Развитие рациональной риторики в XVIII веке и её особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: исследование развития рациональной риторики в XVIII в. и её особенностей.
Задачи:
Выяснить сущность и особенности рациональной риторики.
Рассмотреть учебник М. В. Ломоносова “Краткое руководство к красноречию”.
Составить анализ передачи «К барьеру!».

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Развитие рациональной риторики в XVIII веке и её особенности
4
Глава 2. Учебник М. В. Ломоносова “Краткое руководство к красноречию” как основа всех позднейших риторик
6
Глава 3. Практическая часть
8
Заключение
18
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрол.работа Риторика -.docx

— 43.54 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

3

Глава 1. Развитие рациональной риторики в XVIII веке и её особенности

4

Глава 2. Учебник М. В. Ломоносова “Краткое руководство к красноречию” как основа всех позднейших риторик

6

Глава 3. Практическая часть

8

Заключение

18

Список литературы

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Риторика - одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Рождества Христова в Греции. Слово ρητоρική означает «ораторское искусство или учение об ораторском искусстве», но главным содержанием риторики была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до Р.Х.) определил эту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”.

B ХVІІ-ХІХ веках риторику  стали понимать как науку об  аргументации в письменной речи: общественное значение ораторской  речи в это время снижается, а значение богословия, религиозной  и политической публицистики, философии, исторической прозы - возрастает. B результате постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений - судебных речей, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений.

Первая русская риторика, риторика архиепископа Макария, появилась в Москве не позже первой четверти XVII века. Она представляет собой свободный перевод риторики Филиппа Меланхтона (1497-1560), профессора греческого языка и теологии, одного из ближайших сотрудников Мартина Лютера.

Актуальность данной темы заключается в том, что риторика востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Цель работы: исследование развития рациональной риторики в XVIII в. и её особенностей.

Задачи:

  1. Выяснить сущность и особенности рациональной риторики.
  2. Рассмотреть учебник М. В. Ломоносова “Краткое руководство к красноречию”.
  3. Составить анализ передачи «К барьеру!».

 

Глава 1. Развитие рациональной риторики в XVIII веке

Риторика - одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Рождества Христова в Греции. Слово ρητоρική означает «ораторское искусство или учение об ораторском искусстве», но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до Р.Х.) определил эту науку как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета».

B ХVІІ-ХІХ веках риторику  стали понимать как науку об  аргументации преимущественно в  письменной речи: общественное значение  ораторской речи в это время  снижается, а значение письменной  литературы - богословия, религиозной  и политической публицистики, философии, исторической прозы -возрастает. B результате  постепенно развивается частная  риторика, в которой формулируются  правила создания конкретных  видов произведений - судебных речей, проповедей, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений.

Первая русская риторика, так называемая риторика архиепископа Макария, появилась, очевидно, в Москве не позже первой четверти XVII века. Она представляет собой свободный перевод риторики Филиппа Меланхтона (1497-1560), профессора греческого языка и теологии. Риторика Меланхтона наряду с его сочинениями по богословию и логике была одним из самых важных идейных источников протестантизма, так как представляла собой инструмент спора с римо-католиками.

Создание книгопечатания и массовой книги дали риторике новый облик - она стала орудием стиля. Развитие риторики стало служебно-стилистическим, с одной стороны, и разделенным на национальные школы, с другой. Поэтому развитие риторики в новое время приходится излагать как развитие национальных школ риторики, а теперь ставших национальными языками: английским, французским, русским, немецким и другими.

Вместе с тем можно видеть три главные универсальные тенденции в трактовке риторики и ее задач: риторика учебная, служащая для развития искусства слова - красноречия у учащихся. Риторику этого типа называют по применению - учебной риторикой. Риторику, соединяющую проповедническую и деловую практическую речь, называют по месту возникновения и этическому основанию - протестантской риторикой, а риторику, соединяющую задачи воспитания красноречия и развитие научной речи, называют по философскому основанию - рациональной риторикой.

Как учебная, так и протестантская риторика преследуют главным образом практические цели овладения средствами языкового выражения - красноречием. Рациональная риторика, кроме задач овладения красноречием, ставит целью развитие мысли в речи. При построении речи на основании разделительных суждений выделяются общие места, описывающие категории мира. Такие общие места возводятся в истории логики к "категориям" Аристотеля. Образцом такой риторики может служить "Краткое руководство к красноречию" М.В. Ломоносова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Учебник М. В. Ломоносова “Краткое руководство к красноречию” как основа всех позднейших риторик

Следующим этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения Μ. В. Ломоносова (1711-1765). В 1739 году выходят «Письмо о правилах российского стихотворства», в 1748 году - «Краткое руководство к красноречию», в 1757 году - «Российская грамматика», около 1758 года написано «Предисловие о пользе книг церковных».

В своем учебнике «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносов излагает основы рациональной риторики: «В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые указывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорит должно; другие учат, как изобретенное украшать, третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение».

Главная особенность филологических работ Μ. В. Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории. Его филологические труды оказали значительное влияние на русскую словесность.

На примере классической риторики Ломоносова можно проследить основные черты стиля, даваемые рациональной риторике:

1. Риторика - учение о развитии мысли в слове. Сюда равно относится и инвенция (изобретение) и элокуция (выражение изобретенного в словах). В основе инвенции и элокуции лежит понятие о семантизации высказываний в виде понятий и образов.

2. Опорой риторики является понятийная  структура речи, которая дополняется  эмоциональной выразительностью  и эмоциональным воздействием  на слушателя или читателя. Связь  между понятийной и эмоциональной  структурой речи лежит через теорию парадоксов (витийство), где наряду с силлогизмами применяются софизмы и приемы эристики. Предметно-теоретическая речь и вымышленная речь (т.е. художественный вымысел) различаются, хотя все виды речи едины с точки зрения понятийности и эмоциональности.

3. Дидактическим центром риторики  является красноречие. Красноречие образует образ оратора, тип красноречия определяет характер образа оратора. Воспитание образа оратора - педагогическая цель риторики. У Ломоносова лучшим оратором является рассудительный, добродетельный и эмоциональный человек, обладающий волей стать общественным деятелем, полезным обществу. Эстетика речи сочетается с этикой, этика образуется через эстетику.

4. В учении о композиции фактически  намечены: в теории хрии - основы художественной речи, в теории диалога - описание, в ученой прозе даны правила составления ученых трактатов, которые сопровождаются построением художественной повествовательной прозы (басни, притчи, этические сочинения, романы и т. п.).

Эти характеристики рациональной риторики содержат в себе единую цель - формирование человека через обучение его наилучшим образом мыслить и чувствовать, выражать это красноречивым образом. Для этого создается нормирование приемов композиции, характерных для разных видов речи. Так достигается цель воспитания человека нового стиля для решения любых жизненных, в том числе риторических задач.

Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений.

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.

Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его.

Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении речи. Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.

Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей.

Стилеобразующие задачи рациональной риторики стали основанием для развития художественной речи, в центре которой лежит образ автора. Развитие художественной речи XIX в. и вытеснение риторики из образования предсказано стилеобразующими задачами самой риторики.

Таким образом, главная цель изучения риторики практическая - владение искусством целесообразного слова. Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки.

 

 

 

Глава 3. Практическая часть

Стенограмма программы «К барьеру!» с участием А.Носика и С.Соколова, 24 октября 2009 год. Тема: «Про Живой Журнал». Ведущий: Владимир Соловьев.

ВЕДУЩИЙ: Информация о продаже русского сегмента знаменитого Livejournal структурам, принадлежащим предпринимателю Александру Мамуту, вызвала бурные дискуссии в средствах массовой информации и, конечно же, в рядах правозащитников. Многие посчитали это очередным наступлением на свободу слова. Новые владельцы уверяют, что все делается лишь для блага пользователей блогов.

Сергей СОКОЛОВ: Интернет был одним из немногих оставшихся площадок, где граждане нашей страны свободны в своих мыслях и в своей позиции. Теперь же эту уникальную площадку хотят превратить в очередной супемаркет, где продавцы рекламы будут диктовать, что говорить, а о чем молчать. И главный мотор здесь - Антон Носик. Я вызываю его к барьеру.

Антон НОСИК: Я принимаю вызов Сергея Соколова, сторонники которого пытаются поднять шумиху на ровном месте, и хочу уверить всех, что законопослушным пользователям Живого Журнала ничто не грозит. А сервис журналов будет на более качественном уровне.

ВЕДУЩИЙ: Схватка первая. Господин Носик, вам бросили вызов. Вам право.

Антон НОСИК: Есть люди, которые умудряются протестовать против всего. Когда пришло кино, они протестовали против кинематографа. Когда появилось телевидение, они протестовали против него. Вам не кажется, что протестовать против повышения качества сервиса довольно странно?

Сергей СОКОЛОВ: За витиеватыми фразами о развитии и прогрессе вы скрываете банальную жажду наживы. И ваша жадность приведет не к прогрессу, а к регрессу. Такие, как вы, живете одним днем.

ВЕДУЩИЙ: О, даже так?

Антон НОСИК: Интересно, что более всего обеспокоены изменениями в Живом Журнале прежде всего те, кто привык к беззаконию. Кто привык в мутной воде ловить рыбку. Больше ловить рыбок мы вам не дадим!

Сергей СОКОЛОВ: Какая же тут ловля, если к тебе приходят с динамитом? Теперь главные рыбаки - вы! И в вашем супе, похоже, будет славная, густая ушица.

ВЕДУЩИЙ: Следует понимать, что суп - это та компания, которая и будет заниматься теперь Живым Журналом.

Антон НОСИК: Не только Живым Журналом, а вообще Интернет-проектами. А в Живом Журнале мы планируем охватить всех кириллических пользователей.

ВЕДУЩИЙ: А вас совершенно не интересует тот факт, что эта ваша Первая Кириллическая война уже унесла из ЖЖ довольно много хороших людей?

Антон НОСИК: Это паника. Паника на пустом месте, раздутая кем-то ради смеха, а кем-то ради пиара.

ВЕДУЩИЙ: То есть тот факт, что ваша компания будет цензурировать кириллических пользователей, вы называете паникой и пиаром?

Информация о работе Развитие рациональной риторики в XVIII веке и её особенности