Региональная российская символика. История и современность на примере Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 03:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы. Региональное самосознание не является новым феноменом в российской истории. Межрегиональные различия политико-культурного характера сглаживались и подавлялись в Российской империи и СССР, стирались в результате миграционных процессов, но они не были уничтожены, и в провинции всегда существовали центры культурогенеза (не всегда заметные и принимаемые во внимание центром, но такова уж специфика России и менталитета столичных ученых). Результатом стало частичное возрождение регионального самосознания в его традиционных формах. Появились новые формы регионального самосознания.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 03
Глава I. Региональная российская символика …………………………… 05
1.1. Факторы возникновения и результаты развития
региональной символики …………………………………………….. 05
1. 2. Региональные символы как самоидентификация ……………… 10
1. 3. Начало введения региональной символики …………………… 14
Глава II. Региональная российская символика на примере административных образований Вологодской области ………………… 16
2.1. Символика областного центра Вологодской области
города Вологды ……………………………………………………….. 16
2.1.1. Описание герба города Вологды ………………………… 16
2.1.2. Описание флага города Вологды ………………………… 21
2.1.3. Описание праздничной эмблемы города Вологды ……… 23
2.1.4. Текст Гимна города Вологды …………………………….. 25
2.2 Символика районного центра Вологодской области города Череповца ……………………………………………………………… 26
2.2.1. Описание герба города Череповца ………………………. 26
2.2.2. Описание флага города Череповца ………………………. 28
2.2.3. Текст Гимна города Череповца ………………………….. 30
Заключение …………………………………………………………………. 32
Список использованной литературы ……………………………………… 34

Файлы: 1 файл

ГОТОВО Региональная российская символика. История и современность на примере Вологодской области.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………. 03 
Глава I. Региональная российская символика …………………………… 05

1.1. Факторы возникновения и результаты развития

региональной символики …………………………………………….. 05

1. 2. Региональные символы как самоидентификация ……………… 10

1. 3. Начало введения региональной символики …………………… 14

Глава II.  Региональная российская символика на примере административных образований Вологодской области ………………… 16

2.1. Символика областного центра Вологодской области

города Вологды ……………………………………………………….. 16

2.1.1. Описание герба города Вологды ………………………… 16

2.1.2. Описание флага города Вологды ………………………… 21

2.1.3. Описание праздничной эмблемы города Вологды ……… 23

2.1.4. Текст Гимна города Вологды …………………………….. 25

2.2 Символика районного центра Вологодской области города Череповца ……………………………………………………………… 26

2.2.1. Описание герба города Череповца ………………………. 26

2.2.2. Описание флага города Череповца ………………………. 28

2.2.3. Текст Гимна города Череповца ………………………….. 30

Заключение …………………………………………………………………. 32

Список использованной литературы ……………………………………… 34

Приложения ………………………………………………………………… 37

1. Герб города Вологды …………………………………………………… 37

2. Флаг города Вологды …………………………………………………… 38

3. Эмблема города Вологды ………………………………………………. 38

4. Герб города Череповца …………………………………………………. 39

5. Флаг города Череповца …………………………………………………. 40

Введение

 

Актуальность исследуемой темы. Региональное самосознание не является новым феноменом в российской истории. Межрегиональные различия политико-культурного характера сглаживались и подавлялись в Российской империи и СССР, стирались в результате миграционных процессов, но они не были уничтожены, и в провинции всегда существовали центры культурогенеза (не всегда заметные и принимаемые во внимание центром, но такова уж специфика России и менталитета столичных ученых). Результатом стало частичное возрождение регионального самосознания в его традиционных формах. Появились новые формы регионального самосознания.

Состояние исследуемого вопроса. Региональная идентичность становится в нашей стране важным объектом исследования. Процесс возрождения регионального самосознания был стимулирован особенностями политического развития перестроечной и постсоветской России. Прежде всего, речь идет о развитии в России федеративных отношений, которые были искусственно навязаны обществу элитой, но через определенное время стали реальностью при всем несовершенстве и аморфности России как государственной системы. Результатом стало превращение административных единиц в полугосударственные образования - субъекты федерации со своей символикой.

Конечная цель курсовой работы  - исследование истории и соврменного состояния региональной символики на примере административных образований Вологодской области.

В заботе поставлены и решаются следующие задачи:

1. Описаны факторы возникновения и результаты развития региональной символики; 

2. Охарактеризованы региональные символы как самоидентификация региона;

3. Описано начало введения региональной символики;

4. Проанализированы символики областного центра Вологодской области города Вологды;

5. Также проведен анализ символики районного центра Вологодской области города Череповца.

Предмет исследования – региональная Российская символика.

Объект работы - исследование истории и соврменного состояния региональной символики на примере административных образований Вологодской области – городов Вологды и Череповца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Региональная российская символика

 

1.1. Факторы возникновения и результаты развития

региональной символики

 

В России сложилась объективная географическая основа для развития региональной идентичности. Точнее нужно говорить о трех основах - этноконфессиональной, лингвистической и политико-исторической дифференциации российской территории. Свою роль играют и социально-экономические различия между регионами.

В советское время государство пошло на политические уступки “национальным окраинам”, вводя институт национально-территориальной автономии и стимулируя национальное самосознание. Значимость региональной идентификации оказывалась в целом небольшой, она была как бы скрыта под многими одеждами, но предпосылки для ее развития были заложены, поскольку политическая автономизация по определению предполагает особое самосознание ее субъекта.

Поэтому именно национально-территориальные автономии стали в России “пионерами” в деле развития региональной идентичности. Местные элиты всячески этому способствовали. В результате процессы суверенизации и национального возрождения стимулировали самоопределение жителей краев и областей в отношении приоритетных и вторичных форм идентичности. Приоритетной, разумеется, оказалась местная идентичность, российская - в лучшем случае вторичной1.

В одной из своих работ автор провел и обосновал культурно-ландшафтное районирование Русского культурного мира, пытаясь с помощью комплексного подхода вскрыть его дифференциацию по этноконфессиональному, лингвистическому, политико-историческому, природному и другим признакам2.

Итак, первым условием для развития регионального самосознания является его территориальная основа. В нынешней России для русских это - политико-историческая и в гораздо меньшей степени субэтническая или физико-географическая основы. Далее можно говорить об “объективных” факторах, которые усиливают или ослабляют региональную идентичность в тех или иных субъектах федерации.

Важным показателем при анализе регионального самосознания является доля уроженцев данного региона среди всех его жителей. Ясно, что в тех регионах, где ниже доля местных уроженцев, меньшие перспективы будет иметь пропаганда регионального патриотизма. Показатель укорененности населения колеблется в России в значительных пределах от 20-30% до 80-90% (по данным Всесоюзной переписи 1989 г.).

Самые низкие показатели характерны для северных районов “нового освоения” (прежде всего для Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов) и для Калининградской области (менее 40%). Низка укорененность населения на Камчатке, в Магаданской области (40-50%). Сравнительно низкими показателями отличаются южные регионы Дальнего Востока - Приморье, Амурская область (менее 60%), регионы промышленного Урала, Кузбасс, Подмосковье3.

Особое местоположение является важным фактором развития регионального самосознания. Это особенно характерно для анклавных, периферийных территорий. Примером может служить Калининградская область, где, несмотря на слабую укорененность населения, существуют географические предпосылки для обособления, включая тесные исторические связи с европейскими странами. Похожая ситуация складывается на Камчатке, Сахалине. Замкнутые группы со своей идентичностью складываются в отдельных северных городах, слабо связанных с “материком”.

Развитию регионального самосознания в российских условиях способствует стабилизация административных границ. Благодаря этому региональная идентичность обретает устойчивую основу для своего развития. Почти все края и области России были созданы до окончания Великой Отечественной войны, т.е. большинство россиян родилось и выросло при современных административных границах, а потому воспринимает их как естественную территориальную основу.

Заметим также, что из 55 административных центров краев и областей 37 являлись столицами губерний и областей до революции. И лишь четыре области появились после войны - Калининградская в 1946 г., Магаданская в 1953 г., Белгородская и Липецкая в 1954 г. (кроме того, две области просуществовали недолгое время: Великолукская с 1944 по 1957 гг. и Балашовская с 1954 по 1957 гг.). Границы краев и областей менялись, но за последние 40 лет незначительно.

Развитие современного регионального самосознания следует считать процессом, начавшимся в 1970-80-х гг. В 1990-е гг. процесс формирования идентичности выходит на новый уровень, о чем уже говорилось во введении. Наконец, особо следует выделить новейшие процессы 1996-98 гг.

Именно в последние два-три года региональная идентичность становится значимым фактом общественной жизни не только республик, но и русских регионов. Важным стимулом стали губернаторские выборы, в результате которых руководитель региона из президентского чиновника-назначенца превратился во всенародно избранного политического лидера, обладающего новой легитимностью. Уже в ходе избирательных кампаний кандидатами в губернаторы активно муссируется тема защиты региональных интересов, местного патриотизма, развития с опорой на собственные силы. Избранные руководители в большинстве своем стремятся следовать этим принципам, составляющим основу их легитимности4.

Важным индикатором являются и высокие показатели доверия к местной власти. Все последние опросы в регионах показывают, что за редкими исключениями (объясняемыми личностью губернатора) местные руководители вызывают большее доверие, чем руководители страны. Как показали социологические исследования, проведенные РНИСиНП в 1998 г., по России в целом федеральным властям доверяют 11.2% опрошенных, тогда как местным властям - 35.6%.5.

Если в краях и областях пока нельзя говорить о доминировании регионального самосознания, то в республиках это уже произошло. По данным опросов, проведенных в 1994-95 гг. в целом ряде российских республик, с регионом в большей степени, чем с Россией себя идентифицируют 85.7% сельских и 59% городских татар, 80.1% якутов, 63.7% тувинцев, 55.3% осетин. Остальные представители титульных народов имеют двойную идентичность, и почти никто не отдает преимущество российской идентичности (результаты на уровне статистической ошибки). Показатель зависит от степени инкорпорации этносов в российском пространстве и влияния на них идеи национальной государственности6.

Другим характерным явлением стало позитивное отношение к выходу из состава России. По опросам 1994 г., проведенным на Северном Кавказе, эту идею поддержали 71% чеченцев, 27% ингушей, 17% карачаевцев, 12% адыгейцев, 7% черкесов и 5% осетин. Опрос в Бурятии дал следующие цифры для бурят: 8.6% в 1995 г. и 9.9% в 1996 г.

Региональная идентичность для других российских народов характерна в существенно большей степени, чем для русских и зависит от продолжительности и истории пребывания в составе России (отсюда гигантские различия между чеченцами и осетинами, высокая лояльность бурят и т.п.)7.

Во многом она объясняется высокой степенью укорененности русских в республиках, длительным опытом совместного проживания с титульным населением. Например, доля местных уроженцев среди русских Бурятии и Татарстана составляет около трех четвертей, она еще выше в Мордовии8.

Важнейшим является вопрос, как соотносятся между собой региональная и общегражданская идентичность, дополняют ли они друг друга, или вступают в конфликт так, что региональная идентичность приводит к отрицанию российской. Данные социологических исследований РНИСиНП, проведенных в 1998 г., показывают не только развитие регионального патриотизма, но и появление одобрительного отношения к идее выхода “русских” регионов из состава России. Выделяются регионы, в которых региональный патриотизм приводит к развитию сепаратистских настроений9.

Таким образом, главным носителем идентичности региона на сегодняшний день является молодежь в ПГТ, малых и средних городах. На селе складывается любопытная ситуация: старшее поколение продолжает ориентироваться на “советскую идею”, а вот представители молодых возрастов, “обдумывая житье”, выбирают для себя не Россию, а регион. Слабость новой российской идентичности выражается в том, что молодые поколения в условиях вакуума идей и ценностей выбирают для себя региональную идентичность.

Поэтому при всей относительной слабости регионального самосознания в российских регионах просматривается тенденция к его усилению, что через 20-30 лет может привести к глубоким структурным изменениям в русском этносе и его “полураспаду” на региональные группы. Уже определились регионы, в которых региональный патриотизм начинает конфликтовать с общероссийским (Дальний Восток, Сибирь, Калининградская область).

 

1. 2. Региональные символы  как самоидентификация

 

Региональные символы и региональная самоидентификация являются составляющими для анализа региональной идентичности. Региональная идентичность – переживаемые и/или осознаваемые смыслы системы территориальных «общностей» (субъективной социально-географической реальности), формирующие «практическое чувство» и/или сознание территориальной принадлежности индивида.

Развитие региональной символики является мощным стимулом развития идентичности. Процесс развития региональной символики проходил в России достаточно медленно и в чем-то искусственно, на фоне серьезных споров, конкурсов и т.п. Многие регионы до сих пор не имеют официально утвержденных символов. К региональным символам относятся: герб, флаг, гимн10.

Совсем плохо обстоят дела с региональными гимнами, поскольку осознанной потребности в этом символе у субъектов федерации, как правило, нет, и смысла в торжественном прослушивании двух гимнов — национального и регионального региональные сообщества не видят.

С гербами дело, наоборот, обстояло гораздо проще, поскольку они были и у дореволюционных губерний, и у советских городов. Поэтому здесь наиболее естественным было восстановление старых традиционных форм.

Информация о работе Региональная российская символика. История и современность на примере Вологодской области