Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, контрольная работа
Где бы ни работал юрист, какую бы должность он ни занимал, в любой области профессиональной деятельности он непременно будет сталкиваться с судебной властью и в той или иной роли участвовать в её реализации. Поэтому каждый юрист должен понимать, что такое судебная власть, каково её назначение в современном государстве, как она устроена, какими полномочиями наделена и как действует.
Актуальность темы обусловлена тем, что эффективность осуществления правосудия районными судами зависит от правильной, рациональной нормативно-правовой основы деятельности районных судов.
Введение
Глава 1. Место районного суда в судебной системе РФ
1.1 История создания районных судов в РФ
1.2 Районный суд в судебной системе РФ: понятие и основы деятельности
Глава 2. Организация деятельности и полномочия районного суда
2.1 Организационные основы и порядок формирования районного суда
2.2 Полномочия районного суда
Заключение
Список использованной литературы
Районному суду подсудны уголовные дела, кроме дел, посудных мировому судье, вышестоящим судам и военным судам. В настоящее время на суды возложена обязанность рассмотрения таких материалов, как продление срока содержания под стражей осужденных, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и многое другое.
Районные суду обращают к исполнению вынесенные ими приговора, которые вступили в законную силу, а также рассматривают вопросы: об условно - досрочном освобождении осужденных; об освобождении из мест лишения свободы лиц, у которых наступило психическое расстройство либо заболевших иной тяжкой болезнью; об отсрочке исполнения приговора; об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбытия наказания; о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; о разрешении спорных и неясных вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение, и др.
На районные суды
возложена обязанность
В зависимости от
количества поступающих в суд
дел, числа судей их квалификации
и накопленного опыта по рассмотрению
отдельных категорий дел, обязанности
могут распределяться с учетом таких
принципов как: - территориальный, когда
определенный судья рассматривает
гражданские, уголовные, административные
и другие дела, возникшие на определенной
территории; - функциональный, когда
один судья рассматривает
- территориально -
функциональный, когда каждый судья
рассматривает или гражданские,
- персональный, когда
каждый судья рассматривает
Полномочия районного суда по рассмотрению уголовных дел
Районный суд правомочен рассматривать большую часть уголовных дел. Ему подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности мировому судье, судам среднего звена и ВС РФ (ч. 2, 4 ст. 31 УПК РФ).
В связи с реализаций положений ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ суды общей юрисдикции, в том числе и районные, наделены законом полномочием по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений (ст. 165 УПК РФ), в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.
Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу:
1. По поступившему
уголовному делу судья
1) о направлении
уголовного дела по
2) о назначении предварительного слушания;
3) о назначении судебного заседания.
2. Решение судьи оформляется постановлением, в котором указываются:
1) дата и место вынесения постановления;
2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление;
3) основания принятого решения.
3. Решение принимается
в срок не позднее 30 суток
со дня поступления уголовного
дела в суд. В случае, если
в суд поступает уголовное
дело в отношении обвиняемого,
содержащегося под стражей,
4. Копия постановления
судьи направляется
В районном суде гражданские и уголовные дела рассматриваются как судьей единолично, так и судом в составе трех профессиональных судей, один из которых председательствует в судебном заседании.
Согласно УПК РФ суд на любом этапе судебного разбирательства при наличии к тому оснований может осуществлять следующие действия (принимать решения).
1) откладывает судебное разбирательство (ч. 1 ст. 253, ч. 2 ст. 258 УПК РФ);
2) приостанавливает
производство в отношении
или все производство по делу (ч. 3 ст. 253 УПК РФ);
3) принимает решение
о розыске скрывшегося
4) прекращает в судебном заседании уголовное дело (ст. 254 УПК РФ);
5) предоставляет
вновь вступившему в судебное
разбирательство прокурору и
защитнику время для
6) избирает, изменяет или отменяет меру пресечения в отношении подсудимого (ст. 255 УПК РФ);
7) продлить срок
содержания подсудимого под
Определения или
постановления о возвращении
уголовного дела прокурору, о прекращении
уголовного дела, об избрании, изменении
или отмене меры пресечения в отношении
подсудимого, о продлении срока
содержания его под стражей, об отводах,
о назначении судебной экспертизы должны
быть вынесены в совещательной комнате.
Должны излагаться в виде отдельного
процессуального документа, подписываемого
судьей или судьями, если уголовное
дело рассматривается судом
Полномочия районного суда по рассмотрению гражданских дел
Гражданские дела в судах первой инстанции, в том числе районным судом, рассматриваются судьями этих судов единолично. Коллегиальное рассмотрение этих дел возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 7 ГПК РФ).
К компетенции федеральных
районных судов относится также
рассмотрение в апелляционном порядке
жалоб и протестов на решения
мировых судей. Дела по жалобам на
судебные постановления мировых
судей, не вступившие в законную силу,
рассматриваются в
Районные суды обращают
к исполнению вынесенные ими решения
по гражданским делам, приговоры
по уголовным делам в части, касающейся
удовлетворения гражданских исков
и конфискации имущества. Для
этого при судах состоят
Районный суд
рассматривает гражданские
Особенностью таких дел является то, что при их рассмотрении суд не разрешает какого-либо спора, а лишь решает вопрос об установлении каких-либо фактов, имеющих юридическое значение; гражданские дела из административно-правовых отношений. Такие дела рассматриваются на основании жалобы гражданина на неправомерные действия (решения) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц.
Полномочия районного суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях
Часть 1 ст. 23.1 КоАП
РФ приводит перечень 124 статей, дела по
которым подведомственны
Особенность, можно
даже сказать особость, административно-
Указанные административные
наказания существенно
Частью 1 ст. 29.6 КоАП РФ установлен 15-дневный срок рассмотрения судьями дел об административных правонарушениях. КоАП РФ не предполагает ведения протокола судебного рассмотрения дела об административном правонарушении. По крайней мере, по наиболее сложным делам ведение протокола судебного заседания было бы, безусловно, целесообразно. Хотя бы уже потому, что в одном только постановлении невозможно полноценно выразить позиции всех участников сложного судебного разбирательства, с участием многих лиц: одного или нескольких подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков.
Заключение
Судебная власть это сложное и многоэлементное явление, основу которого составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие реализуется путем рассмотрения в судебных инстанциях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие реализуется только судами, при этом создание чрезвычайных судов не допускается. Тогда встает вопрос о судебной системе, то есть о конституционно закрепленном перечне судов, осуществляющих судебную власть.
В результате проведённой работы становиться понятно, что основная работа по осуществлению правосудия и одной из направлений государственной власти ложится на суды районного масштаба. Это составляет до 90% всех рассматриваемых дел.
Суды учреждаются Конституцией и федеральным конституционным законом. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном уровне. Причем, если перечень судов закреплен в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так как для этого необходимо изменить Конституцию.
Таким образом, наделение
районных судов контрольными функциями
обеспечивает взаимосвязь федеральных
судов и судов субъектов
Районный суд приобретает большое значение в реализации судебной власти через различные формы судебного контроля.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (м изм. и доп. от 30.12.2008 № 6 - ФКЗ, № 7 - ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (действующая редакция, с изменениями и дополнениями на 15.01.2013 г.).
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (действующая редакция, с изменениями, вступившими в силу с 15 марта 2013 года).
4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138 - ФЗ.
5. Федеральный Закон от 31.12.1998 № 1 - ФКЗ «О судебной системе в РФ».
6. Наумов А. Суд
как орган борьбы с
7. Сомов С. Развитие института мировых судей и баланс интересов Федерации и регионов // Российская юстиция. № 1. 2005 г.
8. Мировая юстиция:
проблемы и перспективы //
9. Лебедев В.
Условия для успешного
10. Козак Д. Суд
в современном мире: проблемы
и перспективы //Российская
11. О статусе
судей и судебной системе //
12. Бойков А.Д. Третья власть в России (Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990 - 1996 гг.). М., 2003 г.
13. Темушкин О.П. Реформа, повернутая вспять // Дело и право. 1998 г.
14. Ефимичев С.П.
Судебная реформа в России
и проблемы борьбы с