Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:23, реферат
На рубеже 90-х годов XX века Россия вступила в период реформ. Меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Одной из базовых концепций построения нового Российского государства стал принцип разделения властей, который был закреплен в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.
В этих условиях чрезвычайно важно знать, в чем значимость данного принципа для сегодняшней России, как он реализуется и почему его сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения России по пути демократии.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие системы разделения властей в государстве, историко-правовые
корни ее возникновения и развития………………………………………..4
2. Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре
государства…………………………………………………………..……….10
2.1. Законодательная власть и ее органы……………………………………...12
2.2. Исполнительная власть и ее органы……………………………………....15
2.3. Судебная власть и его органы……………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НОУ ВПО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
РЕФЕРАТ
ПО ПРЕДМЕТУ: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
НА ТЕМУ: Разделение властей в государстве: теория и опыт
Выполнила студент
КУРСК 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие системы
разделения властей в
корни
ее возникновения и развития………
2. Ветви власти как
единый механизм
государства…………………………………………………
2.1. Законодательная власть и ее органы……………………………………...12
2.2. Исполнительная власть
и ее органы……………………………………....
2.3. Судебная власть и его органы……………………………………………..21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Разделение властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки и римляне, чтобы обезопасить государственный строй от изменений и чрезмерной концентрации власти в одних руках.
Теоретическая концепция разделения властей в государстве была сформулирована англичанином Джоном Локком (1632-1704) и затем получила относительно законченный и аргументированный вид в работах французского государственного деятеля Шарля Монтескье (1689-1755). В интерпретации Ш. Монтескье концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день. Именно поэтому Ш. Монтескье по праву считается основоположником данной теории.
За прошедшие столетия принцип разделения властей выдержал испытания временем, развивался и совершенствовался, и ныне занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними во всех странах развитой демократии. На современном этапе разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства.
Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей. По общему правилу, вытекающему из принципа разделения властей, законодательная и исполнительная власти, а также судебная власть не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Но очень многое зависит от конкретной ситуации, существующей в стране, и от сложившихся обыкновений.
В недалеком прошлом России, в советское время, данный принцип не находил отражения в отечественной правовой концепции. Более того, сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.
На рубеже 90-х годов XX века Россия вступила в период реформ. Меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Одной из базовых концепций построения нового Российского государства стал принцип разделения властей, который был закреплен в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.
В этих условиях чрезвычайно важно знать, в чем значимость данного принципа для сегодняшней России, как он реализуется и почему его сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения России по пути демократии.
Разделение властей - принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга.
Разделения власти - один из основополагающих принципов построения правового государства. Поскольку понятие «разделение власти» достаточно широко, неотделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения, представляется целесообразным проследить исторический путь развития данного понятия.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.
Первое крупное разделение власти разграничило политическую и религиозную власти. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как на Западе, так и в России. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира.
Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и в Афинской, и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках. Например, в Афинах законодательная власть принадлежала Народному Собранию, исполнительная — Совету пятисот и коллегии стратегов и архонтов, судебная — ареопагу как верховному судебному органу.
В Риме главным государственным органом был сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности (консулы, преторы, наместники, эдилы и т.д.). Вторым по значимости государственным органом в Риме являлось это народное собрание, обладавшее правом принятия законов и избиравшее коллегии, которые осуществляли правительственную власть. Судебные функции в Риме были возложены на восьмерых преторов, избираемых сенатом.
Феодальная организация власти предполагала, как правило, объединение в лице властелина законодательных, исполнительных и судебных функций, включая функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, а также органами местного самоуправления с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него «по праву» из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII–XIV веках и в последствии стали основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий.
Другой основой разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень замкнутые и узкие, нередко олигархического типа. Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги).
Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованные государства уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти. Доступ этот был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и представительные) структуры, поэтому власть оказалась до известной меры разделённой между сословиями и классами.
«Дальнейшее развитие разделённых
властей шло несколькими
Этот объективный процесс
получил теоретическое
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов Аристотеля (384-322 г.г. до н.э), Эпикура (341-270 до н.э.), Полибия (210-123 до н.э.) и др. Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили буржуазны революции в Англии (1640–1648 гг.) и в последствии во Франции (1789–1794 гг.).
В основании политической философии Локка лежит идея собственности («Трактаты о правительстве»). По Локку, государство и гражданское общество покоятся на частной и личной собственности. На основе общественного договора учреждается государство — социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство. Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато фактическим беззаконием.
Дж. Локк в этой связи констатирует: «…Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и правительства… Абсолютная монархия, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире», …несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления». При этом учёный пояснял: поскольку абсолютная монархическая власть сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.
Отсюда и следует главный вывод, составивший основу концепции разделения властей по Локку: власть должна быть разделена законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой из ветвей власти особому кругу лиц. В условиях ограниченной монархии на первое место выдвигается законодательная власть, именно она образует «первую ветвь власти». В соответствии с этим видением вопроса, полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, полномочия осуществлять их (исполнительная власть) — на монарха и правительство (кабинет министров), а судебную власть имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями. Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие, то есть реализуется принцип сдержек и противовесов.
Наиболее полно и
последовательно концепция
В итоге, Монтескье пришел к выводу, что «…свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга».
Как считал Монтескье, чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. «…Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет…».
Информация о работе Разделение властей в государстве: теория и опыт