Разделение властей в государстве: теория и опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:23, реферат

Описание работы

На рубеже 90-х годов XX века Россия вступила в период реформ. Меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Одной из базовых концепций построения нового Российского государства стал принцип разделения властей, который был закреплен в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.
В этих условиях чрезвычайно важно знать, в чем значимость данного принципа для сегодняшней России, как он реализуется и почему его сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения России по пути демократии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие системы разделения властей в государстве, историко-правовые
корни ее возникновения и развития………………………………………..4

2. Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре
государства…………………………………………………………..……….10

2.1. Законодательная власть и ее органы……………………………………...12

2.2. Исполнительная власть и ее органы……………………………………....15

2.3. Судебная власть и его органы……………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………...25

Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат по Теор. гос. права.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

К числу общих конституционных  принципов относятся:

  1. Осуществление правосудия только судом, другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия;
  2. Независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело. Если вышестоящий суд отменяет судебное решение, то он опять-таки не указывает, как именно следует решить дело, а направляет его в иной состав судебной коллегии, и уже она решает дело;
  3. Свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск (он может отклонить рассмотрение только по причине неподведомственности или неподсудности дела).
  4. Коллективное отправление правосудия. Мировой судья единолично может рассматривать только мелкие правонарушения.
  5. Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства.
  6. Гласность, т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон.
  7. Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом), ревизий, которая сочетает черты апелляции и кассации.
  8. Ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса – гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, т.е. государственное принуждение проявляется особенно жестоко. К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела в присутствии присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста; право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; презумпция невиновности (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; ни кто не может быть осужден повторно за одно и тоже преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; закон устанавливающий и отягчающий ответственность обратной силы не имеет. Некоторые из названных принципов относятся, прежде всего, к уголовному процессу, но распространяются и на гражданские дела.

Также, во всех государствах, существуют различные органы и должностные  лица, одна из задач которых состоит  в содействии судебной власти. Это  прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебная полиция, судебные исполнители.

 

Заключение

 

Для властвующих неважно, каким путем власть им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно  к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек  и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

Принцип разделения властей  на три ветви, воспринятый государствами  «первого эшелона капитализма», пройдя вместе с ними длительный процесс мучительного становления и вызревания, в современных условиях их функционирования, по мнению государственных деятелей и ученых стран «свободного мира», является единственно приемлемым для реального воплощения специфической формы демократии, выдвинутой Дж.Локком и затем развитой Ш. Монтескье.

Как показывает практический опыт функционирования властей после  принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти РФ далеко не всегда уравновешивают друг друга. Сложившаяся ситуация в значительной степени предопределяет формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что способствует возникновению опасности установления авторитарной формы правления.

В России гражданское  общество складывается медленно, и  пока еще нельзя говорить, что оно сложилось. Не сформировались у нас демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. В таких условиях чрезвычайно важно, опираясь на опыт других стран и собственно российский исторический опыт, найти оптимальный для нашего государства баланс разделения властей. Чтобы, применяя этот принцип на практике, не получилось так, как сказал однажды известный российский государственный деятель: «…Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: «Юридическая литература», 1993 .
  2. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. Редактор В.А. Четвернин. М., 1997.
  3. Конституция США /США. Конституция и законодательные акты/  - М.:«Прогресс»,1993.
  4. Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. -М.: «Юрист», 1995 г.
  5. Кутафин О.Е. Основы государства и права. -  М: Юрист, 1998. С. 80.
  6. Конституция зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. Проф.В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2001.
  7. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. - М., 1988.
  8. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
  9. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993 .
  10. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 1997.
  11. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13.
  12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран - М.: «Юрист», 1997
  13. Правовые системы мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. – д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. – М.: «НОРМА-ИНФРА-М», 2002.
  14. Переломов А.С. Конфуций и доктрина разделения властей (размышления по прочтении книги Петра Баренбойма «3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера») - Государство и право, 1997, № 3
  15. Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей / Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 1996.
  16. История политических и правовых учений/ Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.
  17. Обзор результатов деятельности высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей общих, арбитражных и военных судов за 2001 г. Официальный сайт Верховного Суда РФ.

Информация о работе Разделение властей в государстве: теория и опыт