Референдум как институт непосредственной демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования представленной курсовой работы является выявление основных тенденций и закономерностей развития модели современного института референдума в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1)определить саму сущность референдума как одного из основных институтов непосредственной демократии ;
2) определить основные этапы подготовки, проведения референдума и принятия решения;
3)проанализировать систему нормативно правовых актов, регулирующий порядок проведения референдума;
4) выявить перечень вопросов, которые запрещено решать посредством референдума

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………......3
1.История становления и развития института референдума…………….…..5
1.1.Понятие и значение……………….……………………..………………….…...5
1.2. Нормативно-правовая база…………………………………………………..…7
1.3. Виды референдумов……………………………………………………….…....9
2.Референдум как институт непосредственной демократии…………….…..15
2.1.Порядок назначения референдума………………………………………….....15
2.2. Перечень вопросов запрещенных для вынесения на референдум……….....21
Заключение………………………………………………………………….….….23
Библиографический список……………………………………..……………..25

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_Potapov_1_-_kopia(1).doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)


План

Введение…………………………………………………………………………......3

1.История становления и развития института референдума…………….…..5

1.1.Понятие и значение……………….……………………..………………….…...5

1.2. Нормативно-правовая база…………………………………………………..…7

1.3. Виды референдумов……………………………………………………….…....9

2.Референдум как институт непосредственной демократии…………….…..15

2.1.Порядок назначения референдума………………………………………….....15

2.2. Перечень вопросов запрещенных для вынесения на референдум……….....21

Заключение………………………………………………………………….….….23

Библиографический список……………………………………..……………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История развития референдума берет своё начало со времен Древнего Рима. Тогда основной проблемой был спор между патрициями и плебеями. Посредством референдума (плебисцит), устанавливались определенные правила и нормы поведения для плебеев. Естественно, референдум Древнего Рима колоссально отличался от современного понятия референдума. На сегодняшний день, референдум в системе непосредственной демократии занимает особое место, предопределенное его сущностными характеристиками как осуществляемого в форме всенародного голосования волеизъявления граждан, проживающих на территории определенного государства, направленного на принятие окончательного властного решения. Самостоятельное место этого института в системе непосредственной демократии, предопределяет такие требования к нормативно-правовому регулированию процедур референдума, которые, с одной стороны, позволяют гражданам свободно решать путем референдума наиболее важные вопросы государственного и местного значения, а с другой - не позволяют злоупотреблять правом на референдум в целях дестабилизации общественно-политической обстановки. Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку. Именно в этом и заключается актуальность темы представленной курсовой работы.

Целью исследования представленной курсовой работы является выявление основных тенденций и закономерностей развития модели современного института референдума в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1)определить саму сущность референдума как одного из основных институтов непосредственной демократии ;

2) определить основные этапы подготовки, проведения референдума и принятия решения;

3)проанализировать систему нормативно правовых актов, регулирующий порядок проведения референдума;

4) выявить перечень вопросов,  которые запрещено решать посредством референдума

Объект данного  исследования — организация и  осуществление работы института референдума в Российской Федерации.

Предмет исследования – практическое применение референдумов в современной России.

В процессе написания  представленной курсовой работы были использованы различные нормативно-правовые акты, а в частности: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", №67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и другие. Также вопросы, которые были затронуты в данной курсовой работе, нашли отражение в научных трудах таких авторов как: М.В. Баглай, Ю.А. Дмитриев, Н.Ю. Назаренко и мн. др.

  
1. История становления и развития института референдума

1.1. Понятие и значение

В теории избирательного права под референдумом понимается голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума четко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или «против».

В системе непосредственной демократии референдум занимает особое место, определяемое его характеристиками как осуществляемого в форме всенародного голосования волеизъявления граждан, проживающих на территории публично-правового образования, направленного на принятие окончательного властного решения. При определении предмета референдума законодатель, как правило, исходит из того, что на референдум публично-правового образования могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в его компетенции. С точки зрения законодательной техники требования к предмету референдума субъекта РФ и местного референдума устанавливаются путем определения вопросов, которые могут быть вынесены на референдум (позитивные требования), а в отношении всех видов референдума - в качестве общего запрета на принятие определенных решений независимо от предлагаемого вопроса, запрета на вынесение определенных вопросов (негативные требования). В отношении формулы референдума, т.е. формулировки конкретного вопроса, выносимого на референдум, законодательством предусмотрены только позитивные требования.1

В основе института  референдума в Российской Федерации  лежат политические права и свободы  человека и гражданина. Поэтому все  виды референдумов заняли прочное место  в системе конституционных институтов, выступают в качестве гарантии права граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст. 32 Конституции Российской Федерации).

В Конституции  Российской Федерации закреплено: «Граждане  Российской федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ч.2 ст.32). Следовательно, всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме – это самостоятельные, но взаимосвязанные конституционные права. В чем выражается их связь? Если всеобщее избирательное право включает в себя активный и пассивный элемент – право избирать и право быть избранными, то право на участие в референдуме носит всецело активный характер. В этом состоит все различие, что же касается активного избирательного права и права участвовать в референдуме, то юридически (по характеру правомочий, типу гарантий, формам защиты и т. д.) они тождественны: субъект активного избирательного права есть в то же время субъект права на участие в референдуме, и в том и в другом случае необходимо прямое волеизъявление при тайном голосовании, действует принцип «один избиратель – один голос», не допускаются какие-либо специальные возрастные и иные ограничения, кроме тех, которые установлены как для избирателей, так и для участников референдума и так далее.

Право на участие  в референдуме, как и активное избирательное право, является равным и прямым для всех граждан Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе принципа свободы и добровольности. Он сам решает, принять участие в голосовании или нет, сам определяет свою волю при голосовании. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах или референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Законодательство о выборах и референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявления граждан.

Институт референдума обычно включает в себя две возможности – решать законодательные вопросы совместно парламенту и электорату. Поэтому референдум предполагает, что его инициаторами могут быть, с одной стороны, парламент, законодательная власть, а с другой – избирательный корпус, действующий в порядке народной инициативы. Согласно действующему законодательству инициатива проведения референдума Российской Федерации, принадлежит не менее чем двум миллионам граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них и Конституционному Собранию, которое разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации и выносит его на референдум.

Юридическая сила решения, принятого на референдуме, связана, во-первых, с тем, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа. Вследствие этого решение референдума Российской Федерации общеобязательно, не нуждается в дополнительном утверждении, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Во-вторых, юридическая сила решения референдума зависит от вида закона, вопрос о котором вынесен на референдум, от положения этого закона в иерархии нормативных правовых актов, выстроенной в Российской Федерации с учетом федеративных принципов. Так, в отличие от референдума Российской Федерации, решения, принятые на референдуме субъекта Российской Федерации или на местном референдуме, могут быть отменены или изменены вследствие признания их недействительными в судебном порядке.

1.2. Нормативно – правовая база

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ Ельциным Б.Н. был подписан Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской Федерации». Впоследствии данный закон утратил силу. Вместо него 28 июня 2004 г. Президент РФ Путин В.В. подписал новый Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Так как нормативно-правовая база России продолжает активно видоизменяться и совершенствоваться данный закон неоднократно претерпел изменения. Последние – внесены Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 . Данный закон включает в себя 15 глав, 93 статьи и регулирует проведение референдума, раскрывая следующий круг вопросов:

инициатива  проведения референдума, назначение референдума; статус наблюдателей, иностранных (международных  наблюдателей), представителей средств  массовой информации; округ референдума, образование участков референдума; списки участников референдума; финансовое обеспечение референдума, фонды референдума; информационное обеспечение референдума; голосование; подсчёт голосов участников референдума, установление итогов голосования и результатов референдума; опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума, вступление в силу решения, принятого на референдуме; хранение документов референдума; рассмотрение обращений о нарушениях законодательства РФ о референдуме, осуществление контроля за соблюдением права на участие в референдуме; ответственность за нарушение законодательства РФ о референдуме.

Основополагающие  начала для проведения выборов и  референдума в России установлены  Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который был подписан Президентом Путиным В.В. 12 июня 2002 г. Этому закону, так же предшествовал одноимённый закон, подписанный президентом Ельциным Б.Н. 19 сентября 1997 г. , действие которого прекратилось с подписанием и вступлением в силу настоящего. Последние изменения внесены в него Федеральным законом от 21.07.2005 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Конституционного Суда РФ . Этот Федеральный закон включает в себя 11 глав, 84 статьи и регламентирует следующие вопросы:

гарантии права  граждан РФ на назначение референдума; гарантии прав граждан РФ при регистрации (учёте) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума; избирательные комиссии, комиссии референдума; гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума; статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума; гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах; финансирование выборов и референдума; гарантии прав граждан при организации и осуществления голосования, подсчёте голосов избирателей, участников референдума, установлении результатов выборов, референдума и их опубликования; обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

1.3. Виды референдумов

Референдум  определяется в российском законодательстве применительно к видам референдума в Российской Федерации. Таковых три: референдум Российской Федерации (федеральный институт референдума), референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум.

Референдум  Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. В нашей стране институт референдума впервые был закреплен в Конституции СССР 1936 г., которая характеризовала референдум как всенародный опрос. Конституция СССР 1977 г. определила референдум более правильно – как народное голосование. Долгое время текущее законодательство не определяло механизма применения этого института. В настоящий момент референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом РФ «О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях избирательных прав». Все вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, в том числе и поставленные в связи с законопроектами и действующими законами, относятся к категории наиболее важных вопросов государственного значения.

Референдум  субъекта Российской Федерации – голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.2 Сегодня данный вид референдума фактически закреплен всеми конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, во многих субъектах федерации приняты законы, регулирующие отношения, возникающие в связи с проведением в субъектах Российской Федерации референдумов.

Информация о работе Референдум как институт непосредственной демократии