Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:51, курсовая работа
Целями и задачами данной курсовой работы является всестороннее изучение вопроса теории разделения властей. Для этого мы должны рассмотреть:
- историю возникновения и развития теории разделения властей;
- принципы и схему разделения властей;
- принципы, методы, функции каждой из ветвей власти
Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3
1. История развития теории разделения властей………………………………………………………5
2. Принцип разделения властей………………………………………………………………………………….11
2.1. Законодательная власть…………………………………………………………………………………….13
2.2. Исполнительная власть……………………………………………………………………………………..15
2.3. Судебная власть………………………………………………………………………………………………….18
3. Система "сдержек и противовесов". …………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………......………………………………………………..…………..25
а) Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля;
б) Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
в) Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами
3. Система "сдержек и противовесов".
В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства.
Согласно КРФ Президент
является главой государства. Он выступает
как гарант КРФ, а также как
гарант прав и свобод человека и
гражданина. В установленном КРФ
порядке Президент принимает
меры "по охране суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и
Но Президент в своей
деятельности руководствуется КРФ
и Федеральными законами (его указы
и распоряжения не должны противоречить
КРФ и федеральным законам). Институт
Президентства не может по своей
власти стоять выше Парламента. В то
же время законодательная и
В формально-юридическом плане это означает, что суд, как и законодательная власть, являются самостоятельными ветвями по отношению к исполнительной власти и по отношению друг к другу, они оказывают сдерживающее влияние и уравновешивают друг друга.
Реально же, как показывает опыт практического функционирования властей, обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности, государственные власти не всегда уравновешивают друг друга. В особенности это касается исполнительной и законодательной властей. В отношениях между ними доминирует президентская (исполнительная) власть.
Во взаимоотношении с судебной властью это проявляется в том, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должность судей Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.
В отношении с законодательной
властью доминирование
- право роспуска Государственной Думы;
- право назначения
выборов в Государственную
- право на внесение
законопроектов в
- право "вето" на принимаемые законы.
В то же время законодательная власть обладает рычагами обратного воздействия:
- полномочия Государственной Думы в решении вопроса о доверии Правительству РФ;
- право Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения решить вопрос об отстранении его от должности.
За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность Правительство несет солидарную политическую ответственность, отказ Правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и к замене его новым. Однако потерпевшее поражение Правительство (в целях уравновешивания властей), может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску Парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Предусмотрена возможность привлечения главы государства к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется Государственной Думой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции Верховного Суда РФ и Совета Федерации.
Разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям. Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Без разделения властей и соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть правового государства и правовых законов. Препятствие для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, состоит в распределении власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут сдерживать одна другую, не допускать доминирования одной из них. 14
Столь сложная схема государственного
аппарата страны определяется тем, что
ему присуща тенденция к
Основными формами и направлениями
борьбы против традиционных и новых
пороков государственного аппарата
являются: развитие правовых начал, форм
и процедур в организации и
деятельности всех звеньев государственного;
совершенствование процесса подготовки
и переподготовки квалифицированных
кадров для государственного аппарата;
повышение уровня требований к профессиональным
и нравственным качествам и правовой
культуре государственных служащих;
усиление мер юридической
Принцип разделения
властей проведен во всех
- власть в государстве
должна быть одновременно и
разделена, и оставаться
- оказалось, что
на практике деятельность
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации / 12 декабря 1993 г.;
2. ФЗ "об общих принципах
организации законодательных (
3. ФЗ «о судебной системе РФ» / Российская Газета , 1996 г.;.
4. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право» /М.:Юристъ, 2001.-304стр.
5. Бачило И.Л. "Исполнительная власть в РФ"/1998 г.;
6. Краснов Ю.К. "Российская
Государственность: эволюция
7. Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" / - М., Юрист, 2002 г,
8. Марченко М.Н. «Теория государства и права» /M.: издательство Проспект, 2004 г.-640стр.;
9. Нерсесянц В.Н. "Теория государства и права"/М.: Норма ,2001 г.;
10. Петрухин И.Л. "Судебная власть"/ М.: ООО «ТК Велби», 2003. - 720 стр.
1 Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2004 г.; стр. 362
2 Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2004 г.; стр.362
3 Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2004 г.; стр.363
4 Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2004 г.; стр.364
5 Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2004 г.; стр.366
6 Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2004 г.; стр.367
7 Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; стр. 319
8 Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; стр. 331
9 Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; 332
10 Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; стр. 333
11 Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; стр. 336
12 Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; стр. 337
13 Конституция Российской Федерации (1993г.), глава 4 статьи 80,83,84
14 Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; 331