Региональная российская символика. История и современность на примере Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 03:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы. Региональное самосознание не является новым феноменом в российской истории. Межрегиональные различия политико-культурного характера сглаживались и подавлялись в Российской империи и СССР, стирались в результате миграционных процессов, но они не были уничтожены, и в провинции всегда существовали центры культурогенеза (не всегда заметные и принимаемые во внимание центром, но такова уж специфика России и менталитета столичных ученых). Результатом стало частичное возрождение регионального самосознания в его традиционных формах. Появились новые формы регионального самосознания.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 03
Глава I. Региональная российская символика …………………………… 05
1.1. Факторы возникновения и результаты развития
региональной символики …………………………………………….. 05
1. 2. Региональные символы как самоидентификация ……………… 10
1. 3. Начало введения региональной символики …………………… 14
Глава II. Региональная российская символика на примере административных образований Вологодской области ………………… 16
2.1. Символика областного центра Вологодской области
города Вологды ……………………………………………………….. 16
2.1.1. Описание герба города Вологды ………………………… 16
2.1.2. Описание флага города Вологды ………………………… 21
2.1.3. Описание праздничной эмблемы города Вологды ……… 23
2.1.4. Текст Гимна города Вологды …………………………….. 25
2.2 Символика районного центра Вологодской области города Череповца ……………………………………………………………… 26
2.2.1. Описание герба города Череповца ………………………. 26
2.2.2. Описание флага города Череповца ………………………. 28
2.2.3. Текст Гимна города Череповца ………………………….. 30
Заключение …………………………………………………………………. 32
Список использованной литературы ……………………………………… 34

Файлы: 1 файл

ГОТОВО Региональная российская символика. История и современность на примере Вологодской области.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

Самым интересным является процесс введения региональных флагов, которые являются совершенно новой формой региональной символики. Создание флагов — это важнейшая новация в процессе становления региональной идентичности, отражающая современный поиск и в то же время впитывающая и синтезирующая традиционные формы.

Российская региональная символика представляет сложную и странную картину. В большинстве случае она не вошла еще в плоть и кровь региональной культурной жизни. Далеко не всегда она сумела подчеркнуть региональную индивидуальность. Стремление опереться на элементы природного ландшафта очевидно, но не может заменить уникальные культурные особенности.

Хотя не все регионы захотели использовать и подчеркнуть уникальность своей культуры, и многие сделали уступку советскому консерватизму. В результате почти лишились исторической доминанты в своей символике Владимирская и Омская области, в отличие, например, от подчеркнуто великокняжеских Тверской и Рязанской. Волгоградская область тоже стала своеобразным «советским островом» между Саратовом и Астраханью.

Кроме того, регионы с удовольствием выносят на свои флаги и гербы наиболее характерных представителей местной флоры и фауны, не являющихся при этом геральдическими символами. Приморский край, естественно, поместил на флаг уссурийского тигра. Интересен флаг Иркутской области, на котором изображен полумифический бабр с соболем в пасти, обрамленный кедровыми ветвями.

В Европейской части России природа уже получает исторический смысл, лучше индивидуализируется через конкретные объекты, выводится на уровень традиционной геральдики. Например, Брянский лес — это уже история, память Великой Отечественной войны, и не случайно он нашел свое место на флаге и гербе Брянской области в образе золотой ели. Ярославский медведь, очевидно, воспринимается как исторический символ и геральдический знак. То же можно сказать и о пермском медведе, несущем евангелие. В то же время хабаровский медведь еще не «прижился» как отличительная черта, символ именно Хабаровского края.

Однако свое веское слово в процессе формирования региональной символики сказала советская история. Ее присутствие в региональных символах играло скорее деиндивидуализирующую роль, подчеркивало принадлежность регионов к российскому «красному поясу», а не их автономное развитие и поиск самости. Так, Омская область просто принимала в качестве «своего» отмененный флаг РСФСР. Аналогичное решение предлагалось в Рязанской области спикером-коммунистом. Вообще, красно-синяя гамма цветов флага РСФСР была положена в основу многих флагов преимущественно прокоммунистически настроенных регионов — Амурской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Костромской областей11.

В основе региональной самоидентификации лежит соотнесение с различными географическими координатами, противостоящими друг другу: «центр-периферия», «Север-Юг», «Запад-Восток» и «Европа-Азия».

Что касается соотнесения с понятиями «центр-периферия», то здесь можно заметить, как отдельные регионы борются за статус первого порядка, определяясь в такой системе координат. Или как минимум хотят подчеркнуть свое первенство по какому-либо вопросу. Поэтому на территории России появляются всякие псевдостолицы.

Например, достаточно характерны рассуждения о «потерявшейся» на российских просторах «третьей столице» страны. За этот статус могли бы поспорить Нижний Новгород и Екатеринбург с его усилившимися столичными амбициями. Подчеркивая свое особое место в русской истории, Новгород добился того, что российские власти признали его «Великим» в 1998 г., законодательно оформив переименование. Кстати, древний Ростов, не являясь областным центром, сделать то же самое не смог, явно уступив все Ростову-на-Дону. Другой древнейший город — Великий Устюг, однако, сумел найти новую форму своей идентичности, став «столицей» Деда Мороза. Несмотря на явное подражание Лапландии, устюжане при поддержке москвичей попытались таким образом возродить свою былую славу, пусть в осовремененных, «попсовых» формах12.

Вывод: в России сохраняется вся условность и слабость региональной идентичности. «Русские штаты» не всегда отрефлексированы общественным сознанием, и им не так просто доказать свою уникальность и вынести ее на уровень символики и общепринятой идентификации. С трудом рождаются и «вторые имена» областей, как бы предвосхищающие деление страны на некие укорененные в культурном ландшафте структурные единицы. Хотя с другой стороны совершенно «серых» областей, которые не способны подчеркнуть свою индивидуальность, тоже нет. Скорее территории постепенно и в спорах с соседями нащупывают, извлекают из культурного ландшафта свои «исконные» формы идентичности.

В этой связи, кстати, вызывает большие сомнения актуальность укрупнения регионов. Показательна чрезвычайно жесткая реакция объективно очень слабой с точки зрения экономики Костромской области на притязания Ярославской, руководство которой заявило о необходимости присоединения слабых регионов к сильным в порядке эксперимента. Не готово ни к кому присоединяться и Зауралье — Курганская область, печальная судьба которой также часто обсуждается на высоких совещаниях. Пример Костромы показывает, что региональная идентичность регионов все-таки сильнее денег, а значит, в нынешней административной структуре есть или может быть исторический смысл и долгосрочная перспектива13.

 

1. 3. Начало введения региональной символики

 

На уровне субъектов федерации отмечается активная работа по введению региональной символики - гербов, флагов и гимнов. Особенно тщательно разрабатывается символика в республиках, где она отражает культурные особенности титульного народа и напоминает символику независимых государств (Татарстан, Башкирия, Тува и др.14.

По сути в краях и областях России проявилась та же тенденция, что и в республиках: доминирующая в политической жизни община, ассоциируемая с традициями данной территории, навязывает свою символику в качестве официальной.

Важную роль в становлении регионального самосознания играет проведение местных праздников, фольклорных фестивалей, восстановление храмов, открытие новых памятников и музеев. Эти события используются региональными лидерами в целях саморекламы. Наибольшее внимание этим процессам уделяется в республиках, где создаются пантеоны новых национальных героев или возвеличиваются уже признанные.

Во многих регионах в последние годы торжественно отмечались юбилеи регионов и городов. Например, в целом ряде краев и областей праздновалось их 60-летие. Более “солидные” регионы отмечали 200-летие (Саратовская губерния), а на Камчатке отпраздновали 300-летие вхождения в состав России. При поддержке местных администраций отмечают свои юбилеи епархии Русской православной церкви. Например, Пензенская область готовится в 1999 г. отпраздновать 200-летие своей епархии. Губернатор В.Бочкарев уже встречался по этому поводу с патриархом, и администрация намерена использовать торжественное событие как мощный информационный повод. В 1999 г. Новгород собирается отметить свое 1140-летие – в аккурат перед выборами губернатора.

Распространенным явлением стало чествование великих земляков, как деятелей прошлого, так и ныне живущих. В процессе подготовки к 200-летию со дня рождения А.Пушкина родилось даже новое понятие - “пушкинские области” (Псковская и Нижегородская). В Удмуртии “национальным героем” стал М. Калашников, чествование которого торжественно проводилось уже не один раз.

Есть регионы, в которых власти проводят целенаправленную работу по строительству или восстановлению храмов и памятников, созданию новых музеев, возрождению народных промыслов и фольклора, демонстрируют свою заботу о культурном наследии. Меняется культурный ландшафт многих городов, что видно на примере не только Москвы, но и других центров (строительство Триумфальной арки в Курске). Создаются огромные мемориальные комплексы, как например, на Прохоровском поле в Белгородской области. Характерным явлением стало активное храмовое строительство в новых промышленных центрах, “молодых городах”.

 

 

Глава II.  Региональная российская символика на примере административных образований Вологодской области 

2.1. Символика центра  Вологодской области города Вологды

 

2.1.1. Описание герба города  Вологды

 

Герб города Вологды представляет собой червленый (красный) геральдический щит с выходящей из серебряного облака десницей (правой рукой) в золотом одеянии, держащей золотую державу и серебряный меч с золотым эфесом (см. Приложение 1).

Парадная версия герба города Вологды представляет собой герб города Вологды, дополненный парадными элементами15:

  • венчающая геральдический щит золотая башенная корона о пяти видимых зубцах, каждый заканчивается тремя малыми зубцами;
  • щитодержатели - стоящие на зеленом холме юноши с золотыми волосами в серебряных ризах, обутые золотом и с золотыми рукавами, видными из-под риз, правый юноша держит воздетый серебряный меч с золотой рукоятью в правой руке, левый - в левой;
  • лента ордена Октябрьской Революции, опоясывающая снизу зеленый холм.

Воспроизведение герба города Вологды должно соответствовать его описанию и допускается в многоцветном и одноцветном вариантах. Допускается воспроизведение парадной версии герба города Вологды в сокращенном виде - без одного или нескольких структурных элементов, дополняющих щит (т.е. без короны, и/или щитодержателей - одного или обоих, ленты и др.). Расшифровку старого герба Вологды связывают с двумя городскими легендами.

Первая – это предание о белоризцах, спасших город ценою собственных жизней. Во время одного из нападений врагов на Вологду отряды вологжан были разбиты и укрылись в городе. Наутро ожидался решительный штурм, и защитники не надеялись отстоять город. Однако, произошло неожиданное – спустились с небес "ночью в белых одеждах два неизвестных человека, которые, напав на неприятеля, побили их множество и произвели в них чрезвычайный страх". Благодарные вологжане на следующий день погребли павших белоризцев и ежегодно устраивали крестный ход к их могиле.

Вторая легенда связана с пребыванием в Вологде Ивана Грозного.

Десница (правая рука) с мечом – символ справедливости, правого суда, а также защиты Отечества, указывает на "Сказание о белоризцах".

Держава – символ власти, государственности прав административного центра субъекта Российской Федерации, указывает на предание о желании Ивана IV (Грозного) сделать Вологду столицей.

Червлень (красный цвет) символизирует храбрость и мужество, золото служит обозначением богатства и могущества, серебро – благородства, света и чистоты.

Щитодержатели (юноши в ризах с мечами) – белоризцы.

Лента ордена Октябрьской Революции указывает на то, что город Вологда указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1982 года награжден орденом Октябрьской Революции "за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, отмечая революционные заслуги и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне".

Червлень (красный цвет) гербового поля олицетворяет власть, мужество, неустрашимость, любовь. Золото (желтый цвет) обозначает изобилие, богатство, могущество, верность, постоянство. Серебро (белый цвет) свидетельствует о благородстве, свете, чистоте.

Использование герба города Вологды

  1. Герб города Вологды помещается на Знаке Главы города Вологды.
  2. Герб города Вологды помещается на наградах города Вологды.
  3. Герб города Вологды помещается на печатях и штампах: Главы города Вологды, Вологодской городской Думы, Администрации города Вологды и ее структурных подразделений, Контрольно-счетной палаты города Вологды.
  4. Герб города Вологды помещается на бланках: Главы города Вологды, Вологодской городской Думы и ее постоянных комитетов, Администрации города Вологды, ее структурных подразделений, координационных и консультативных органов.
  5. Герб города Вологды помещается на удостоверениях и визитных карточках: Главы города Вологды, председателя Вологодской городской Думы, депутатов Вологодской городской Думы, руководителей и сотрудников структурных подразделений аппарата Вологодской городской Думы и Администрации города Вологды.
  6. Герб города Вологды может помещаться на зданиях и в помещениях: на фасадах административных зданий, в которых располагаются Глава города Вологды, Вологодская городская Дума и Администрация города Вологды; в рабочих кабинетах Главы города Вологды, председателя Вологодской городской Думы и их заместителей, а также в рабочих кабинетах и в залах заседаний Вологодской городской Думы и Администрации города Вологды, Контрольно-счетной палаты города Вологды.
  7. Герб города Вологды помещается на пограничных знаках и в пунктах пропуска при въезде в город Вологду.
  8. Герб города Вологды помещается на официальных изданиях органов представительной и исполнительной власти города Вологды16.
  9. Допускается использование изображения герба города Вологды в качестве элемента праздничного оформления общегородских мероприятий, а также в качестве геральдической основы корпоративных символов муниципальных организаций.
  10. Иные случаи использования герба города Вологды устанавливаются Вологодской городской Думой.

Информация о работе Региональная российская символика. История и современность на примере Вологодской области