Разграничение предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти России и её субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – рассмотреть распределение полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов.
Объект исследования – исполнительная власть в системе разделения властей.
Предмет исследования – разграничение полномочий органов исполнительной власти РФ и её субъектов.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти России и её субъектов» является важнейшей  частью современного государственного управления.  Актуальность данной темы объясняется происходящими административными реформами в нашей стране.

Цель данного  исследования – рассмотреть распределение  полномочий между органами исполнительной власти Российской  Федерации и  её субъектов.

Объект исследования – исполнительная власть в системе  разделения властей.

Предмет исследования – разграничение полномочий органов исполнительной власти РФ и её субъектов.

В Послании Федеральному Собранию Президент РФ так связал необходимость реформирования органов государственной власти с первоочередными задачами государства: "...основное сейчас: это - создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и с – выгодой для себя – вкладывать в экономику своей собственной страны.

 Но для этого необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И прежде всего - придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов. 

 Мы привыкли жаловаться на российскую бюрократию - многочисленную и неповоротливую. И претензии к ней - совершенно обоснованны. Повторяем это очень часто. Между тем бюрократических структур в России, как это ни странно,- не больше, а иногда даже меньше, чем в других странах. В чем же тогда дело?  
               Главная проблема - не в количестве этих структур, а в том, что их работа плохо организована. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. А знание чиновниками современной науки управления - это все еще очень большая редкость. Результатом административной реформы должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна.

              Между тем прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью. 

 Для этого структура исполнительной власти должна быть логично и рационально устроена, а госаппарат - должен стать работающим инструментом реализации экономической политики. 

Конституция  Российской Федерации, принятая  12 декабря 1993 г., закрепила  федеративное  устройство  России  в  составе  89  субъектов, которыми  были  признаны  республики  в  составе  РФ, края, области, города  федерального  значения, автономная  область  и  автономные  округа.

Подробный административно-территориальный состав РФ см. в приложении Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

 

 

Государственное устройство в пределах одной страны весьма подвижно и проходит везде  один и тот же исторический цикл, на протяжении которого прежний порядок сменяется новым в результате эволюции или революции, при этом ему могут предшествовать периоды реакции или реставрации. Революции обычно завершаются периодами реакции, при этом происходит не просто возврат к прежнему, а открывается что-то новое.

В настоящее  время формы государственного устройства классифицируются по критериям:

  1. Форма правления – монархия, народовластие, теократия;
  2. Государственно – политическое устройство – демократия, авторитаризм, тоталитаризм;
  3. Государственно – территориальное устройство – конфедерация, федерация, унитарное государство;

Формы государственного устройства см. в приложении А.

Выбор формы  государственно – территориального устройства является прерогативой исключительно  самого государства.

 

    1. Унитарное государство

 

 Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

Основные признаки унитарного государства:

  1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны
  2. Единые для всей страны высшие органы власти
  3. Единая система законодательства
  4. Единое гражданство
  5. Единая денежная единица
  6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета

Виды унитарных  государств:

Унитарные государства могут  быть централизованными и децентрализованными  в зависимости от:

Характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти

Объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

  1. Государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым).
  2. Государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями)).
  3. Государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с округами, автономными, автономными районами и особыми административными районами).

 

1.2 Федеративное государство

 

Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Основные признаки федеративного государства:

В федеративном государстве, в отличие  от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации);

 Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы);

 Они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет  права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства  федеративных государств:

  1. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
  2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  3. В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  4. В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  6. Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

 

Виды федераций:

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во - вторых — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российскую Федерацию). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

 

1.3 Конфедеративное государство

 

Конфедерация – это союз государств, образованный для обеспечения их общих интересов.

Определённые полномочия делегируются центру, а по другим приоритет полностью остаётся  за государствами. Союз между государствами может заключаться на срок или быть бессрочным. Участники союза полностью самостоятельны, ограничение суверенитета касается только предметов добровольного объединения.

Основными признаками конфедерации являются:

  1. Отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти;
  2. Создание совместных единых органов управления для решения лишь определённых экономических, оборонных и других задач;
  3. Установление «прозрачных» границ между входящими в союз государствами, т.е. для пересечения границ не требуется специальных документов;
  4. Возможность сохранения единой денежной системы и кредитной политики:
  5. Право выхода из союза на основе одностороннего волеизъявления, но в соответствии с установленной процедурой.

 

 

 

 

 

 

2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

 

 

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

  1. Создание основ социалистического федерализма (1918-1936 г.г.);
  2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937 – 1985 г.г.);
  3. Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года.

Федерализм  в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В федерации, кроме того, виделся государственно-правовой базис мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. В.И. Ленин прямо назвал советскую федерацию переходной формой к полному единству трудящихся разных наций. Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами.

Российская  Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года. Этим устанавливалось не только новое государственное устройство не только собственно России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. Но на первых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина, Белоруссия, Туркестан и Закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.

Информация о работе Разграничение предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти России и её субъектов