Районный суд в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Где бы ни работал юрист, какую бы должность он ни занимал, в любой области профессиональной деятельности он непременно будет сталкиваться с судебной властью и в той или иной роли участвовать в её реализации. Поэтому каждый юрист должен понимать, что такое судебная власть, каково её назначение в современном государстве, как она устроена, какими полномочиями наделена и как действует.
Актуальность темы обусловлена тем, что эффективность осуществления правосудия районными судами зависит от правильной, рациональной нормативно-правовой основы деятельности районных судов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место районного суда в судебной системе РФ
1.1 История создания районных судов в РФ
1.2 Районный суд в судебной системе РФ: понятие и основы деятельности
Глава 2. Организация деятельности и полномочия районного суда
2.1 Организационные основы и порядок формирования районного суда
2.2 Полномочия районного суда
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 40.24 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра правосудия и правоохранительной деятельности

Контрольная работа

по  дисциплине: «Современные технологии в деятельности правоохранительных органов»

Тема: «Районные суды»

Тула 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Место районного  суда в судебной системе РФ

1.1 История создания  районных судов в РФ

1.2 Районный суд  в судебной системе РФ: понятие  и основы деятельности

Глава 2. Организация  деятельности и полномочия районного  суда

2.1 Организационные  основы и порядок формирования  районного суда

2.2 Полномочия районного  суда

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Где бы ни работал юрист, какую бы должность он ни занимал, в любой области профессиональной деятельности он непременно будет сталкиваться с судебной властью и в той или иной роли участвовать в её реализации. Поэтому каждый юрист должен понимать, что такое судебная власть, каково её назначение в современном государстве, как она устроена, какими полномочиями наделена и как действует.

Актуальность темы обусловлена тем, что эффективность  осуществления правосудия районными  судами зависит от правильной, рациональной нормативно-правовой основы деятельности районных судов.

В российской подсистеме федеральных судов общей юрисдикции районный суд уже многие десятилетия  считается основным и одновременно начальным звеном судебной системы. Это обусловлено, с одной стороны, широкой компетенцией районного  суда как органа судебной власти, а  с другой стороны, тем объемом  работы, который фактически выполняется  районным судом. Из общей массы уголовных  и гражданских дел, дел об административных правонарушениях на долю гражданских  судов приходится значительное большинство. Они не рассматривают лишь те уголовные  и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с законом относятся к ведению  других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых  судей и т. п.) или арбитражных  судов. Им же приходится также принимать  решения по многим вопросам, возникающим  до и после судебного разбирательства  уголовных дел - при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров. На них также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях, - они призваны проверять законность и обоснованность наложения административных наказаний, как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами. В связи с этим и принято считать районные суды основным звеном судебной системы: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в эти суды, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.

Согласно Конституции Российской Федерации, суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие. Целью осуществления правосудия в РФ является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций. Если рассматривать вопрос об эффективности осуществления правосудия районными судами, о способах ее повышения, нужно отметить, что немаловажное значение имеет организация работы в судах.

Основная цель работы заключается в изучении основ  об устройстве и функционировании районных судов в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

определение места  районного суда в судебной системе  России;

рассмотрение основ  порядка формирования районных судов;

описание полномочий районных судов при рассмотрении различных дел (гражданских, уголовных, об административных правонарушениях).

Объектом исследования является районный суд как основное звено системы судов общей  юрисдикции Российской Федерации.

Предметом исследования выступают некоторые аспекты  реализации районными судами их правомочий и смежные с ними вопросы.

Глава 1. Место районного суда в  судебной системе РФ

1.1 История создания районных  судов в РФ

В древнерусской истории слово суд впервые упоминается в Уставе князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных». Более древнего источника с упоминанием о судах, чем Устав «О десятинах, судах и людях церковных», до настоящего времени не обнаружено, что и позволяет связывать именно с ним отделение суда от княжеской власти, появление на Руси суда как учреждения правосудия и отсчитывать его историю с первых лет XI века.

Судебная реформа, начатая в 1864 году, воплотила в жизнь основные демократические принципы правосудия и подняла судебную власть России на уровень самых развитых европейских стран. Также из истории мы знаем, что этот процесс был сложным и длительным - веками устоявшиеся традиции невозможно было сломать разом. Судебная реформа XIX века продолжалась 35 лет. На дальневосточных рубежах России начало цивилизованному подходу в вопросах укрепления законности и правопорядка было положено с момента открытия во Владивостоке окружного суда - 5 декабря 1882 года. Этому историческому событию предшествовало ходатайство генерал-губернатора Восточной Сибири Дмитрия Анучина перед Министерством юстиции. На что царь Александр III написал на послании - «Быть по сему».

На протяжении десятилетий, вплоть до принятия Закона о судебной системе, районный суд имел наименование «районный народный». Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, но сущность районного суда от этого не меняется. По своему местоположению районные суды наиболее близки к населению, что реально позволяет гражданам обратиться именно в этот суд за защитой своих прав.

После Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому  времени свою дееспособность, была сломана.

Акт, заложивший основы советской судебной системы, - это  Декрет СНК от 22 ноября (5 декабря) 1917 года «О суде». Вместо мировых судей  учреждались местные народные суды в составе одного постоянного  судьи и двух заседателей, которые  должны были избираться непосредственно  населением, но на протяжении 20 лет  выборы осуществлялись соответствующими Советами.

24 ноября 1917 г. Совет  Народных Комиссаров РСФСР опубликовал  текст нормативного акта о  суде, известного как Декрет №  1 «О суде». В нем от имени  новой власти объявлялось об  упразднении окружных судов, окружных  судебных палат, правительствующего  сената, военных и морских судов  всех наименований, и замене всех  этих учреждений судами, образуемыми  на основании демократических  выборов. Прекращали свою деятельность  доныне существовавшие институты  судебных следователей, прокурорского  надзора, присяжной и частной  адвокатуры.

Для борьбы против контрреволюционных сил, рассмотрения дел «о борьбе с мародерством и  хищничеством, саботажем и прочими  злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц» учреждались  рабочие и крестьянские революционные  трибуналы, состав которых избирался  губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

11 ноября 1922 года  принято Положение о судоустройстве  РСФСР, которое вводилось в  действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с  Положением, в РСФСР формировалась  единая трехзвенная система судебных учреждений:

1) народный суд:

- в составе постоянного  народного судьи;

- в составе постоянного  народного судьи и двух народный  заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд  РСФСР.

25 сентября 1948 года  было утверждено Положение о  выборах народных судей, в которое  впоследствии дважды вносились  изменения. В соответствии с  Положением народные судьи избирались  гражданами сроком на три года  на основе всеобщего, прямого,  равного избирательного права  при тайном голосовании.

27 октября 1960 года  Верховный Совет РСФСР принят  закон «О судоустройстве РСФСР».

В апреле 1978 года принята  новая Конституция РСФСР. В статье 164 Конституции РСФСР говорилось, что все суды образуются на началах  выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту  их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной  года.

Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими  отозваны в установленном законом  порядке.

Народный суд  в СССР являлся основным звеном советской  судебной системы. Такое положение  народного суда было связано, прежде всего, с его широкой компетенцией по осуществлению правосудия: он рассматривал и разрешал в качестве суда первой инстанции почти все уголовные дела, кроме дел об умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, хищениях государственного и общественного имущества в особо крупных размерах, государственных преступлениях и некоторых других, отнесённых законом к ведению иных судов; все гражданские дела, подведомственные судебным органам; дела об административных правонарушениях, за которые судом (судьёй) применяются меры административного воздействия.

Положение народного  суда было обусловлено и характером его взаимоотношений с обществом, который определялся самим понятием "народный". Основной формой участия  граждан в судебной деятельности "народного" суда являлось включение  в состав суда народных заседателей.

Районный (городской) народный суд, рассматривавший в 70-х  гг. более 90 % всех гражданских и уголовных  дел, чаще других судов восстанавливал нарушенное право, принуждал к исполнению неисполненных обязанностей и был  непосредственно связан с нуждами  населения. Этим и объясняется его  особое место в системе судебных органов СССР.

Процесс обновления российского судоустройства активизировался  в значительной мере со второй половины 1990 г., после того как состоялось одобрение Декларации «О государственном  суверенитете РСФСР» 12 июня 1990г. В действовавшую  тогда Конституцию РСФСР были внесены многочисленные изменения  и дополнения, имевшие прямое или  косвенное отношение к судам.

Порядок организации  и работы районного суда в настоящее  время регламентирован Конституцией РФ и Федеральным Конституционным  законом «О судебной системе в  РФ».

По существу, Закон  вводит судебные районы, не совпадающие  с административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно-территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.

При проведении судебной реформы предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно - территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем  районные суды, что позволяло создать  специализированные составы для  рассмотрения определенных категорий  дел (несовершеннолетних, трудовых и  др.). Практическая возможность устранить  какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов.

1.2 Районный суд в судебной  системе РФ: понятие и основы  деятельности

По ныне действующему порядку создание (упразднение) районного  суда в соответствии со ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» осуществляется путём принятия федерального закона, которым определяется его территориальная  юрисдикция.

Районный (городской) суд - в Российской Федерации орган федеральной судебной власти, входящий в систему судов общей юрисдикции и занимающий положение второго звена этой системы (выше мировых судей, но ниже судов уровня субъекта РФ и Верховного Суда РФ).

В районных судах  нет Президиума суда, судебных коллегий и научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В  составе крупного районного суда могут быть должности заместителей председателя суда. Если суд состоит  из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.

Председатель районного  суда, его заместители и судьи  этого суда назначаются на должность  Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ, при  наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного  округа. Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным  законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»).

В основу решения об образовании районного суда положен принцип максимальной доступности обращения граждан в суд по месту жительства. Районные суды образуются в каждом районе или городе, на район и город может быть создан один суд.

Районный суд  в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции  и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся  обстоятельств). Он является непосредственно  вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим  на территории соответствующего района.

В первой инстанции  районный суд рассматривает все  дела, неподсудные другим судам. В  апелляционном порядке он проверяет  законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых  судей. В гражданском процессе по вновь открывшимся обстоятельствам  им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной  инстанции, ст. 393 Гражданского процессуального  кодекса (далее - ГПК РФ), а в уголовном  судопроизводстве - приговоры (постановления) мировых судей.

Помимо разрешения уголовных и гражданских дел  районным судом:

Информация о работе Районный суд в РФ