Разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80-90-х годов ХХ века в Беларуси, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели - создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 65.39 Кб (Скачать файл)

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей.

Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей».

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проделанного исследования в курсовой работе, можно сделать выводы:

1. Разделение властей, как  теория о соотношении властей  в государстве, которая была впервые  выдвинута Дж.Локком и затем развитая Ш. Монтескье, непосредственно связана со школой естественного права - сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Верно предполагалось, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.

2. Разнообразное понимание  реализации принципа разделения  властей в научных кругах современных  западных стран сводится к  следующему:

Во-первых, разночтения по вопросу о месте и роли самой концепции разделения властей в современной государственно-правовой теории и практике.

Во-вторых, различная интерпретация проблем соотношения общей теории разделения властей и «национальной» практики ее применения.

В-третьих, разноречивое понимание и неодинаковое толкование вопросов, касающихся оптимального соотношения законодательной и исполнительной властей, с одной стороны, и места и роли в рассматриваемой триаде судебных органов — с другой.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

В Беларуси гражданское общество складывается медленно, и пока еще нельзя говорить, что оно сложилось. Не сформировались у нас демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. В таких условиях чрезвычайно важно найти оптимальный баланс разделения властей, не допускающий возникновения авторитарного режима.

Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание. «Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей.

Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах.

В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Барнашов, А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение: учебник / А.М. Барнашов. - Томск, 1988. – 321 с.
  2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист, 1998. – 436 с.
  3. Голованов, В. Суды в системе государственных органов / В. Голованов // Государство и право. – 2004. - № 3/ 2004. – С. 34-41.
  4. Иваненко, В.С. Конституции государств - участников СНГ и международное право: некоторые проблемные вопросы их соотношения / В.С. Иваненко // Правоведение. - 2002. - № 1. – С. 21-27.
  5. Исаев, И.А. История политических и правовых учений: учебник / И.А. Исаев. – М.: Юрист, 1995. – 399с.
  6. Комаров, С.А. Теория государства и права: учебник / С.А. Комаров. – М., 2008. – 473 с.
  7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах  24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
  8. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. - М., 2000. – 440 с.
  9. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права / М.Н.Марченко. -М.:Юрист, 2005. - 655 с.
  10. Мелехин, А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007. - 640 с.
  11. Немова, С.В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика / С.В. Немова // Юрист. – 1998. - №4.-с. 51-54.
  12. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебное пособие / В.Н. Хропанюк. – М.: Юрист, 2006. – 486 с.
  13. Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права: учебник / З.М. Черниловский. - М., «Юрист», 1996. – 354 с.
  14. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В.Е. Чиркин. - М., 2007. – 601 с.
  15. Чиркин, В.Е. Основы государственной власти: учебное пособие / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2006.  – 295 с.
  16. Энтин,Л.М. Разделение властей: опыт современных государств: учебное пособие / Л.М. Энтин. - М., 1995. – 189 с.
  17. Ясинская-Казаченко, А.В Конституционное право Республики Беларусь: учебник А.В. Ясинская-Казаченко. - М.:Амалфея, 2008. – 502 с.

 

 


Информация о работе Разделения властей