Разделение властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Целями и задачами данной курсовой работы является всестороннее изучение вопроса теории разделения властей. Для этого мы должны рассмотреть:
- историю возникновения и развития теории разделения властей;
- принципы и схему разделения властей;
- принципы, методы, функции каждой из ветвей власти

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3
1. История развития теории разделения властей………………………………………………………5
2. Принцип разделения властей………………………………………………………………………………….11
2.1. Законодательная власть…………………………………………………………………………………….13
2.2. Исполнительная власть……………………………………………………………………………………..15
2.3. Судебная власть………………………………………………………………………………………………….18
3. Система "сдержек и противовесов". …………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………......………………………………………………..…………..25

Файлы: 1 файл

разделение властей в рф.docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)

а) Конституционный Суд  РФ, выступающий как судебный орган  конституционного контроля;

б) Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции;

в) Высший Арбитражный Суд  РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами

 

                       3. Система "сдержек и противовесов".

В системе высших властных структур современного Российского  государства особое место занимает институт Президентства.

Согласно КРФ Президент  является главой государства. Он выступает  как гарант КРФ, а также как  гарант прав и свобод человека и  гражданина. В установленном КРФ  порядке Президент принимает  меры "по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Согласно со своими полномочиями Президент  назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, полномочных представителей Президента РФ, назначает выборы Государственной  Думы, референдум. Кроме того, Президент  выполняет функции, которые в  основном являются исполнительно-распорядительными.13

Но Президент в своей  деятельности руководствуется КРФ  и Федеральными законами (его указы  и распоряжения не должны противоречить  КРФ и федеральным законам). Институт Президентства не может по своей  власти стоять выше Парламента. В то же время законодательная и судебная власть РФ подчиняется КРФ и федеральным  законам.

В формально-юридическом  плане это означает, что суд, как  и законодательная власть, являются самостоятельными ветвями по отношению  к исполнительной власти и по отношению  друг к другу, они оказывают сдерживающее влияние и уравновешивают друг друга.

Реально же, как показывает опыт практического функционирования властей, обладая относительной  самостоятельностью и сдерживая  в своей повседневной деятельности, государственные власти не всегда уравновешивают друг друга. В особенности это  касается исполнительной и законодательной  властей. В отношениях между ними доминирует президентская (исполнительная) власть.

Во взаимоотношении с  судебной властью это проявляется  в том, что Президент обладает огромными конституционными возможностями  оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так Президент  представляет кандидатуры Совету Федерации  для назначения на должность судей  Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме  того, он назначает судей других федеральных судов.

В отношении с законодательной  властью доминирование проявляется  в том, что Президент обладает действенными рычагами управления:

-   право роспуска  Государственной Думы;

-    право назначения  выборов в Государственную Думу;

-    право на внесение  законопроектов в Государственную  Думу;

-    право "вето" на принимаемые законы.

В то же время законодательная  власть обладает рычагами обратного  воздействия:

- полномочия Государственной  Думы в решении вопроса о  доверии Правительству РФ;

- право Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения решить вопрос об отстранении его от должности.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность Правительство  несет солидарную политическую ответственность, отказ Правительству в доверии  выражается в строгой юридической  форме и путем специальной  парламентской процедуры. Вотум  недоверия приводит к отставке правительства  и к замене его новым. Однако потерпевшее  поражение Правительство (в целях  уравновешивания властей), может, не выходя в отставку, прибегнуть к  досрочному роспуску  Парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Предусмотрена возможность  привлечения главы государства  к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение  предъявляется Государственной  Думой, а рассмотрение и решение  дела отнесено к юрисдикции Верховного Суда РФ и Совета Федерации.

 

                                                      Заключение.

Разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям. Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Без разделения властей и соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть правового государства и правовых законов. Препятствие для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, состоит в распределении власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут сдерживать одна другую, не допускать доминирования одной из них. 14

Столь сложная схема государственного аппарата страны определяется тем, что  ему присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных  дел своими собственными аппаратными  делами и интересами. Четкое разделение властей и взаимное сдерживание  дает не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и  беззакония. Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведут к сосредоточению власти в руках одного лица, государственных органов или группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью.

Основными формами и направлениями  борьбы против традиционных и новых  пороков государственного аппарата являются: развитие правовых начал, форм и процедур в организации и  деятельности всех звеньев государственного; совершенствование процесса подготовки и переподготовки квалифицированных  кадров для государственного аппарата; повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности  работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граждан  и их общественных объединений в  борьбе за свои права и законные интересы; повышение уровня правовой культуры граждан; постоянное совершенствование  форм и методов государственного и общественного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреждений и должностных лиц.

 Принцип  разделения  властей проведен во всех демократических  странах. В то же время в  ходе исторического развития  этого принципа потребовалось  внесение в него корректировок  и уточнений. Они касаются двух  вопросов:

 

- власть в государстве  должна быть одновременно и  разделена, и оставаться целостной,  единственной; 

-   оказалось, что  на практике деятельность исполнительных  органов не исчерпывается одним  лишь исполнением законов. Это  более основательная и многообразная  управленческая деятельность, связанная  с реализацией самого общественного  предназначения государства, осуществлением  его функций. Вот почему такой острый характер имеет проблема подчиненности и порядка формирования правительства и отсюда проблема выбора между президентской и парламентской формами правления. 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

                               Список использованной  литературы:

 

1. Конституция Российской  Федерации / 12 декабря 1993 г.;

2. ФЗ "об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ" /Российская Газета , 1999 г.;

3. ФЗ «о судебной системе  РФ» / Российская Газета , 1996 г.;.

4. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право» /М.:Юристъ, 2001.-304стр.

5. Бачило И.Л. "Исполнительная власть в РФ"/1998 г.;

6. Краснов Ю.К. "Российская  Государственность: эволюция институтов  власти и проблемы их модернизации" / ГД ФС РФ — М., 2001. — 207 с.;

7. Лазарев В.В. "Общая  теория государства и права" / - М., Юрист, 2002 г,

8. Марченко М.Н. «Теория государства и права» /M.: издательство Проспект, 2004 г.-640стр.;

9. Нерсесянц В.Н. "Теория государства и права"/М.: Норма ,2001 г.;

10.  Петрухин И.Л. "Судебная власть"/ М.: ООО «ТК Велби», 2003. - 720 стр.

1 Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2004 г.; стр. 362

2  Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2004 г.; стр.362

3 Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2004 г.; стр.363

4 Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2004 г.; стр.364

5 Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2004 г.; стр.366

6 Марченко М.Н. «Теория государства и права» /2004 г.; стр.367

7  Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; стр. 319

8  Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; стр. 331

9  Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; 332

10  Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; стр. 333

11  Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; стр. 336

12 Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; стр. 337

13  Конституция Российской Федерации (1993г.), глава 4 статьи 80,83,84

14  Лазарев В.В. "Общая теория государства и права" /2002 г.; 331

 


Информация о работе Разделение властей в РФ