Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:09, реферат
XVIII век вошел в историю России как период реформ Петра I: другим стал тип культуры, язык, мышление, уклад жизни. Эти перемены не могли не затронуть и систему государственного управления. Несоответствие приказного порядка управления государством новым задачам развития страны, нечеткое распределение полномочий между приказами, дублирование функций различных приказов, медлительность в решении дел, казнокрадство – все это привело к необходимости реформирования и государственного аппарата.
Введение___________________________________________________________________ 3
Реформа центрального управления______________________________________________4
Создание Сената______________________________________________________________5
Табель о рангах_______________________________________________________________7
Реформа местного управления__________________________________________________8
Реформа городского управления_________________________________________________9
Государства и армия___________________________________________________________9
Реформа судебной системы____________________________________________________10
Заключение________________________________________________________________ 12
Список литературы_________________________________________________________ 13
ФГБОУ ВПО Российский Экономический Университет
им. Г.В. Плеханова
Контрольная работа
По дисциплине:
Государственная и
на тему: «Реформы Петра I в управлении и формировании государственной гражданской службы»
Оглавление
Введение______________________
Реформа центрального
управления____________________
Создание Сената_______________
Табель о
рангах________________________
Реформа местного управления____________________
Реформа городского управления____________________
Государства
и армия_______________________
Реформа судебной
системы_______________________
Заключение____________________
Список литературы_____________
Введение
XVIII век вошел в историю России как период реформ Петра I: другим стал тип культуры, язык, мышление, уклад жизни. Эти перемены не могли не затронуть и систему государственного управления. Несоответствие приказного порядка управления государством новым задачам развития страны, нечеткое распределение полномочий между приказами, дублирование функций различных приказов, медлительность в решении дел, казнокрадство – все это привело к необходимости реформирования и государственного аппарата. Основной задачей преобразований в области управления было создание административной системы, проникнутой идеей централизации и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.
Реформа центрального управления
Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:
1699—1710 гг. — частичные преобразования;
1710—1719 гг. — ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;
1719—1725 гг. — образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы.
Боярская дума - высший правительственный орган Русского государства XV - XVII вв. - к концу XVII в. потеряла свое значение; она не соответствовала неограниченной монархии Петра I. В 90-х годах Боярская дума еще собиралась, но многие основные вопросы внутренней и внешней политики царь разрешал самостоятельно, закрепляя их в "именных" указах. В 1699 г. при Боярской думе была учреждена канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств. Во главе этого учреждения, названного Ближней канцелярией, Петр I поставил своего учителя, "патриарха всешутей-шего собора" думного дворянина Никиту Зотова.
Вскоре компетенция этой канцелярии значительно возросла. В Ближнюю канцелярию стали собираться на заседания члены Боярской думы. Начиная с 1704 г. здесь собирались начальники приказов; эти нерегулярные заседания с начала 1708 г. превратились в постоянные заседания три раза в неделю (по понедельникам, средам, пятницам) - Консилии (или Конзилии) министров (так назывались иногда начальники приказов) - по различным вопросам управления государством: финансовому управлению, надзору за рекрутскими наборами, борьбой с дезертирством рекрутов, следственными делами по злоупотреблениям, полицейским мероприятиям и т. д.
В отсутствие царя Консилия министров управляла государством. Боярская дума прекратила собираться.
Заседания Консилии министров происходили в Кремле или в Преображенском.
Делопроизводство Консилии министров велось в Ближней канцелярии, которая осуществляла надзор за выполнением решений Консилии. Протоколы Консилии подписывались всеми министрами, "ибо сим всякого дурость явлена будет", - пояснял Петр I.
С учреждением Сената Консилия министров прекратила свое существование, а компетенция Ближней канцелярии сократилась; ее деятельность ограничилась финансовым контролем. Ближняя канцелярия просуществовала до 1719 г.
Усиление власти царя в начале XVIII в. выразилось в создании в октябре 1704 г. Кабинета Петра I - учреждения, имевшего в большей степени, чем Приказ тайных дел, характер личной канцелярии царя по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаря А. В. Макарова (с 1722 г. он именовался тайным кабинет-секретарем) и нескольких подьячих, именовавшихся с введением коллегий канцеляристами, подканцеляристами и копиистами. Канцелярский аппарат Кабинета (контора находилась в ведении помощника кабинет-секретаря И. А. Черкасова, с 1726 г. - второй кабинет-секретарь).
В первые годы существования Кабинет имел характер военно-походной канцелярии царя, куда поступали полковые табели и другие военные, а также финансовые документы; здесь же разрабатывались диспозиции.
Кроме того, Кабинет ведал вопросами, находящимися под особым надзором и попечительством самого царя: вел переписку с надзирателями за посланными за границу для обучения молодыми людьми, по поводу покупки художественных ценностей, приглашения в Россию разных иностранных специалистов (плотников, каменщиков, маляров, архитекторов, мастеров, которые "гроты и фонтаны убирать умеют", и др.), осуществлял надзор за некоторыми постройками в Петербурге и Петергофе, заведовал зверинцем, кунсткамерой, знаменитой токарней Петра I, петровскими денщиками, был личной кассой царя.
Кабинет недолго пережил Петра I: он был упразднен указом 24 мая 1727 г.
Создание Сената
Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган перед отъездом царя в Прутский поход. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: ≪Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления≫. Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным или постоянным. Сенат, состоявший из небольшого числа государем назначаемых лиц, сам не мог издавать законов; он только обнародовал данные ему государем законы и указы, следил за правильностью и законностью действий администрации и решал те дела, административные и судебные, которые затрудняли низшую администрацию или же доходили до сената по жалобам
Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю. М.М. Самарин был военным казначеем, князь Г.И. Волконский — управителем тульских казенных заводов, ВА Апухтин (Опухтин) — генерал-квартирмейстером. Они хорошо разбирались в военном деле, ≪важнейшем предмете сенаторского ведения, ...украсть могли, наверное, меньше Меншикова, если же сенатор князь М. Долгорукий не умел писать, то и Меншиков немного опередил его в этом искусстве, с трудом рисуя буквы своей фамилии≫.
Сначала это учреждение представляло собой собрание лиц, назначенных царем для присутствования в нем, затем с 1718 по 1722 гг.
Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Изменен состав, включающий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых.
Указом ≪О должности Сената≫ он получил право издавать собственные указы.
Круг вопросов, которые находились в его ведении, был достаточно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами — ≪столами≫, где работали подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом.
Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении органов и средств государственного контроля. Для надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому подчинялись провинциал-фискалы (1711).
Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата, которая была восстановлена в 1712 г. В ее обязанность входило рассмотрение дел местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции. Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя, указов. Главное дело ревизора — ≪чтобы все исполнено было≫. В 1720 г. был сделан более сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь ≪все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было≫. Когда и это не помогло, через год обязанности и генерального прокурора и обер-секретаря возложили на военных: один из штаб-офицеров армии дежурил в Сенате помесячно для наблюдения за порядком, а ≪кто из сенаторов бранился или невежливо поступал, того дежурный офицер арестовывал и отводил в крепость, давая, разумеется, знать государю≫.
Наконец в 1722 г. эти функции возложили на специально назначенного генерал-прокурора, который ≪должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал≫, иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть ≪оком государевым≫ и ≪стряпчим в делах государственных≫. Первым
генерал-прокурором Сената был П.И. Ягужинский (1683—1738), человек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж.
В том же 1722 г. учреждены были еще должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый ведал ≪правлением дел челобитчиковых≫, принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату и требовал решения, а в некоторых случаях докладывал дело самому государю. Герольдмейстер
заведовал дворянством и его службой, должен был представлять дворян к делам, ≪когда спросят≫ для замещения должностей и исполнения поручений. Таким образом, царь-реформатор вынужден был постоянно расширять созданную им специальную систему организованного недоверия и доносительства, дополняя существующие органы контроля новыми.
Петр стремился создать
в России аппарат власти по образцу
западноевропейского
учреждения хороших коллегий, ибо, как в часах одно колесо приводится в движение другим, так и в великой государственной машине одна коллегия должна приводить в движение другую, и если все устроено с точною соразмеренностью и гармонией, то стрелка жизни непременно будет показывать стране счастливые часы≫.
В 1717—1718 гг. система приказов была заменена коллегиями, которые выгодно отличались от приказов:
• в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения и решения всех дел;
• каждая из коллегий ведала
определенными отраслями или
сферами руководства и
• в основе коллегиальной системы лежала высокая степень централизации.
В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в ведении которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.
Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви. Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие находились в ведении приказов, палат и контор. Политическим сыском на протяжении всей Петровской эпохи занимался Преображенский приказ, созданный еще в 1689 г. С 1697 г. в нем оказались сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским делам; он превратился в центральный орган, ведавший политическим сыском. Им руководил князь Ф.Ю. Ромодановский
(ок. 1640-1717).
В 1699 г. с целью улучшить поступление в казну прямых налогов была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась
Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.
В 1722 г. в Глухове была учреждена Малороссийская коллегия для регулярного управления ≪малороссийским народом≫.
Информация о работе Реформы Петра I в управлении и формировании государственной гражданской службы