Развитие концепции правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели исследования, предполагается решение следующих задач:
1. Проанализировать исторические особенности развития концепции правового государства.
2. Сформулировать понятие и выделить основные черты современного правового государства.
3. Выявить и исследовать проблемы и перспективы формирования правового государства в Российской Федерации.
4. Исходя из проведенного анализа, сформулировать основные выводы по работе.
Объект исследования в данной курсовой работе – общественные отношения, складывающиеся в ходе построения правового государства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Развитие концепции правового государства. 6
1.1 История развития концепции правового государства. 6
1.2 Соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское
общество». 14
Глава 2. Правовое государство в Российской Федерации: понятие,
основные черты, проблемы и перспективы развития. 19
2.1 Понятие и основные черты современного правового государства. 19
2.2 Проблемы и перспективы формирования правового государства в Российской Федерации. 27
Заключение. 32
Список использованной литературы. 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТГП.docx

— 63.97 Кб (Скачать файл)

В основе современных концепций правового  государства лежат идеи немецкого  философа Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. (Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства у И. Канта  сводится к следующим тезисам: 1. Источником нравственных и правовых законов выступает свободная воля людей; 2. Человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; 3. В своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"8; 4. Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; 5. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; 6. Государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к  тому, что формы правления, формы  государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII - XX вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового  закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом"; установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Для того чтобы понять глубинную суть правового  государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все  же внешних характеристик (связанность  государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в  законопослушании, равно как и  не в обилии законодательных актов.

Суть  государства правового - именно в  характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие  законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его9.

Идея  правовой государственности испытала на себе влияние различных социальных сил: демократические движения придали  ей прогрессивный характер, углубили общечеловеческие начала, связали с  реальными позитивными процессами современной цивилизации и культуры; реакционно-консервативные силы попытались и пытаются под личиной идеи господства права скрыть антинародные режимы. В свое время фашистское государство в Германии было объявлено правовым. Под этим флагом насаждалось безоговорочное подчинение населения расистским законам власти, полное подавление личности в интересах нации, насильственное установление правопорядка на оккупированных территориях соответственно немецкому (арийскому) духу германского народа. Оправдывалось его якобы естественное право на расширение жизненного пространства, уничтожение народов, принадлежащих к низшей расе. Подобный пример в истории человечества не единственный. В этом смысле концепция правового государства испытала судьбу любой великой демократической идеи. Она не избежала попыток со стороны отдельных слоев, групп или партий использовать ее авторитет в своих интересах. Рано или поздно такая антисоциальная политика себя неизбежно разоблачает и завершается крахом, но при этом наносит подчас огромный ущерб обществу. Воплощение демократической идеи правового государства, соответствующей ее действительной прогрессивной сущности и подлинной гуманности - достаточно длительный поступательный процесс. Ошибочно полагать, что правовое государство можно установить каким-либо декретом, и его формирование целиком зависит только от идеологического выбора. Образование правового государства представляет собой политико-правовое олицетворение глубочайших социально-экономических и нравственно-культурных сдвигов, затрагивающих все стороны жизни общества.

Значительное  освещение и развитие идея правового  государства нашла в произведениях  современных западных юристов, политологов  и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и  даже в конституциях ряда государств.

Прямое  закрепление идея правового государства  нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания - это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство  и политический плюрализм". Она  закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в статьях 20 и 28, провозглашающих, что "Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством" и что "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона". В ст. 1 Конституции России (1993 г.) также отражено, что Россия является "демократическим правовым государством с республиканской формой правления". Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств.

В условиях плюрализма мнений и идеологий можно  по-разному воспринимать идеи правового  государства, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства в целом, равно как и ее основные положения, всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы. Формирование правового  государства - сложный и длительный процесс, который разворачивается  по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического гражданского общества10.

Как уже  было отмечено, правовое государство  невозможно декретировать, его становление  предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином  и государством, между органами власти, управления и суда, принципиально  обновленное взаимодействие между  обществом, правом и политикой.

В высокоразвитых странах Запада процесс формирования правового государства занял  целые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием  Билля о правах (1689 г.); в США - Декларации о независимости (1776 г.); во Франции - Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В большей или меньшей  степени успешно эти процессы были завершены только к середине XX века. Принято считать, что сейчас около 20 государств можно назвать правовыми с определенными оговорками.

Характерной чертой формирования правового государства  в этих странах, несмотря на региональные особенности путей его достижения, явилось следующее. Все они оказывались  связанными с подъемом материального  и духовного уровня жизни населения, развитием общей, политической и  правовой культуры, борьбой трудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека.

В России движение к созданию правового государства  было заложено реформами 60-х годов XIX в. (отмена крепостного права). На путь реального его создания можно  было встать после Февральской или  Октябрьской революции, принятия Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Однако установление диктатуры  пролетариата, гражданская война, период "военного коммунизма", а несколько  позже - отказ от нэпа и утверждение  авторитарного режима, основанного  на попрании прав и свобод человека, массовые противоправные репрессии, принижение закона и правосудия на долгие годы прервали процесс формирования в  стране правового государства, утвердили  примат политики силы государства над  правом. Сама идея правового государства  была объявлена сугубо враждебной и  реакционной, категорически отрицался  демократически - антиузурпаторский принцип разделения властей и главенство права над политикой партийно-государственного аппарата, системой административно-приказного управления. Правовой нигилизм стал элементом государственной идеологии.

 

1.2 Соотношение понятий «правовое  государство» и «гражданское  общество».

 

Развитое  демократическое правовое государство  является социальной ценностью всего  человечества, условием развития свободной  личности, гарантом сохранения стабильного  мира и благополучия. Практически  правовое государство на Западе сформировалось в достаточно завершенном виде к середине XX в., в основном в развитых индустриальных странах.

Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует  принцип свободы экономической  деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство  и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как  личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического  контроля. Эти интересы и потребности  выражаются и осуществляются через  такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы, и  др.

Гражданское общество - это автономная и непосредственно  не зависящая от государства сфера  общественных отношений, т.е. система  экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных  и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в  различные организации и союзы  для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых  институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые  служат барьером для монополизации  государственной власти.

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля деятельности государства.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и  превращение подданных государства  в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над  обществом. Верховенство государства  по отношению к личности ведет  к подчинению и разрушению гражданского общества.

Гражданское общество - это сообщество свободных  индивидов. В экономическом плане  сказанное означает, что каждый индивид  является собственником. Он реально  обладает теми средствами, которые  необходимы человеку для его нормального  существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии  и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане  принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Гражданское общество - это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан.

Информация о работе Развитие концепции правового государства