Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:15, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы:
– дать общую характеристику реализации норм права,
– дать теоретико-правовую характеристику отдельных форм реализации норм права,
– охарактеризовать правоприменение как особую форму реализации норм права.
– рассмотреть основные стадии применения норм права
Введение
Глава 1. Понятие реализации норм права
1.1 Формы реализации норм права
1.2 Классификация форм реализации права
Глава 2. Выбор и толкование правовой нормы, как основные стадии процесса применения норм права
2.1 Выбор нормы права
2.2 Толкование нормативно-правовых актов
Заключение
Список использованной литературы
Выбор юридических норм на основании доставленного и точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Правовая квалификация - имеет при применении юридических норм "сквозное" значение: она завершает и сводит воедино две стадии во многом предварительного характера - установление фактических обстоятельств, а так же охватывает решение юридического дела. Это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам16.
На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона (предмет доказывания). Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай и которые положены в основу решения.
2.2. Толкование нормативно-правовых актов.
Толкование правовых норм – это сложное явление интеллектуально-волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права. Толкованием (интерпретацией) правовых норм называют деятельность по установлению смысла и содержания норм права для их практической реализации. Результаты толкования должны содействовать выявлению воли законодателя, выраженной в словесных формулировках нормативно-правовых актов17. Сама необходимость толкования объясняется несколькими обстоятельствами.
1. Нормы права
имеют общий и абстрактный
характер, но применяются к конкретным
ситуациям, учесть и
2. Краткость и
лаконичность формулировок
3. Несовершенство
юридической техники
4. Если неукоснительно
следовать лишь “букве” закона,
не пытаясь понять его “дух”,
то можно создать порядки, не
соответствующие или
Толкование начинается с уяснения содержания нормы “для себя”. Если же субъект толкования доводит результаты собственного толкования до других лиц, то имеет место разъяснение. При этом процесс уяснения выступает в качестве первой стадии процесса толкования нормы.
Объектами толкования выступают нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Однако толковать можно и акты применения права, договоры, юридически значимые действия конкретных лиц.
«Смысл норм невозможно постичь с помощью органов чувств или специальных приборов. Уяснить содержание правовых правил можно лишь с помощью специальных мыслительных приемов»19.
По поводу определения и содержания толкования права в литературе существуют различные мнения. Одни авторы понимают под этим лишь уяснение, другие – полагают, что содержание толкования норм права составляет их разъяснение, третьи – определяют толкование как единство того и другого. Предпочтительней является третья точка зрения, поскольку в первом и втором случае очевиден односторонний подход.
Согласно этой точке зрения процесс толкования состоит из двух частей (элементов): толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.
Первая часть этой деятельности – уяснение. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения.
В ходе уяснения интерпретатор использует различные способы и приемы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Здесь используются грамматический (филологический), логический, историко-политический и систематический способы толкования.
Уяснение является необходимым условием реализации права во всех формах: при соблюдении, исполнении и использовании. Оно всегда предшествует разъяснению.
Разъяснение – вторая часть единого процесса толкования права. Оно не всегда следует за уяснением, однако является продолжением мыслительной деятельности на первом этапе. Эта сторона деятельности по толкованию адресована уже не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений.
При разъяснении объективируются результаты первой части процесса. Это находит свое выражение в письменной форме: официальный акт, документ, правовой акт – либо в устной: совет, рекомендация.
Таким образом, разъяснение норм права есть не что иное, как объяснение и изложение смысла государственной воли, выраженной в нормативно-правовых актах.
Уяснение и разъяснение представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса толкования, в котором используются различные способы и приемы познания (уяснения) и объяснения (разъяснения) правовых норм.
Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права – вторая сторона процесса толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают: официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.
Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.
Официальное толкование различают двух видов – нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное).
Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Сущность его состоит в том, что оно имеет общий характер, является общеобязательным. Такое толкование предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов. Поэтому термин “нормативное толкование” носит условный характер.
Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального понимания при неправильной и противоречивой практике их применения. Оно призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.
Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения, они полностью разделяют судьбу толкуемой нормы. Отмена или изменение нормы права нередко приводит к отмене или соответствующему изменению акта толкования.
Среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).
Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения.
Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например, Государственная Дума РФ.
Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворче-ским органом, тем не менее, имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами.
Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения – правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.
Казуальное толкование содержится в специальных указаниях разъясняющего характера, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Например, в постановлениях и определениях судов второй и надзорной инстанции прямо разъясняется смысл применяемых норм права или когда судья в процессе судебного заседания разъясняет участникам процесса статью, предусматривающую уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами. Оно не является юридически значимым. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов и не влекут юридических последствий. Сила и значение неофициального толкования в убедительности, обоснованности, научности, в авторитете тех субъектов, которыми оно дается.
Неофициальное толкование по внешней форме выражения может быть как устным (разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях и т. д.), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Хотя такое разъяснение не имеет юридической силы, оно оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества и в первую очередь на правотворческий и правореализационный процессы через правосознание соответствующих субъектов.
Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное).
Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества. Особенно это четко проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов. Такое толкование имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, исполнения юридических обязанностей, а также при осуществлении ими субъективных прав.
Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права), хотя такое разъяснение и не является юридически обязательным. Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.
Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышеназванные виды неофициального толкования, не имеет юридической силы. Однако более чем другие оказывает влияние на правореализационный процесс в целом и правоприменение, в частности. Доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т.д. Его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъектов, которые осуществляют это толкование. Основывается оно на знании закономерностей воздействия права на общественные отношения, создании законодательства, на обобщении практики применения правовых норм. Такое толкование косвенным путем оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной работе в соответствие с ее целями и задачами были рассмотрены:
В результате проведенного в данной работе исследования можно сделать вывод о том, что с помощью реализации права достигается тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели.
Ознакомившись с формами реализации законодательной воли, мы можем сделать вывод о том, в практическом отношении их классификация тесно связана с выбором методов обеспечения грамотной реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов.
Успех или неуспех перевода нормативных требований права в действительное поведение связан в итоге с созданием надлежащей базы, организационными мерами и т.п. Вместе с тем большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей. Необходимо сделать вывод о том, что если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведении. В связи с этим государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.