Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:51, курсовая работа
Целями и задачами данной курсовой работы является всестороннее изучение вопроса теории разделения властей. Для этого мы должны рассмотреть:
- историю возникновения и развития теории разделения властей;
- принципы и схему разделения властей;
- принципы, методы, функции каждой из ветвей власти
Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3
1. История развития теории разделения властей………………………………………………………5
2. Принцип разделения властей………………………………………………………………………………….11
2.1. Законодательная власть…………………………………………………………………………………….13
2.2. Исполнительная власть……………………………………………………………………………………..15
2.3. Судебная власть………………………………………………………………………………………………….18
3. Система "сдержек и противовесов". …………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………......………………………………………………..…………..25
3) С принятия КРФ 12 декабря 1993 г. и до наших дней.
КРФ 12 декабря 1993 г. не
только декларировала принцип
Согласно КРФ законодательными и представительными органами РФ является Федеральное Собрание – Парламент. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95 КРФ).
Исполнительная власть в стране осуществляется Правительством РФ (ст. 110 КРФ).
Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118 КРФ). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие:
а) Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля;
б) Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
в) Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Прежде всего, рассмотрим само понятие "власть". В самом обобщенном виде власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств. Ресурсы власти – это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.
Смысл идеи разделения властей – не допустить злоупотребления властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает:
- четкое распределение
функций, предметов ведения и
полномочий органов
- независимость и
- обеспечение в схеме
государственной власти
- гарантированное конституцией,
законами, административно-правовыми
актами реальное вовлечение
- социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.
Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть
на три ветви: законодательную, исполнительную
и судебную и закрепляет за каждой
из них круг относящихся к их ведению
вопросов, их компетенцию. Законодательная
власть вверяется высшему
Законодательная власть – представительная. На основании выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Дж. Локк «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей».8
Верховенство – и это очень важно – не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные проистекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, дабы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции, иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным.
Законодательная власть –
это делегированная коллегиальная
власть. Дж. Локк писал, что в хорошо
устроенных государствах, где принимается
во благо целого, законодательная
власть передается в руки различных
лиц, которые, собравшись должным образом,
обладают сами или совместно с
другими властью создавать
Таким образом, законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.9
Законодательная власть реализуется избираемым парламентом – высшим представительным органом государства.
Парламент включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образует комиссии (постоянные, временные и смешанные). Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача – выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссии состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.
Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.
2.2. Исполнительная власть.
В отличие от законодательной, исполнительная власть носит по сути вторичный (производный) характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основаны на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона.
Существенные признаки исполнительной власти – это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим она отличается и от законодательных и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей, органов безопасности, полиции.
Указанные признаки, особенно предметный, "силовой" характер исполнительной власти, составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы "сдержек и противовесов", эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной, так и со стороны судебной власти.
Таким образом, исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный, организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.10
Исполнительная власть
реализуется через
Наиболее значимые решения,
порождающие юридические
За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность Правительство несет солидарную политическую ответственность, отказ Правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и к замене его новым.
Принципы построения системы органов исполнительной власти:
1.Принцип федерализма.
Принцип федерализма обусловлен
государственным устройством
- федеральные органы исполнительной власти РФ;
- органы исполнительной
власти субъектов РФ –
2. Принцип сочетания
централизации и
Этот принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленной наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При этом отсутствует расщепление предметов ведения и полномочий по вертикали, что имеет место при совместном ведении. При децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов исполнительной власти.
3. Принцип законности.
Этот принцип проявляется в том, что органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать КРФ и иные законы. Данные требования распространяются и на субъекты РФ.
Особая роль суда определяется
тем, что он арбитр в спорах о праве.
Только судебная власть и никакая
другая отправляет правосудие. В этом
гарантии и независимости суда, и
прав и свобод граждан, и государственности
в целом. Важно, что суд не только
реализует принцип
Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы разобрать права и требования каждой стороны и окончательно поставить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность независимость, коллегиальность.12
Таким образом, судебная власть
– это независимая
Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов судебной власти могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и другой юрисдикции.
Судебная власть