Референдум как институт непосредственной демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования представленной курсовой работы является выявление основных тенденций и закономерностей развития модели современного института референдума в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1)определить саму сущность референдума как одного из основных институтов непосредственной демократии ;
2) определить основные этапы подготовки, проведения референдума и принятия решения;
3)проанализировать систему нормативно правовых актов, регулирующий порядок проведения референдума;
4) выявить перечень вопросов, которые запрещено решать посредством референдума

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………......3
1.История становления и развития института референдума…………….…..5
1.1.Понятие и значение……………….……………………..………………….…...5
1.2. Нормативно-правовая база…………………………………………………..…7
1.3. Виды референдумов……………………………………………………….…....9
2.Референдум как институт непосредственной демократии…………….…..15
2.1.Порядок назначения референдума………………………………………….....15
2.2. Перечень вопросов запрещенных для вынесения на референдум……….....21
Заключение………………………………………………………………….….….23
Библиографический список……………………………………..……………..25

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_Potapov_1_-_kopia(1).doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Местный референдум – голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно  проживающих в границах одного или  нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Проведение местных референдумов, как правило, предусматривается уставами муниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их проведения являются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации.

Первичной целью  референдумов – императивных и консультативных, конституционных и законодательных, обязательных и факультативных – является принятие государственных решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии применяются ограниченно или не дают должного результата. Но всегда возникает вопрос, насколько едино общество с его многообразием форм, институтов, мнений и настроений. В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ч.1 и 3 ст.13 Конституции Российской Федерации). Иначе говоря, мы живем в условиях идеологического и политического плюрализма, который характеризует состояние элементов общественной системы, представляющей собой определенную целостность, единство.

Референдум, как  и другие демократические институты, направленные на достижение общественного согласия, имеет ярко выраженные интегративные функции, проявляющиеся как на государственном уровне, так и на уровне местного самоуправления.

Существуют различные  основания для классификации  данного института непосредственной демократии. В самом общем виде можно выделить конституционные и законодательные референдумы.

Конституционный референдум предполагает вынесение на одобрение избирателей проектов новых Конституций Российской Федерации и ее субъектов.

Законодательный референдум проводится в отношении проектов или действующих законов. Различают две его разновидности: отклоняющие, то есть предполагающие полную или частичную отмену текста, либо утверждающие, то есть ратифицирующие законопроект. В тексте конституции могут предусматриваться разные виды законодательных референдумов, например, факультативный референдум в отношении обычных, обязательный референдум, касающийся возрастного ценза в отношении активного избирательного права, обязательный референдум в отношении законов, делегирующих конституционные полномочия международным органам.

По способу проведения референдумы могут быть обязательными  и факультативными. В первом случае устанавливается, что решение по определенному вопросу может  быть принято только путем референдума. Обязательные референдумы проводятся в четко установленных законом случаях.

При факультативном референдуме  решаются вопросы, вынесение которых  на обсуждение всего населения региона  или муниципального образования  не обязательно, и решение может быть принято другим путем. Примером факультативного референдума на региональном уровне может быть обращение к мнению населения Московской области по вопросу о количестве депутатов Московской областной Думы, работающих на постоянной оплачиваемой основе за счет бюджета.

В соответствии с российским законодательством на референдум Российской Федерации могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного образования. Конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Все виды референдума в  РФ назначаются и проводятся в  порядке и в сроки, которые установлены соответствующим законодательством.

Референдум  субъекта Российской Федерации может проводиться по вопросам совместного ведения. Однако следует иметь в виду, что в этом случае решение, принятое на данном референдуме, не должно противоречить федеральным законам. Если федеральные законы, по конкретному предмету референдума субъекта Российской Федерации отсутствовали на момент принятия на нем соответствующего решения, то в дальнейшем, в случае издания соответствующего федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны обеспечить приведение законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с этим федеральным законом.

На сегодня в большинстве субъектов Российской Федерации сформировалась законодательная база проведения референдумов субъектов Российской Федерации.

В конституциях, уставах субъектов Российской Федерации регулируются наиболее важные вопросы проведения референдумов субъектов Российской Федерации. Объем их регулирования существенно различается. В некоторых субъектах Российской Федерации референдуму субъекта Российской Федерации посвящается специальная глава в конституции, уставе. Но в большинстве конституций и уставов других субъектов Российской Федерации содержится общая характеристика референдума субъекта Российской Федерации как высшего непосредственного выражения власти народа и устанавливается, к полномочиям какого органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится назначение референдума субъекта Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие проведение референдумов субъектов Российской Федерации, приняты в 71 субъекте Российской Федерации. В некоторых субъектах Российской Федерации действуют законы, регулирующие одновременно проведение как референдумов субъектов Российской Федерации, так и местных референдумов. Так, в Саратовской области действует Закон «О референдумах в Саратовской области». В ряде субъектов Российской Федерации (республика Башкортостан, Белгородская, Воронежская области) референдумы субъектов Российской Федерации и местные референдумы регулируются избирательными кодексами.3

Однако в  большинстве субъектов Российской Федерации референдумы субъектов  Российской Федерации и местные референдумы регулируются отдельными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Референдум как институт непосредственной демократии

2.1. Порядок назначения референдума

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий :

1) выдвижение  инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение  референдума;

3) образование  участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение  агитации;

5) голосование  и определение результатов референдума;

6) вступление  в силу решения, принятого на  референдуме.4

Инициатива  проведения референдума Российской Федерации принадлежит:

а) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

б) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ.

Каждый гражданин  или группа граждан РФ, имеющие право на участие в референдуме, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции РФ не позднее, чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума.5

Инициативная  группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы. Избирательная комиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии тех субъектов РФ, которые инициативная группа указала в ходатайстве. Отказ в регистрации, может быть, обжалован в суд или в Центральную избирательную комиссию РФ. Однако основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".

С момента получения  регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, вы­носимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст этого законопроекта. Подписные листы передаются в избирательную комиссию субъекта РФ, на территории которого собирались подписи. Данная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального конституционного закона, принимает и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициатив­ной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям Федерального конституционного закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской Федерации одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям Федерального конституционного закона, выносится постановле­ние Центральной избирательной комиссии об отказе в проведении референдума. В этом случае данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум проект новой Конституции РФ. Решение об этом принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

Референдум  Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом, прекращаются.6

Президент РФ издает Указ о назначении референдума, в  котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев  со дня опубликования Указа. Проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума не допускается. Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ. Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления).

Закон обязывает  суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением референдума.

Информация о работе Референдум как институт непосредственной демократии