют частное и публичное право, рассмотреть проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права, выявить аспекты их соотношения и взаимодействия. Для реализации цели курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи: - изучить, что представляют собой публичное и частное право; - привести историю становления и развития публичного и частного права; - охарактеризовать сферы действия публичного и частного права; - выделить критерии разграничения и точки взаимодействия публичного и частного права; - обобщить имеющиеся сведения и сделать вывод на их основе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..............................
Глава 1. Глава 1. Публичное и частное право: понятие и сущность. История их становления и развития ………………………………………………….……
1.1. Публичное и частное право: понятие и сущность………………………..
1.2. История становления и развития публичного и частного права…………
Глава 2. Критерии деления права на частное и публичное. Сферы действия публичного и частного права ……………………………………………….……
2.1. Критерии деления права на частное и публичное …………….…………
2.2. Сферы действия публичного и частного права…………………………..
2.3. Соотношение частного и публичного права……………………………….
Заключение…………………………………………………………..................
Список использованных источников и литературы…………………………

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 63.64 Кб (Скачать файл)

       Ошибка всех критиков подхода, согласно которому  критерием  разграничения между  частным   и   публичным   правом  выступает интерес, заключается в том, что они не учитывали при этом устанавливаемый правом механизм удовлетворения интересов, а также пытались отождествить  частное   и  гражданское право.

       Как говорилось ранее, издавая норму права, законодатель всегда имеет в виду охрану определенных интересов. Механизм реализации этого интереса зависит от способа правового регулирования. В правоотношениях активного типа (складываются на основании обязывающих норм) совершение положительных действий обязанным лицом непосредственно приводит к удовлетворению интересов управомоченного. В правоотношениях пассивного типа (складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм) на лиц возлагается обязанность воздерживаться от определенных действий, и это создает необходимые условия для того, чтобы управомоченное лицо могло совершать дозволенные ему положительные действия и тем самым удовлетворять свои интересы. В охранительных правоотношениях (складываются на основании охранительных норм) претерпевание правонарушителем применяемых к нему мер государственно-принудительного воздействия (санкций) рассматривается как определенного рода обязанность. Тем самым, чтобы определить, чей интерес выражает конкретная норма права, необходимо отталкиваться от вида правоотношения и соответствующего ему способа правового регулирования, выражающегося, в свою очередь, в конкретном виде норм.

       Обязывающие нормы направлены на удовлетворение интересов того, в чью пользу установлена обязанность, запрещающие - в чью пользу установлен запрет, управомочивающие - кому предоставлено право. Материальные охранительные нормы защищают того, чьи права и законные интересы нарушены и, соответственно, в чью пользу применяется ответственность. Специализированные нормы не имеют самостоятельного значения при правовом регулировании  и  поэтому их отнесение к нормам  частного  или  публичного   права  зависит от норм, которые они дополняют.

Тем самым нормы, направленные на удовлетворение  частного  интереса, относятся к нормам  частного   права, а направленные на удовлетворение  публичного  интереса - к нормам  публичного  права. Применить здесь субъектный  критерий  нельзя. Во-первых, материальные нормы, устанавливающие обязанности  и  ответственность государства перед конкретными лицами, по своей направленности вне зависимости от метода правового регулирования охраняют  частный  интерес  и  именно в этом их смысл, во-вторых, государственные органы и иные субъекты управления могут действовать и в своих собственных интересах, например, при совершении сделок, направленных на обеспечение их деятельности, а не в рамках возложенных на них законами задач. В этом случае они выступают как носители  частного  интереса. В то же время, наоборот, существуют юридические лица, выполняющие  публичные  функции (например, сделки по продаже государственного и муниципального имущества на территории муниципального образования осуществляет специализированное государственное унитарное предприятие).

       Таким образом,  частное   право  можно определить как совокупность норм, регулирующих общественные отношения (деятельность), в которых реализуется  частный  интерес либо возникает необходимость его охраны.

       Публичное  право - это совокупность норм, регулирующих общественные отношения (деятельность), в которых реализуется  публичный  интерес либо возникает необходимость его охраны12.

       К  частному   и   публичному   праву  также применимы те моменты, которые отмечались применительно к  частному   и   публичному  интересу.

       Во-первых, граница между  частным   и   публичным   правом  подвижна и определяется законодателем. Во-вторых, конфликт законных интересов применительно к нормам  права, в том числе  частным   и   публичным , находит выражение в коллизиях (противоречиях) норм. В-третьих, поскольку охрана  частного  интереса требуется во всех сферах общественных отношений, то нормы  частного   права  содержатся во всех отраслях права. Иными словами,  деление   права  на профилирующие (фундаментальные)  и  комплексные отрасли не совпадает с  делением   права   на   частное   и   публичное. Отнесение этих отраслей к отраслям  частного  или  публичного   права  носит условный характер  и  производится по преобладанию в них соответственно частноправовых или  публично-правовых  начал.

       Получается, что  при всей близости понятий «частное право»  и  «гражданское право» между ними нельзя ставить знак равенства.

 

 

 

2.2. Сферы  действия публичного и частного права

 

       В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям. Говоря о соотношении публичного и частного права, древнеримские юристы отмечали: «Jus publicum privatorum pactis mutari non potest» («Публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц»)13. Поэтому публичное право, как правило, имеет императивный характер, жестко предписывает физическим и юридическим лицам варианты обязательного (иногда и дозволенного) поведения.

       В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц - участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

       Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

       В пользу расширения частноправовых начал многих сторон нашей жизни, несомненно, свидетельствует провозглашение Конституцией в числе неотъемлемых  прав  человека  права частной  собственности  и  закрепление гарантий ее защиты (ст. 35). Однако согласно ст. 8 Конституции РФ помимо частной  собственности в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

       В настоящее время в системе права России при сохранении её деления на отрасли и институты используется классификация права на публичное и частное, как и во многих других странах мира. Тем не менее, нашей стране еще предстоит найти оптимальное соотношение между публично-правовыми (общественно-государственными) и частноправовыми интересами и соответствующим правовым регулированием. С одной стороны, традиционный приоритет публичного начала исторически пронизывает правовую и политическую идеологию (и даже психологию). С другой стороны, в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.).

 

2.3. Соотношение частного  и публичного права

 
       Разделение системы  права  на  частное и публичное право выходит за отраслевые рамки. Это более крупные, чем отрасль, структурные образования. Общим для  публичного  и частного права является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей  права: частное - гражданское, семейное, трудовое  право; публичное  - все остальные отрасли  права. Разумеется, это не исключает, а, напротив, предполагает проникновение  частных  начал в сферу действия правовых отношений, охватываемых  публичным правом. Например, появилась категория административных договоров. Вместе с тем  публичные  начала проникают в отрасли частноправового блока, в том числе устанавливаются пределы  и  границы проявления  частной  инициативы  и  ответственности в случае их нарушения.

       Как  и  при делении системы  права  на отрасли, группировка отраслей права  в  публичный   и   частный  блок происходит в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Однако роль этих критериев в каждом из названных случаев не совпадает. При классификации отраслей права  предмет регулирования выступает, во-первых, во всей полноте всех элементов. В их число входит круг общественных отношений (объект) как главный системообразующий фактор (субъект, юридические факты и др.). Во-вторых, применительно к отраслям права предмет регулирования представляет собой основной критерий классификации, а метод правового регулирования - дополнительный.

       Нормальный правопорядок должен основываться на существовании и различии частноправового и публично-правового регулирования. Гражданское, или частное, право (jus privatum) со времен Древнего Рима как раз и отражает частноправовую сферу с присущими ей началами юридического равенства и самостоятельности участников, неприкосновенности их частной собственности, свободы договора, независимой судебной защиты нарушенных прав и интересов. 
Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялось непростой проблемой. Дело в том, что в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. Например, в гражданском законодательстве устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических лиц или сделок с недвижимостью, отсутствие которой влечет и отсутствие соответствующего юридического результата (возникновения юридического лица или появления, прекращения или изменения прав на недвижимость). С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться судебный порядок защиты, в частности, некоторых интересов граждан, что свойственно частноправовому регулированию.

        Однако наличие таких правил не устраняет необходимости установления четкого различения частного и публичного права, ибо отношения, включаемые в ту или другую сферу, приобретают различный правовой режим. Попытки выявить критерии разграничения этих сфер предпринимались как отечественными, так и зарубежными учеными-юристами на протяжении не одного века. В конце концов, стало очевидным, что это различие заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые отношения, обусловленного самой природой последних. Ясно, например, что отношения в области государственного управления не могут строиться на принципах свободы и самостоятельности участников, ибо по самому своему характеру требуют централизованного воздействия и иерархической подчиненности участников. Но ясно и то, что многие отношения, складывающиеся в экономике, и прежде всего отношения товарообмена (т.е. рынка), напротив, нуждаются в предоставлении их участникам максимальной (хотя, разумеется, и не безграничной) свободы, стимулирующей их инициативу и предприимчивость.

       Следует подчеркнуть, что и по существу необходимое в ряде случаев взаимовлияние и взаимодействие частного и публичного права не ведет к смешению этих двух принципиально различных подходов. Так, гражданское процессуальное право, относящееся к публично-правовой сфере, под воздействием частноправовых начал резко усиливает состязательный характер процесса в спорах между предпринимателями, широко допуская здесь также применение третейской (негосударственной) формы разбирательства. Однако в целом процессуальный порядок, безусловно, сохраняет присущий ему публично-правовой характер. Частное и публичное право во всех развитых правопорядках продолжают существовать как две самостоятельные, независимые ветви правового регулирования, как два различных типа правового воздействия на общественные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        Разделение права на публичное и частное не просто классификационное подразделение, позволяющее распределить юридические нормы и правоотношения по наиболее крупным рубрикам. Публичное и частное право - качественно разные области правового регулирования. 
       Публичное право – очень важная сфера права, так как представляет собой продолжение также публичной власти со всеми ее как недостатками, так и достоинствами. Эти достоинства в результате демократизации общества реализуются в принципах подчиненности власти закону, принципах разделения властей, республиканской форме правления и, наконец, в государственном, публичном обеспечении прав человека. По мере углубления демократии публичное право в рассматриваемом значении все в большей степени включает нормы, ограничивающие произвол власти, охраняющие права человека, - происходит обогащение материи публичного права, насыщение ее принципами и институтами демократического порядка.

    Однако повышенное внимание все же должно быть уделено частному праву, ибо именно оно выражает основные процессы, связанные со становлением системы субъективных прав, открывающих гарантированный простор для собственной активной деятельности людей, их творчества, инициативы, дерзаний, предприимчивого дела.

       Деление права на публичное и частное не просто классификационное подразделение, ведь публичное и частное право - качественно разные области правового регулирования. Различие между частным правом и публичным определяется целями их норм - защита в одном случае частных, в другом общественных интересов. Но абсолютно «чистых» отраслей частного или публичного права практически не встречается, в любой отрасли публичного права имеются частноправовые элементы. Точно также в любой отрасли частного права есть публично-правовые нормы, обеспечивающие защиту общественных интересов.

Информация о работе Публичное и частное право