Разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80-90-х годов ХХ века в Беларуси, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели - создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 65.39 Кб (Скачать файл)

Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы их де политизации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях, забастовках и т.п.

Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, это сравнительно слабая власть, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители – крайне слабый аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости.

 

ГЛАВА 3

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Конституция Республики Беларусь, принятая Верховным Советом 15 марта 1994 года, впервые в статье 6 закрепила принцип разделения властей, который выражался в следующем: "Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга" [7, c. 5].

Но само по себе провозглашение и закрепление в Конституции принципа разделения властей не влечет автоматом его реализацию. Действенное воплощение принципа разделения властей подразумевает создание надлежащего организационно-правового механизма, потому каждый субъект государственной власти включает аппарат соответственного ему уровня.

 

3.1 Законодательная власть по Конституции Республики Беларусь

 

Деятельность по управлению включает три главных элемента: принятие решения, выполнение и контроль за его выполнением. На таковой же базе формируется и государственный аппарат, т.е. совокупности органов, реализующих государственную власть. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 6), государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на базе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную.

Согласно статье 90 Конституции Республики Беларусь Парламент (Национальное собрание) является представительным и законодательным органом [7, c. 28]. Законодательная власть принадлежит, прежде всего (но не исключительно) Парламенту - Национальному собранию Республики Беларусь, состоящему из Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей насчитывает 110 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета назначаются Президентом. Срок полномочий Парламента - 4 года. Продлены они могут быть только в случае войны. Конституция предусматривает условия, при которых полномочия палат прекращаются досрочно. С прекращением полномочий одной из палат Президент может прекратить полномочия и другой палаты.

Полномочия Палаты представителей прекращаются досрочно: при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе дать согласие на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также прекращены по заключению Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Конституции.

Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 месяцев полномочий Президента, в период решения вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний. [19]

Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей. Любой закон по общему правилу сначала принимается Палатой представителей, а затем одобряется Советом Республики. Отвергнутый Советом Республики закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава Палаты.

Помимо Парламента законодательную власть может осуществлять и Президент. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Запрещено делегировать Президенту полномочия на издание декретов, которые бы изменяли, дополняли Конституцию или толковали ее; изменяли и дополняли программные законы; утверждали республиканский бюджет и отчет о его исполнении; изменяли порядок выборов Президента и Парламента; ограничивали конституционные права и свободы граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.

Конституционные органы подтверждают вывод о том, что Национальное Собрание является единым в Беларуси законодательным органом, исключение составляет, предоставление Конституцией права Президенту издавать декреты, имеющие силу закона. Согласно Конституции, Национальное Собрание является постоянно действующим органом, поэтому первостепенное значение приобретает правильная и чёткая организация деятельности самого Парламента и его палат в отдельности.

 

3.2 Исполнительная власть по Конституции Республики Беларусь

Функции исполнительной власти соединены с практической реализацией законов. В этом плане исполнительную власть можно представить как подсистему в системе единой государственной власти. В Республике Беларусь исполнительная власть представлена республиканскими органами исполнительной власти: Советом Министров (правительство), государственными комитетами, министерствами, также органами исполнительной власти регионов (областей) и городка Минска.

Исполнительную власть в Беларуси осуществляет Правительство Совет министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом « О Совете Министров Республики Беларусь».

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. До сформирования нового Правительства по поручению Президента Правительство, заявившее о сложении собственных возможностей, продолжает свое функционирование. Сложение полномочий Правительства перед вновь избранным Президентом происходит не после объявления результатов выборов Президента, а со времени вступления в должность Главы страны, т.е. после принятия им присяги [17, c. 234].

Правительств - коллегиальный орган. В его состав входят по должности Премьер-министр, заместители Премьер-министра, Глава Администрации Президента, председатель Комитета государственного контроля, председатель правления Государственного банка, президент Государственной академии наук Беларуси, министры, председатель Комитета государственной сохранности, председатель Государственного комитета пограничных войск, председатель Госкомитета по авиации, председатель Государственного таможенного комитета, председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

В соответствии со ст. 108 Конституции Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения. [7, с. 29]

Совет Министров РБ на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их выполнение.

 

3.3 Судебная власть в Республике Беларусь

 

Все конституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти.

В большинстве случаев роль суда обусловлена тем, «что он - арбитр в споре о праве», как институт, выступающий в качестве посредника между законодательной и исполнительной властями [8, c. 203].

Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь устанавливаются Конституцией Республики Беларусь, в частности, главой 6, в которой закреплено, что судьи при осуществлении правосудия независимы, и этот принцип неуклонно соблюдается в республике [7, c. 37].

Социальное назначение судов - обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды - правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.

Ни одному государственному органу: Правительству, Парламенту либо общественной организации, партии не позволено вмешиваться в осуществление правосудия. В равной степени это запрещено делать и высшим судебным инстанциям: Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Хозяйственному Суду. Они вправе лишь в пределах своей компетенции пересмотреть вынесенное решение (приговор), отменить его, вынести новое. Однако вмешательство даже этих высших судебных инстанций в конкретное рассмотрение гражданского, уголовного или хозяйственного дела, какое-либо воздействие в прямой или косвенной степени на судью, рассматривающего дело, запрещено.

Об этом свидетельствует статья 110 Конституции, в которой провозглашается принцип независимости судей и подчинения их только закону [7, c. 38]. Однако, в любом демократическом государстве суды не могут быть совершенно независимы ни от кого и ни от чего. Суды зависят, прежде всего, от законов страны, законодательства вообще и, конечно же, Конституции этой страны. Любой судебный вердикт должен быть основан на праве, действующем в конкретном государстве.[14, с. 355]

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Суды обеспечивают осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства, действуя на основе единых конституционных принципов правосудия [7, c. 37].

Конституцией установлен также принцип деполитизации и департизации судей. Согласно статьи 36 судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. [7, с. 38]

 

3.4 Взаимоотношение законодательной, исполнительной и судебной

власти

 

Принцип разделения властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью сдерживать и контролировать друг друга. При этом не одна из трёх ветвей власти не может принять на себя функции другой, и в то же время ни одна власть не может действовать изолированно друг от друга. Все ветви должны взаимодействовать, образуя единый государственный механизм. Конституционный принцип разделения властей, предлагающий самостоятельность ветвей государственной власти, их взаимодействие, уравновешивание друг друга, предусматривает создание и функционирование механизма сдержек и противовесов. [15, с. 78 ]

Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание. «Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости [15, c. 82].

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти.

Информация о работе Разделения властей