Разделение властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Целями и задачами данной курсовой работы является всестороннее изучение вопроса теории разделения властей. Для этого мы должны рассмотреть:
- историю возникновения и развития теории разделения властей;
- принципы и схему разделения властей;
- принципы, методы, функции каждой из ветвей власти

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3
1. История развития теории разделения властей………………………………………………………5
2. Принцип разделения властей………………………………………………………………………………….11
2.1. Законодательная власть…………………………………………………………………………………….13
2.2. Исполнительная власть……………………………………………………………………………………..15
2.3. Судебная власть………………………………………………………………………………………………….18
3. Система "сдержек и противовесов". …………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………......………………………………………………..…………..25

Файлы: 1 файл

разделение властей в рф.docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)

                                                            План:

 

                                                                                                                                                              Страницы:

      Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3

 

1.       История  развития теории разделения властей………………………………………………………5

 

2.       Принцип  разделения властей………………………………………………………………………………….11

 

2.1.          Законодательная власть…………………………………………………………………………………….13

 

2.2.          Исполнительная власть……………………………………………………………………………………..15

 

2.3.          Судебная власть………………………………………………………………………………………………….18

 

3.         Система "сдержек и противовесов". …………………………………………………………………….20

 

       Заключение………………………………………………………………………………………………………………….22

 

    Список использованной  литературы………......………………………………………………..…………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение

 

Теории разделения властей  уделяется огромное внимания, она  вызывает большой интерес и в  зарубежной,  и в современной  российской литературе, так как это  одна из самых неоднозначных, противоречивых и в тоже время занимательнейших тем. Само разделение властей существовало и в античные времена, но классическая теория появилась на свет только в 17 – 18 в.в. в трудах английских и французских мыслителей Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье. Теория разделения властей не могла возникнуть на пустом месте. Она была подготовлена всем предшествующим социально-политическим развитием и накоплением исторического опыта в организации государственно правовой жизни и поддержании стабильности в обществе и государстве. 1 Теория разделения властей исходила из вполне рациональной предпосылки: в любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности – принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов. Естественно, что более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них.  Но с другой стороны, с точки зрения сохранения демократии целесообразно разделить три этих направления государственной деятельности между тремя различными ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом. Будучи относительно независимыми, эти три вида власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга,  для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

В мире нет единого представления  об идеологической, социально-политической важности и практической значимости данной теории. Спектр мнений и суждений весьма велик: от полного восприятия, до безоговорочного неприятия теории разделения властей.

В нашей стране Конституция  Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и  судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся к их ведению  вопросов, их компетенцию. Законодательная  власть вверяется высшему представительному  органу – парламенту, в составе  которого заседают избранные народом  представители – депутаты. Исполнительная власть, которая принадлежит Президенту и правительству, обычно формируется  законодательными органами или непосредственно  населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при  этом занимает самостоятельное и  независимое положение. Законодательная  власть не может вмешиваться в  исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти неотделима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается таким образом, в сложной системе "сдержек и противовесов", во взаимном контроле всех ветвей власти.

Целями и задачами данной курсовой работы является всестороннее изучение вопроса теории разделения властей. Для этого мы должны рассмотреть:

-    историю возникновения  и развития теории разделения  властей;

-    принципы и  схему разделения властей;

-    принципы, методы, функции каждой из ветвей власти;

-    систему взаимодействия  ветвей власти;

-    систему «сдержек  и противовесов», необходимых  для действенной работы законодательной,  исполнительной и судебной ветвей.

              1.  История развития теории разделения властей

 

Теория разделения властей, именуемая нередко принципом  разделения властей в том виде, в каком она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилось более 300 лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической  доктрины материализма Джон Локк и  французский просветитель, философ  и правовед Шарль Луи Монтескье.2

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей изложены в главном его  труде «Два трактата о государственном  правлении» (1690 г.), а идеи Монтескье  о разделении властей и другие его политические воззрения –  в произведении «О духе законов» (1748 г.).

Теория разделения властей  не могла возникнуть на пустом месте. Она возникает и начинает материализоваться  лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают  все необходимые предпосылки  для активного участия широких  слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах  страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск  путей и средств создания надежных гарантий  прав и свобод подданных  или граждан; предпринимаются попытки  ограждения их, а вместе с ними всего  общества и государства от возможной  узурпации всей государственной  власти, как со стороны отдельных  лиц, так и со стороны отдельных  органов государства. Именно в такой  период, в конце 17 века  в Англии и в середине 18 в. во Франции усилиями Ш. Монтескье и Д. Локка разработаны основные положения и создан каркас здания под названием Теория разделения властей. При рассмотрении процесса создания теории разделения властей выделяют три фазы:

 

1. Создание такого мировоззрения  и обстановки, в которой стала  возможна концепция разделения  властей, оформление составных  ее элементов

2. Создание собственно  концепции, оформление отдельных  ее частей и гармоничное соединение  их воедино

3. Внесение первых корректировок,  появившихся в результате накопления  практического опыта по претворению  основных положений Теории разделения  властей  в жизнь.3

 

Говоря о конкретных условиях и предпосылках создания  Теории разделения властей необходимо учитывать  не только объективные, но и субъективные факторы.

Объективные факторы - реально  существующие условия и предпосылки, являются той основой, на которой  возникают и функционируют как  отдельные идеи, так и сама теория разделения властей. Субъективные факторы  – политико-правовые и философские  воззрения самих основателей  доктрины.

 

Будучи сторонником  естественного  права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец , идеологом компромисса и защитником идей либерализма Дж. Локк не без оснований рассматривал разработанный им принцип или Теорию разделения властей как один из способов достижения сложившихся в его мировоззрении целей и решения ряда социально-политических задач. 4 Но также он был и сторонником конституционной монархии, поэтому в его варианте теории разделения властей еще присутствует  монарх.

В соответствие с его видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) – на монарха и правительство (кабинет министров). Также в полномочия исполнительной власти вверялись судебные функции, то есть полного разделения властей еще не произошло.  Все виды публично-властной  деятельности и реализующие их государственно-властные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная. Все иные ветви власти подчинены ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

Таким образом, Дж. Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченной власти, а яро отстаивал конституционную монархию. Он считал, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.

Аналогичные идеи  о Теории разделения властей развивались  и дополнялись позднее в работах  Ш. Монтескье. Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей  гражданской свободы и  выступая за строгое соблюдение законов, регулирование  отношений между гражданами и  государством, Монтескье также как  и Локк , усматривает в четком разделении властей и взаимном сдерживании не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония. Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведут, по мнению мыслителя, к сосредоточении власти в руках одного лица, государственных органов или группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью5.

В отличие от идей  Локка  идеи Монтескье дополнялись наличием в теории разделения властей помимо законодательной и исполнительной еще и судебной властью и принципом независимости судей от первых двух властей. Рассмотренная им триада из законодательной, исполнительной и судебной власти стала классической формулой теории конституционализма.6

Идеи Теории разделения властей  были широко представлены в таких  фундаментальных актах, как:

-    Декларация прав  и свобод человека и гражданина, ст. 16 (1789 г.);

-    Конституция Франции,  ст. 3, отд. 1, гл. 2 (1791 г.).

 

В России особое внимание теории разделения властей уделял М.М. Сперанский. В своем «Введении к уложению государственных законов» (1890 г.) он предлагал два варианта самодержавной  власти на основе закона и принципа разделения властей. Первый вариант  предполагал лишь формальное действие теории разделения властей, настоящая  же власть принадлежала бы самодержавию; во втором варианте самодержавие прикрывалось бы не только внешними формами, а действовало  бы не только формально, но и фактически (реально).

В советской и постсоветской  литературе мало внимания уделялось  теории разделения властей. До весны 1985 г. (начало перестройки) о ней если и говорили, то с сугубо академических  позиций или в критическом  плане.

С началом «перестройки»  о теории разделения властей пишут  довольно много, хотя и в упрощенном плане. Говоря о взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти и о зачатках теории разделения властей в современной России необходимо исходить из существования трех относительно самостоятельных периодов становления и развития данного процесса:

1) апрель 1985 г. – сентябрь 1993 г. 

-    формально-юридическое  закрепление принципа разделения  властей;

-    начало его  реального воплощения в жизнь.

В самом начале данного  периода по инерции продолжало доминировать восприятие государственной власти в лице Советов как явления  единого и неделимого. А в основу советской концепции государственной власти были положены взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, которые рассматривали механизм государственной власти в качестве «работающей корпорации, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы».7

В конце 80-х начале 90-х  г.г. в отношении к теории разделения властей наметился резкий поворот.

Так, учреждение в 1991 г. института  Президентства РФ и образования  Конституционного суда свидетельствовало  о реальном выделении и укреплении в механизме государственной  власти России наряду с законодательной  – исполнительной и судебной властей.

Закрепление  же в Конституции  России в 1992 г. положения о том, что  система государственной власти в РФ основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей (ст. 3 Конституции  РСФСР) свидетельствовало об официальном  признании этой теории.

 

2) Сентябрь 1993 (с момента  издания Указа от 21 сентября 1993 г.  № 1400) и до декабря этого  же года (включая день проведения  референдума по принятию проекта  новой конституции и выборов  12 декабря 1993 г.)

-    ликвидация всей  системы органов законодательной  власти и Конституционного суда  и установления верховенства  исполнительной власти, а точнее  единовластия Президента. Одна ветвь  – исполнительная власть –  подмяла под себя все другие  ветви власти.

Указом «О поэтапной конституционной  реформе в Российской Федерации» с 21 сентября 1993 г. в целях «сохранения  единства и целостности Российской Федерации, вывода страны из политического  и экономического кризиса, обеспечения  государственной и общественной безопасности» было прервано осуществление  законодательной и распорядительной функций Съездом народных депутатов  и Верховным Советом страны.

Этим же актом было предложено Конституционному суду не созывать заседания  до начала работы Федерального Собрания.

Данный Указ был во многом антиконституционным и, по мнению большинства, Президент не имел права ни на издание  этого Указа, ни на издание последующих  за ним Указов, развивающих многие положения первого.

На основе и во исполнение подобных Указов на территории РФ складывалась система своеобразной соподчиненности  исполнительной власти – всех других государственных властей. Принцип  разделения властей продолжал функционировать  лишь формально. Фактически же существовал  скорее принцип технического распределения  между различными государственными органами предметов ведения, сферы  деятельности, функций, но отнюдь не разделения властей.

Информация о работе Разделение властей в РФ