Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель данного исследования – рассмотреть распределение полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов.
Объект исследования – исполнительная власть в системе разделения властей.
Предмет исследования – разграничение полномочий органов исполнительной власти РФ и её субъектов.
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Разграничение
предметов ведения и полномочий
между органами исполнительной власти
России и её субъектов» является важнейшей
частью современного государственного
управления. Актуальность данной темы
объясняется происходящими
Цель данного исследования – рассмотреть распределение полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов.
Объект исследования – исполнительная власть в системе разделения властей.
Предмет исследования – разграничение полномочий органов исполнительной власти РФ и её субъектов.
В Послании Федеральному Собранию Президент РФ так связал необходимость реформирования органов государственной власти с первоочередными задачами государства: "...основное сейчас: это - создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и с – выгодой для себя – вкладывать в экономику своей собственной страны.
Но для этого необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И прежде всего - придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов.
Мы привыкли жаловаться
на российскую бюрократию - многочисленную
и неповоротливую. И претензии к ней - совершенно
обоснованны. Повторяем это очень часто.
Между тем бюрократических структур в
России, как это ни странно,- не больше,
а иногда даже меньше, чем в других странах.
В чем же тогда дело?
Главная проблема - не в количестве этих
структур, а в том, что их работа плохо
организована. Нынешние функции государственного
аппарата не приспособлены для решения
стратегических задач. А знание чиновниками
современной науки управления - это все
еще очень большая редкость. Результатом
административной реформы должно стать
государство, адекватное нашему времени
и целям, перед которыми стоит наша страна.
Между тем прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью.
Для этого структура исполнительной власти должна быть логично и рационально устроена, а госаппарат - должен стать работающим инструментом реализации экономической политики.
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Подробный административно-
1 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
Государственное устройство в пределах одной страны весьма подвижно и проходит везде один и тот же исторический цикл, на протяжении которого прежний порядок сменяется новым в результате эволюции или революции, при этом ему могут предшествовать периоды реакции или реставрации. Революции обычно завершаются периодами реакции, при этом происходит не просто возврат к прежнему, а открывается что-то новое.
В настоящее время формы государственного устройства классифицируются по критериям:
Формы государственного устройства см. в приложении А.
Выбор формы государственно – территориального устройства является прерогативой исключительно самого государства.
Унитарное государство — форма
государственного устройства, при которой его части являются административно-
Основные признаки унитарного государства:
Виды унитарных государств:
Унитарные государства могут
быть централизованными и
Характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти
Объёма полномочий, предоставленных
административно-
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Примером централизованного
унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевс
Иногда выделяют:
1.2 Федеративное государство
Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) — форма
государственного устройства, при которой части федеративного
государства являются государственными
образованиями, обладающими юридически определ
Основные признаки федеративного государства:
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации);
Наряду с федеральной конституцией субъе
Они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов
федерации, как правило, есть собственное гражданство, столи
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Виды федераций:
По особенностям конституционно-правового
статуса субъектов федеративного государства
выделяют симметричные и асимметричные
федерации. В первых субъекты обладают
одинаковым конституционно-правовым статусом
(например, Федеративная Демократическая
Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки),
во - вторых — конституционно-правовой стат
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
1.3 Конфедеративное государство
Конфедерация – это союз государств, образованный для обеспечения их общих интересов.
Определённые полномочия делегируются центру, а по другим приоритет полностью остаётся за государствами. Союз между государствами может заключаться на срок или быть бессрочным. Участники союза полностью самостоятельны, ограничение суверенитета касается только предметов добровольного объединения.
Основными признаками конфедерации являются:
2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В федерации, кроме того, виделся государственно-правовой базис мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. В.И. Ленин прямо назвал советскую федерацию переходной формой к полному единству трудящихся разных наций. Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами.
Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года. Этим устанавливалось не только новое государственное устройство не только собственно России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. Но на первых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина, Белоруссия, Туркестан и Закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.