Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:30, курсовая работа
Исходя из цели исследования, предполагается решение следующих задач:
1. Проанализировать исторические особенности развития концепции правового государства.
2. Сформулировать понятие и выделить основные черты современного правового государства.
3. Выявить и исследовать проблемы и перспективы формирования правового государства в Российской Федерации.
4. Исходя из проведенного анализа, сформулировать основные выводы по работе.
Объект исследования в данной курсовой работе – общественные отношения, складывающиеся в ходе построения правового государства.
Введение 3
Глава 1. Развитие концепции правового государства. 6
1.1 История развития концепции правового государства. 6
1.2 Соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское
общество». 14
Глава 2. Правовое государство в Российской Федерации: понятие,
основные черты, проблемы и перспективы развития. 19
2.1 Понятие и основные черты современного правового государства. 19
2.2 Проблемы и перспективы формирования правового государства в Российской Федерации. 27
Заключение. 32
Список использованной литературы. 35
Вся идея
правового государства
Правовое государство предполагает ограничение власти правом. Концепция правового государства непременно предполагает теоретическое и практическое признание приоритета права над государством, политикой, насилием, отвергает идеологизированное представление о государстве как механизме господства одних над другими, как диктатуре одного класса над другим. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования. Конечно, внешними признаками государства может обладать и такая политическая власть, которая на деле творит произвол, не связана правом и не защищает правопорядок - таков любой тоталитарный политический режим, который, строго говоря, не может и считаться государством: например, фашизм, большевизм.
Правовое
государство - это такое демократическое
государство, где обеспечиваются господство
права, равенство всех перед законом
и независимым судом, где признаются
и гарантируются права и
Глава 2. Правовое государство в Российской Федерации: понятие, основные черты, проблемы и перспективы развития.
2.1 Понятие и основные черты
современного правового
Понятие
правового государства
В теории
правовое государство принято понимать,
как организацию политической власти,
создающую условия для наиболее
полного обеспечения прав и свобод
человека и гражданина, а также
для наиболее последовательного
связывания с помощью права
Из определения
правового государства можно
выделить два главных принципа (две
стороны сущности) правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав
и свобод человека и гражданина (социальная
сторона); 2) наиболее последовательное
связывание посредством права политической
власти, формирование для государственных
структур режима правового ограничения
(формально-юридическая
Первый
принцип нашел свое конституционное
закрепление в ст. 2 Конституции
РФ, где сказано, что "человек, его
права и свободы являются высшей
ценностью". Правовое государство
должно последовательно исполнять
свое главное предназначение - гарантировать
каждому гражданину возможность
всестороннего развития личности. Речь
идет о такой системе социальных
действий, при которой права человека
и гражданина являются первичными,
естественными, в то время как
возможность отправления
Сегодня политико-правовой наукой в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в международных пактах о правах человека 1966 г. и других международных актах.
Второй принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.
1. Государственную
власть ограничивают сами
Только
осознание необходимости
2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).
При этом каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Применительно
к законодательной власти используется
довольно жесткая юридическая процедура
законодательного процесса, которая
регламентирует основные его стадии,
порядок осуществления: законодательную
инициативу, обсуждение законопроекта,
принятие закона, его опубликование.
В системе противовесов важную роль
призван играть президент страны,
который имеет право применить
отлагательное вето при поспешных
решениях законодателя, назначить при
необходимости досрочные
Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.
В отношении
исполнительной власти используются ограничения
ведомственного нормотворчества и
делегированного
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.
Кроме того, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом".
Нужно, однако,
учитывать, что существуют общие
ограничения (своего рода универсальная
система сдержек и
3. Федерализм
также может внести свой вклад
в дело ограничения
4. Как
способ ограничения
5. Взаимная
ответственность государства и
личности - это тоже способ ограничения
политической власти. Еще И. Кант
сформулировал данную идею: каждый
гражданин должен обладать той
же возможностью принуждения
в отношении властвующего к
точному и безусловному
В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности14.
Этот
способ ограничения политической власти
выражает нравственно-юридические
начала в отношениях между государством
как носителем власти и личностью
как участником ее осуществления. Устанавливая
в законодательной форме
Подчиняясь
праву, государственные органы не могут
нарушать его предписания и несут
ответственность за нарушения или
невыполнение этих обязанностей. Обязательность
закона для государственной власти
обеспечивается системой гарантий, которые
исключают административный произвол.
К ним относятся: а) ответственность
правительства перед
Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
Названные способы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в виде самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип - последовательное связывание с помощью права государственной власти.
Информация о работе Развитие концепции правового государства