Разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80-90-х годов ХХ века в Беларуси, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели - создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 65.39 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. На протяжении многих веков поиск человечеством идеального государства сопровождает идея разделения законодательной, исполнительной, и судебной властей. Каждый новый виток, этап в развитии любого государства влечет какие-либо изменения, преобразования, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества.

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80-90-х годов ХХ века в Беларуси, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели - создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблема разделения властей в государственном механизме были изучены многими историками и правоведами: Прозоровой Н. С. Тихомировым Ю. А., Безугловым А. Л.,  Марченко М. Н.,  Барнашевым С. С., Абашмадзе В.В и многих других. Формированию доктрины разделения властей в ее классическом понимании способствовали труды Т.Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, А. Гамильтона, Д. Мэдисона, Д. Джея. Теория разделения властей занимает значительное место в современной юридической и социально-политической литературе. Уяснению и разъяснению основных положений данной концепции посвящена научная, популярная и учебная литература. Практически нет таких учебников и учебных пособий, например, по конституционному праву, в которых не содержались бы главы или разделы, касающиеся рассматриваемой теории.

Анализу содержания основных направлений развития теории разделения властей, ее места и роли в государственно-правовом и конституционном механизме различных стран посвящены многочисленные монографии, научные статьи, брошюры. В них не только раскрываются исходные положения, истоки данной концепции, но и применительно к изменяющейся экономической и социально-политической среде предлагается порой весьма противоречивое их понимание и аналогичное по своему характеру их толкование.

Объект и предмет исследования. Объектом  исследования являются принцип разделения властей и правовые отношения, осуществляемые в связи с закреплением и осуществлением принципа разделения властей в Республике Беларусь.

Предметом исследования являются построение и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей, совокупность нормативных правовых актов, в которых закрепляются принципы организации, механизмы и процедуры взаимодействия ветвей государственной власти.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является изучение проблемы принципа разделения властей.

В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:

- изучить зарождение института  разделения властей;

- рассмотреть возникновение  и проследить развитие теории  разделения властей;

- проанализировать содержание  принципа разделения властей;

- раскрыть сущность разделения  властей в Республике Беларусь.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучный, логический, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой  методы. Кроме того, применялись методы интегрального, сравнительного и критического анализа результатов исследований, проведенных различными авторами по рассматриваемым в работе вопросам. В качестве основных источников исследования использованы действующие нормативные акты, монографии, статьи.

Структура работы. Структура работы состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения , списка использованных источников . Во введении обозначены актуальность, цель и задачи работы. В первой главе работы раскрыты понятия возникновения, зарождения, развития института разделения властей и принцип разделения властей. Во второй главе рассмотрено влияния принципа разделения властей, разделение властей в современном государстве и проблема реализации. В третьей главе раскрыта сущность разделение властей в Республике Беларусь. В заключении даются основные выводы и формируются предложения.

 

ГЛАВА 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

 

Разделение властей в юридической науке понимается в разных значениях. Это и определенная теория (концепция, учение), и практика государственного строительства, признак и принцип правового государства. В самом общем виде разделение властей состоит в наличие в механизме осуществления государственной власти трех ветвей власти: законодательной исполнительной и судебной, каждая из которых является самостоятельной в пределах своих полномочий и независима от других ветвей власти.

Для того, чтобы уяснить сущность разделения властей необходимо к истокам возникновения этой теории.

Разделение властей один из старейших политических принципов который возник в качестве политико-правовой мысли в глубокой древности и развивается по настоящее время.

Развитие теории разделения властей можно подразделить на четыре этапа:

1. Теория разделения властей  в античной правовой мысли

2. Теория разделения властей  в средневековой правовой мысли

3. Теория разделения властей  в период буржуазных революций

4. Теория разделения властей  на современном этапе.

Зачатки современной теории разделения властей были заложены в античную эпоху. Мыслители античности пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирования общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен, как для граждан, так и для самого государства [13, c. 34].

Платон, исследуя государственно-правовые отношения и особенно происхождение, устройство и функции государств, подразделяет их по форме.

В основе его классификации государств лежит принцип разграничения власти одного, отдельной группы или большинства.

Аристотель подразделяет государства на три правильных и три неправильных формы. По его мнению, самая правильная форма государства - политая, выбирает самое лучшее от монархического и демократического форм государства, иными словами, полития учитывает интересы как народа так и аристократии. Таким образом, Аристотель хотел ограничить власть монарха и уберечь от его произвола подданных.

Новую веху в изучении проблемы политико-правовых и функциональных отношений между властями открывает Полибий. В его учении о государстве большое внимание уделяется решению вопроса об исключении произвола со стороны властей к подданным, а также предупреждение возникновения конфликта между ветвями власти. Решить эту задачу, по его мнению, можно путем уравновешивания ветвей государственной власти. Полибий, признавая шесть основных форм государств (царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия) считал, что каждая из них по причине своих недостатков может превращаться в свою противоположность. Исходя из этих посылок, он заключает, что, несомненно, совершенной формой нужно признать такую, в которой соединяются особенности всех форм государства. Полибий главным преимуществом такой формы государства видел в том, что, оно является более устойчивым, чем, иные формы государства. Все эти признаки государства он видел в государстве римлян. В государстве римлян - рассуждает Полибий - государственная власть разделена между консулами, Сенатом и народом [13, c. 87].

Поэтому, хотя Полибий рассматривал эту проблему в несколько ином ракурсе, именно из того времени берут начало его исследования. В учении Полибия особое внимание уделено сенату и демократии. Сенат, как законодательный орган, и народ, участвующий в суде и осуществляющий суд, имеют конкретные полномочия и права.

При этом следует указать, что Полибий, Аристотель, Платон и другие древние ученые в понятие разделения властей не вкладывали того смысла, который характерен для этого понятия сегодня. Говоря о разделении властей, они, прежде всего, имели в виду принцип равного участия всех заинтересованных сторон в управлении государством. Признавая это обстоятельство, тем не менее, автор исходит из того предложения, что именно в древние времена и этими учеными было положено начало теории разделения властей.

Не секрет, что античные политико-правовые идеи оказали огромное влияние на мыслителей Нового времени. В частности, именно из античности была заимствована теория естественного права, которая во многом легла в основу теории разделения властей.

Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк (1632–1704) и французский просветитель, философ и правовед Ш. Монтескье (1689-1755).

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде «Два трактата о государственном правлении» (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения – в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении «О духе законов» (1748).

 Конечно же, теория  разделения властей возникла  не на пустом месте, она явилась  логическим продолжением развития  политико-правовых идей.

Теория разделения властей возникает и начинает «материализовываться» лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства [5, c. 176].

Именно в такой период, в конце XVII в., в период так называемой «славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей».

При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание такого мировоззренческого фона и такой обстановки, в которых стало возможным появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это создание собственно концепции, оформление ее отдельных частей и гармоничное соединение их воедино. И в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории разделения властей в жизнь.

Длительность по времени этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вторая, основная фаза – со второй половины XVII в. до середины XVIII в. И третья, завершающая фаза охватывает период с середины XVIII в. и до середины XIX в.

С точки зрения социально-экономического и государственно-правового развития это были во многом весьма разнородные периоды. Однако с точки зрения становления концепции разделения властей все эти процессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной мировой цивилизации». А именно той, которая заняла господствующее положение в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку. Политическая культура, составной частью которой стала концепция разделения властей, была порождением именно этой цивилизации [5, c. 184].

Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения теории разделения властей в Англии (в интерпретации Дж. Локка) и во Франции (в представлении Ш. Монтескье), необходимо не только исходить из анализа объективных факторов, но и принимать во внимание субъективные воззрения ее основателей.

В частности, на появление, развитие, а также роль и назначение данной концепции в Англии оказали влияние не только объективно существовавшие факторы, которые самым непосредственным образом сказались на содержании теории разделения властей, но и установление более «удобной» для набиравшего в тот период силу нового класса буржуазии конституционной монархии, получившей затем законодательное закрепление в Билле о правах (1689) и Акте об устроении (1701), а также достижение социально-политического компромисса между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворянством, и др.

Объективные факторы – реально существующие условия и предпосылки, несомненно, являются той базой, основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения властей. Они, безусловно, имеют важнейшее значение для процесса возникновения и развития рассматриваемой концепции и играют при этом доминирующую роль.

Информация о работе Разделения властей