Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:15, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы:
– дать общую характеристику реализации норм права,
– дать теоретико-правовую характеристику отдельных форм реализации норм права,
– охарактеризовать правоприменение как особую форму реализации норм права.
– рассмотреть основные стадии применения норм права
Введение
Глава 1. Понятие реализации норм права
1.1 Формы реализации норм права
1.2 Классификация форм реализации права
Глава 2. Выбор и толкование правовой нормы, как основные стадии процесса применения норм права
2.1 Выбор нормы права
2.2 Толкование нормативно-правовых актов
Заключение
Список использованной литературы
а) это в основном
пассивная форма поведения
б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;
в) она касается главным образом правовых запретов;
г) осуществляется вне конкретных правоотношений;
д) происходит в
большинстве случаев
Примером может служить правовое предписание, обязывающее граждан не нарушать правил уличного движения.
В форме использования реализуются управомочивающие нормы. Слово "использование" говорит само за себя. Оно означает, что управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как активным поведением, так и пассивным.
В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).
Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон.
В форме исполнения реализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения (действий). При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает активные действия субъектов; в-третьих, отличается императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия так или иначе фиксируются, оформляются6.
Например, так, согласно
трудовому законодательству администрация
предприятий, организаций обязана
представлять всем рабочим и служащим
ежегодные отпуска с сохранением
места работы (должности) и среднего
заработка. Граждане обязаны платить
налоги, оплачивать проезд на всех видах
транспорта, прокурор должен реагировать
на нарушение законности, а суд -
вынести обвинительный
Применение права – наиболее сложная форма реализации правовых норм7, мнения авторов относительно природы данного явления неоднозначны. В одних источниках правопримение охарактеризовано как способ осуществления права, принципиально отличающийся от реализации права юридической природой, назначением, субъектным составом, местом и ролью в механизме действия права8, в других – применение права рассматривается как особая форма его реализации9. В своей курсовой работе я буду придерживаться второй точки зрения. Итак, согласно этой точке зрения правоприменение - особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.
Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:
а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
б) когда норма
не реализуется без
в) когда речь идет о реализации санкции.
Среди признаков правоприменения выделяются:
1) особый субъект
- специально уполномоченный
2) применение права носит государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства;
3) правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах.
«Значение внутренней
процессуальной формы определяется
тем, что она представляет собой
«технологию» достижения истины. Она
служит средством наиболее рациональной
организации элементов
4) результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний, в которых определены права и обязанности участников какого-либо правоотношения. Оформляются они индивидуально-конкретными актами применения права.
«Указанные акты
в концентрированной форме
5) правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только федерального, но и местного уровней.
С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.
Применение права,
как определенный процесс, распадается
на ряд стадий. Вообще стадия - это
отрезок какого-либо процесса, имеющий
свою, промежуточную задачу, и в
силу этого приобретающий
В качестве основных можно выделить три стадии:
1) установление
фактических обстоятельств
2) формирование юридической основы дела;
3) решение дела.
Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую.
Стадия установления фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.
Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинности
нормы и ее действия во
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта ("низшая" критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).
Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
По результатам правоприменения выносится акт применения права - официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.
Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.
Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:
а) представляют собой письменные акты-документы;
б) исходят от государства;
в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).
В то же время
они существенно различаются: если
нормативно-правовые акты содержат государственно-властные
предписания общего характера, то содержанием
правоприменительных актов
Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.
Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.
Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).
Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.
Глава 2. Выбор и толкование правовой нормы, как основные стадии процесса применения норм права
2.1. Выбор нормы права
Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:
а) выбор нормы, подлежащей применению;
б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная норма;
в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени пространстве и кругу лиц;
г) смысла и содержания нормы. Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.
Прежде всего, определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, а затем выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай. Происходит правовая квалификация, суть которой состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права ни данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие. Нельзя применять норму права, которая хотя и действует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку "закон обратной силы не имеет". По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу.
Выбрав правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительной норме. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются здесь, прежде всего, текста закона или иного акта. Они могут быть обозначены как "критика"13 нормы (акта) это значит, что перед применением закона нужно его покритиковать, т.е. тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая «критика» подразделяется на "высшую" и "низшую"14.
"Высшая" критика
относится к самому закону, иному
акту правомерен ли сам закон,
не приостановлено ли его
Так, нельзя применять норму права, которая хотя и действует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку – закон обратной силы не имеет. По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу.
Низшая критика"
касается только законодательного текста,
словесно-документального