Разделение властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Вопрос «разделения властей в правовом государстве» для Российского
государства является достаточно актуальным на современном этапе. Связано это в первую очередь с тем, что произошедшая коренная реконструкция Российского государства и соответствующих государственных структур, начавшаяся на рубеже 80–90-х годов ХХ века, выдвинула на первый план следующую общегосударственную цель — создание правового государства.
«Правовым государством может быть признана такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Понятие и сущность разделения властей. Исторические корни.
1.1 Понятие и сущность
2.1История возникновения теории разделения властей.
3.1Идеи Монтескье.
Глава 2. Реализация разделения властей в Российской Федерации.
1.2 Законодательная
2.2 Исполнительная
3.2 Судебная
4.2 Система сдержек и противовесов.
Глава 3.Совершенствование реализации принципа разделения властей на современном этапе.
Заключение.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп. разделение властей.docx

— 67.57 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение.

Глава 1. Понятие и сущность разделения властей. Исторические корни.

    1. Понятие и сущность

2.1История возникновения теории разделения властей.

3.1Идеи Монтескье.

Глава 2. Реализация разделения властей в Российской Федерации.

  1. Законодательная
  2. Исполнительная
  3. Судебная
  4. Система сдержек и противовесов.

Глава 3.Совершенствование реализации принципа разделения властей на современном этапе.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вопрос «разделения властей в правовом государстве» для Российского

государства является достаточно актуальным на современном этапе. Связано это в первую очередь с тем, что произошедшая коренная реконструкция Российского государства и соответствующих государственных структур, начавшаяся на рубеже 80–90-х годов ХХ века, выдвинула на первый план следующую общегосударственную цель  — создание правового государства.

«Правовым государством может быть признана такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан»1.

Вполне естественно возникает  вопрос: как построить такое государство, как должен быть организован и на каких принципах должен функционировать государственный механизм?

Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и  усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.

Речь идет не о том, чтобы  разделить единую власть между различными общественными силами или социальными  группами. Назначение принципа разделения властей — исключить возможность  концентрации всей полноты власти в  руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.

Именно поэтому принцип  разделения властей отнесен к  числу основных конституционных  принципов всех современных демократических государств. Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.

Рассматриваемый вопрос разделения властей привлекает пристальное  внимание со стороны как  зарубежных, так и отечественных теоретиков права. И хотя на протяжении длительного  исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной  правовой концепции, более того сам  факт разделения властей отрицался  как идеологически несоответствующий  общей стратегической цели социалистического  государства, к настоящему моменту  уже можно говорить об определённых результатах в изучении данного  вопроса, как в теоретическом, так  и в практическом плане.

В изучении принципа разделения властей можно выделить следующий  круг вопросов:

  • Каковы исторические корни принципа разделения властей.
  • Как разделяется государственная власть по трем ветвям власти:

законодательной, исполнительной и судебной.

  •     Что такое система сдержек и противовесов.

При подготовке ответов на эти вопросы изучались нормативные акты, монографии, научно–учебные пособия, энциклопедические издания, материалы периодических изданий.

Основными методами, используемыми  в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме.

 

 

 

 

 

 

Глава1. Понятие  и сущность разделения властей. Исторические корни.

    1.   Понятие и сущность.

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей  означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование  принципа разделения властей состоит  в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить  сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении  единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной  власти (единство системы государственной  власти является одним из конституционных  принципов федерализма) на три самостоятельные  ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции  Российской Федерации государственную  власть осуществляют  Президент Российской Федерации,  (он является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти Российской Федерации), суды Российской Федерации — Конституционный Суд Российской Федерации , Верховный Суд Российской Федерации , Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).2

 

2.1  История  возникновения теории разделения  властей.

Теория разделения властей, именуемая нередко принципом  разделения властей, в том виде, как  она воспринимается ныне применительно  к государственному режиму, появилась  более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк (1632–1704) и французский  просветитель, философ и правовед Ш. Монтескьё (1689-1755).

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном  его труде «Два трактата о государственном  правлении» (1690), а идеи Монтескьё о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения – в романе «Персидские письма»,  в историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении «О духе законов» (1748).

Подобно другим научным идеям  и концепциям, теория разделения властей  возникла не на пустом месте. Она была подготовлена всем предшествующим социально-политическим развитием и накоплением исторического  опыта в организации государственно-правовой жизни и поддержании стабильности в обществе и государстве.

Рассуждая на эту тему, известный  государственный деятель России, автор плана либеральных преобразований в стране М.М. Сперанский (1772–1839) писал, что «царства земные имеют свои эпохи  величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен той степени государственного образования, на коем стоит государство». Каждый раз, подчеркивал автор, «когда образ правления отстает или предваряет сию степень», он «ниспровергается большим или меньшим потрясениям».

Теория разделения властей  не могла возникнуть, а тем более  «материализоваться» на той ступени  развития государства – «степени государственного образования», которая  обычно именуется «восточным деспотизмом» или «европейским абсолютизмом». Ибо  власть в этих государственных системах, «издревле разделявших политический мир», неизменно сосредоточивалась  лишь в одних руках – восточного деспота, царя, фараона, монарха. Закон  в отношении такой власти был  совершенно беспомощен.

Деспотическая власть, по словам М. Сперанского, в отношении самого произвольно издаваемого ею закона «не допускала ни меры, ни границ». Что же касается абсолютизма, то отражавшая и реализовавшая его государственная  машина «была основана на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным»  или «материальным ее разделением».

Теория разделения властей  возникает и начинает «материализоваться» лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.

Именно в такой период, в конце XVII в., в период так называемой «славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескьё разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей».

При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей  в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание такого мировоззренческого фона и такой  обстановки, в которых стало возможным  появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это создание собственно концепции, оформление ее отдельных  частей и гармоничное соединение их воедино.

И, в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся  в результате накопления практического  опыта по претворению основных положений  теории разделения властей в жизнь.

Длительность по времени  этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вторая, основная фаза – со второй половины XVII в. до середины XVIII в. И третья, завершающая фаза охватывает период с середины XVIII в. и до середины XIX в.

С точки зрения социально-экономического и государственно-правового развития это были во многом весьма разнородные  периоды. Однако с точки зрения становления  концепции разделения властей все  эти процессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной  мировой цивилизации». А именно той, которая заняла господствующее положение  в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку. «Политическая культура, составной частью которой стала  концепция разделения властей, была порождением именно этой цивилизации».

Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения теории разделения властей в Англии (в  интерпретации Дж. Локка) и во Франции (в представлении Ш. Монтескьё), необходимо не только исходить из анализа объективных факторов, но и принимать во внимание субъективные воззрения ее основателей.

В частности, на появление, развитие, а также роль и назначение данной концепции в Англии оказали влияние  не только объективно существовавшие факторы, которые самым непосредственным образом сказались на содержании теории разделения властей, но и установление более «удобной» для набиравшего  в тот период силу нового класса буржуазии конституционной монархии, получившей затем законодательное  закрепление в Билле о правах (1689) и Акте об устроении (1701), а также  достижение социально-политического  компромисса между земельной  и денежной аристократией, между  фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворянством.

Объективные факторы –  реально существующие условия и  предпосылки, несомненно, являются той  базой, основой, на которой возникают  и функционируют как отдельные  идеи, так и сама теория разделения властей. Они, безусловно, имеют важнейшее  значение для процесса возникновения  и развития рассматриваемой концепции  и играют при этом доминирующую роль.

Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют  и субъективные факторы, в частности  политико-правовые и философские  воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.

Будучи сторонником теории естественного права, общественного  договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец, идеологом  социального компромисса и защитником идей либерализма, Дж. Локк не без оснований  рассматривал разрабатываемый им принцип, или теорию, разделения властей как  один из способов достижения сложившихся  в его миропонимании целей  и решения ряда социально-политических задач.

Информация о работе Разделение властей