Районный суд в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Где бы ни работал юрист, какую бы должность он ни занимал, в любой области профессиональной деятельности он непременно будет сталкиваться с судебной властью и в той или иной роли участвовать в её реализации. Поэтому каждый юрист должен понимать, что такое судебная власть, каково её назначение в современном государстве, как она устроена, какими полномочиями наделена и как действует.
Актуальность темы обусловлена тем, что эффективность осуществления правосудия районными судами зависит от правильной, рациональной нормативно-правовой основы деятельности районных судов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место районного суда в судебной системе РФ
1.1 История создания районных судов в РФ
1.2 Районный суд в судебной системе РФ: понятие и основы деятельности
Глава 2. Организация деятельности и полномочия районного суда
2.1 Организационные основы и порядок формирования районного суда
2.2 Полномочия районного суда
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 40.24 Кб (Скачать файл)

Районному суду подсудны уголовные дела, кроме дел, посудных мировому судье, вышестоящим судам  и военным судам. В настоящее  время на суды возложена обязанность  рассмотрения таких материалов, как  продление срока содержания под  стражей осужденных, об избрании меры пресечения в виде заключения под  стражу и многое другое.

Районные суду обращают к исполнению вынесенные ими приговора, которые вступили в законную силу, а также рассматривают вопросы: об условно - досрочном освобождении осужденных; об освобождении из мест лишения  свободы лиц, у которых наступило  психическое расстройство либо заболевших иной тяжкой болезнью; об отсрочке исполнения приговора; об изменении условий  содержания лиц, осужденных к лишению  свободы, во время отбытия наказания; о замене неотбытой части наказания  более мягким видом наказания; о  разрешении спорных и неясных  вопросов, связанных с приведением  приговора в исполнение, и др.

На районные суды возложена обязанность рассматривать  дела о применении принудительных мер  медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии  невменяемости или заболевшим психическим  расстройством в ходе расследования, судебного разбирательства либо при исполнении наказания, если лицо совершило тяжкое преступление и  по своему состоянию представляет общественную опасность. Районные суду также рассматривают  представления психиатрических  стационаров о прекращении или  продлении применения принудительных мер медицинского характера.

В зависимости от количества поступающих в суд  дел, числа судей их квалификации и накопленного опыта по рассмотрению отдельных категорий дел, обязанности  могут распределяться с учетом таких  принципов как: - территориальный, когда  определенный судья рассматривает  гражданские, уголовные, административные и другие дела, возникшие на определенной территории; - функциональный, когда  один судья рассматривает гражданские, другой - уголовные, третий - административные дела и т.д.;

- территориально - функциональный, когда каждый судья  рассматривает или гражданские,  или уголовные, или административные  дела, возникающие на определенной  территории;

- персональный, когда  каждый судья рассматривает гражданские  дела по заявлениям или жалобам,  поступившим во время личного  приема населения и представителей  организаций, а уголовные и  административные дела - по поручению  председателя суда.

Полномочия районного  суда по рассмотрению уголовных дел

Районный суд  правомочен рассматривать большую  часть уголовных дел. Ему подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности мировому судье, судам  среднего звена и ВС РФ (ч. 2, 4 ст. 31 УПК РФ).

В связи с реализаций положений ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции  РФ суды общей юрисдикции, в том  числе и районные, наделены законом  полномочием по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений (ст. 165 УПК РФ), в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.

Полномочия судьи  по поступившему в суд уголовному делу:

1. По поступившему  уголовному делу судья принимает  одно из следующих решений:

1) о направлении  уголовного дела по подсудности;

2) о назначении  предварительного слушания;

3) о назначении  судебного заседания.

2. Решение судьи  оформляется постановлением, в котором  указываются:

1) дата и место  вынесения постановления;

2) наименование  суда, фамилия и инициалы судьи,  вынесшего постановление;

3) основания принятого  решения.

3. Решение принимается  в срок не позднее 30 суток  со дня поступления уголовного  дела в суд. В случае, если  в суд поступает уголовное  дело в отношении обвиняемого,  содержащегося под стражей, судья  принимает решение в срок не  позднее 14 суток со дня поступления  уголовного дела в суд. По  просьбе стороны суд вправе  предоставить ей возможность  для дополнительного ознакомления  с материалами уголовного дела.

4. Копия постановления  судьи направляется обвиняемому,  потерпевшему и прокурору (ст. 227 УПК РФ)

В районном суде гражданские  и уголовные дела рассматриваются  как судьей единолично, так и судом  в составе трех профессиональных судей, один из которых председательствует в судебном заседании.

Согласно УПК  РФ суд на любом этапе судебного  разбирательства при наличии  к тому оснований может осуществлять следующие действия (принимать решения).

1) откладывает судебное  разбирательство (ч. 1 ст. 253, ч. 2 ст. 258 УПК РФ);

2) приостанавливает  производство в отношении подсудимого

или все производство по делу (ч. 3 ст. 253 УПК РФ);

3) принимает решение  о розыске скрывшегося подсудимого  (ч.3 ст. 253 УПК РФ);

4) прекращает в  судебном заседании уголовное  дело (ст. 254 УПК РФ);

5) предоставляет  вновь вступившему в судебное  разбирательство прокурору и  защитнику время для ознакомления  с материалами уголовного дела  и подготовки к участию в  судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246, ч. 3 ст. 248 УПК РФ);

6) избирает, изменяет  или отменяет меру пресечения  в отношении подсудимого (ст. 255 УПК РФ);

7) продлить срок  содержания подсудимого под стражей  до вынесения судебного решения  по существу дела, но не более  чем на три месяца (ч. 3 ст. 255 УПК  РФ).

Определения или  постановления о возвращении  уголовного дела прокурору, о прекращении  уголовного дела, об избрании, изменении  или отмене меры пресечения в отношении  подсудимого, о продлении срока  содержания его под стражей, об отводах, о назначении судебной экспертизы должны быть вынесены в совещательной комнате. Должны излагаться в виде отдельного процессуального документа, подписываемого судьей или судьями, если уголовное  дело рассматривается судом коллегиально.

Полномочия районного  суда по рассмотрению гражданских дел

Гражданские дела в судах первой инстанции, в том  числе районным судом, рассматриваются  судьями этих судов единолично. Коллегиальное  рассмотрение этих дел возможно только в случаях, предусмотренных федеральным  законом (ст. 7 ГПК РФ).

К компетенции федеральных  районных судов относится также  рассмотрение в апелляционном порядке  жалоб и протестов на решения  мировых судей. Дела по жалобам на судебные постановления мировых  судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном  порядке единолично судьями соответствующих  районных судов (ч. 4 ст. 7 ГПК РФ).

Районные суды обращают к исполнению вынесенные ими решения  по гражданским делам, приговоры  по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков  и конфискации имущества. Для  этого при судах состоят судебные приставы-исполнители . Районные суды обращают к исполнению вынесенные ими  приговоры, которые вступили в законную силу.

Районный суд  рассматривает гражданские дела, за исключением дел, которые рассматриваются  мировыми судьями, военными и другими  судами. В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность  мировые судьи, дела, относящиеся  к их компетенции, рассматриваются  судьями районных судов единолично. В случае, когда при объединении  нескольких связанных между собой  требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые  требования становятся подсудными районному  суду, а остальные - мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде; гражданские дела особого производства: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно  отсутствующим и об объявлении его  умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей  в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя.

Особенностью таких  дел является то, что при их рассмотрении суд не разрешает какого-либо спора, а лишь решает вопрос об установлении каких-либо фактов, имеющих юридическое  значение; гражданские дела из административно-правовых отношений. Такие дела рассматриваются  на основании жалобы гражданина на неправомерные действия (решения) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц.

Полномочия районного  суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях

Часть 1 ст. 23.1 КоАП РФ приводит перечень 124 статей, дела по которым подведомственны районному  судье. Часть 2 ст. 23.1 дает список еще 55 статей, дела по которым могут быть переданы ему на рассмотрение соответствующим  органом или должностным лицом. Много это или мало, но несомненно, что по мере развития и совершенствования  российской судебной системы судейская  компетенция по делам об административных правонарушениях будет расширяться: судебное производство - безусловно, наиболее квалифицированное и является самым  надежным способом обеспечения прав человека - высшей государственной  ценности (ст. 2 Конституции РФ). Речь идет и о реализации предусмотренного ст. 46 Конституции РФ конституционного права на судебную защиту.

Особенность, можно  даже сказать особость, административно-процессуального  статуса судьи проявляется и  в том, что только он вправе назначать  наиболее строгие административные наказания, такие, как возмездное или  безвозмездное изъятие орудия или  предмета совершения административного  правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация (соответственно ст. ст. 3.6 - 3.11 КоАП РФ).

Указанные административные наказания существенно затрагивают  имущественные и личные права  человека; их правильное применение требует  судейской квалификации.

Частью 1 ст. 29.6 КоАП РФ установлен 15-дневный срок рассмотрения судьями дел об административных правонарушениях. КоАП РФ не предполагает ведения протокола судебного рассмотрения дела об административном правонарушении. По крайней мере, по наиболее сложным делам ведение протокола судебного заседания было бы, безусловно, целесообразно. Хотя бы уже потому, что в одном только постановлении невозможно полноценно выразить позиции всех участников сложного судебного разбирательства, с участием многих лиц: одного или нескольких подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков.

Заключение

Судебная власть это сложное и многоэлементное  явление, основу которого составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие реализуется путем рассмотрения в судебных инстанциях гражданских, уголовных и административных дел  в определенной, установленной законом  процессуальной форме. Правосудие реализуется  только судами, при этом создание чрезвычайных судов не допускается. Тогда встает вопрос о судебной системе, то есть о конституционно закрепленном перечне  судов, осуществляющих судебную власть.

В результате проведённой  работы становиться понятно, что  основная работа по осуществлению правосудия и одной из направлений государственной  власти ложится на суды районного  масштаба. Это составляет до 90% всех рассматриваемых дел.

Суды учреждаются  Конституцией и федеральным конституционным  законом. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет  важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном  уровне. Причем, если перечень судов  закреплен в Конституции, то никакие  другие суды не могут быть учреждены  при помощи обычного закона, так  как для этого необходимо изменить Конституцию.

Таким образом, наделение  районных судов контрольными функциями  обеспечивает взаимосвязь федеральных  судов и судов субъектов Федерации, соблюдение установленных федеральными законами правил судопроизводства и  тем самым единство судебной системы. Одновременно повышается оперативность  судопроизводства, приближение суда к населению, упрощается порядок  обращения граждан в суд с  жалобами.

Районный суд  приобретает большое значение в  реализации судебной власти через различные  формы судебного контроля.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации Принята всенародным  голосованием 12.12.1993 (м изм. и доп.  от 30.12.2008 № 6 - ФКЗ, № 7 - ФКЗ).

2. Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (действующая редакция, с изменениями и дополнениями  на 15.01.2013 г.).

3. Уголовно-процессуальный  кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (действующая  редакция, с изменениями, вступившими  в силу с 15 марта 2013 года).

4. Гражданско-процессуальный  кодекс РФ от 14.11.2002 № 138 - ФЗ.

5. Федеральный Закон  от 31.12.1998 № 1 - ФКЗ «О судебной  системе в РФ».

6. Наумов А. Суд  как орган борьбы с преступностью,  а прокуратура - как институт  общего надзора // Российская юстиция.  № 1, 2008 г.

7. Сомов С. Развитие  института мировых судей и  баланс интересов Федерации и  регионов // Российская юстиция. №  1. 2005 г.

8. Мировая юстиция:  проблемы и перспективы //Российская  юстиция. № 12. 2004.

9. Лебедев В.  Условия для успешного завершения  реформы созданы // Российская  юстиция. № 11. 2009.

10. Козак Д. Суд  в современном мире: проблемы  и перспективы //Российская юстиция.  № 9. 2006.

11. О статусе  судей и судебной системе //Российская  юстиция. № 8. 2008.

12. Бойков А.Д.  Третья власть в России (Очерки  о правосудии, законности и судебной  реформе 1990 - 1996 гг.). М., 2003 г.

13. Темушкин О.П.  Реформа, повернутая вспять // Дело  и право. 1998 г.

14. Ефимичев С.П.  Судебная реформа в России  и проблемы борьбы с организованной  преступностью. М.: Изд-во Академии  управления МВД России, 2002.

Информация о работе Районный суд в РФ