Религиозная правовая семья: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Право и религия во многом очень похожи. Во-первых, и право, и религия регулируют взаимоотношения между людьми. Во-вторых, они несут во внутреннем контексте некую «модель» поведения, которая воспринимается обществом как данность и в случае отклонения от неё назревает проблема своеобразного «наказания» за умышленное отклонение.
В некоторых странах религиозные догматы стали не только источником для права, но и непосредственным базисом, а священные книги – конституциями. (н.п. в мусульманском мире).
Целью моей работы является полное раскрытие проблематики соотношения права и религии, церкви и государства.

Содержание работы

Право и религия : общие черты и отличия.
Взаимодействие права и религии в системе правового общественного регулирования.
Главные исторические аспекты отношения церкви и государства. Религиозные организации, типы религиозных организаций
Религиозная правовая семья: общая характеристика.

Файлы: 1 файл

рещад курсовая.docx

— 53.20 Кб (Скачать файл)

План

  1. Право и религия : общие черты и отличия.
  2. Взаимодействие права и религии в системе правового общественного регулирования.
  3. Главные исторические аспекты отношения церкви и государства. Религиозные организации, типы религиозных организаций
  4. Религиозная правовая семья: общая характеристика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Право и религия во многом очень похожи. Во-первых, и право, и религия регулируют взаимоотношения между людьми. Во-вторых, они несут во внутреннем контексте некую «модель» поведения, которая воспринимается обществом как данность и в случае отклонения от неё назревает проблема своеобразного «наказания» за умышленное отклонение.

     В некоторых  странах религиозные догматы  стали не только источником  для права, но и непосредственным  базисом, а священные книги  – конституциями. (н.п. в мусульманском мире).

     Целью моей  работы является полное раскрытие  проблематики соотношения права  и религии, церкви и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.             Религия (от лат. "religio" - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. По предположению ученых, религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества.

           Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений[1], общепризнанного определения права не существует и в современной науке

            На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, - фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические (политеизм - многобожие) религии раннего классового общества. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии - буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений - церковь, духовенство (клир) и миряне. Получает развитие теология (учение о боге).

         Маркс утверждал, что "религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм". Однако "история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия" (проф. Е.А. Лукашева).

 

На основе религиозных  представлений складываются религиозные  нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные  нормы возникают позднее первичных  мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль.

                 На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример - мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется "шариатом" (в переводе - "путь следования"). Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.

В период феодализма в Европе были широко распространены каноническое (церковное) право и церковная  юрисдикция. Каноническое право, как  и право религиозной правовой системы, - это право церкви, право  общины верующих, однако оно никогда  не выступало всеобъемлющей и  законченной системой права, а действовало  лишь как дополнение к светскому  праву в данном конкретном обществе и регулировало те вопросы, которые  не охватывались светским правом (церковную  организацию, правила причастия  и исповеди, некоторые брачно-семейные отношения и др.).

           В процессе буржуазных революций теологическая идеология сменялась "юридическим мировоззрением", в котором возвышалась роль права как созидательного начала, обеспечивающего гармоничное развитие общества.

Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции  того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с  государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

Правовые и религиозные  нормы могут совпадать с точки  зрения своего морально-нравственного  содержания. Например, среди заповедей  Нагорной проповеди Христа - "не убий" и "не укради". При этом нужно  также учитывать, что с точки  зрения механизма действия религиозные  нормы - мощный внутренний регулятор  поведения. Поэтому они - необходимый  и важный инструмент поддержания  и сохранения нравственного и  правового порядка в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

  1.   Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени.

              Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол святости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову Божию". Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общественные отношения[2] .

              Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer - священный) и секуляризации (позднелат. saecularis - мирской, светский.[3] Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, "вхождения" религиозных индивидов и организаций в различные вне-религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.

         Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы, на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий.В их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на "человека экономического", "человека политического", "человека морального", "человека художественного". Неодинаковой была система мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных направлениях. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родоплеменные, народностно-национальные (индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются заметные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя родоплеменной религии. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями .

 

       Как  уже было сказано, религия представляет  собой системное образование,  включающее ряд элементов и  связей: сознание со своими чертами  и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отношения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и в религиозной областях. Функционирование названных элементов и связей давало соответствующие им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а заблуждения не способствовали преобразованию природы, общества и человека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отношения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять, вести к появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных организаций шло и идет создание и накопление материальной и духовной культуры - освоение необжитых земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных видов искусства. Но, с другой стороны, определенные слои культуры отторгались, отталкивались - многие компоненты языческой культуры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исламе, духовные образования, попавшие в свое время в Индекс запрещенных книг католицизма, ряд научных открытий, свободомыслие. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются.

       Важно  принять во внимание соотношение  общечеловеческого и частного  в религии. Ныне широко распространено  мнение о тождестве религиозного  и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не учитывает  ряда фактов. В религиозных системах  отражаются, во-первых, такие отношения,  которые общи всем обществам  независимо от их типа; во-вторых, отношения, свойственные данному  типу общества; в-третьих, связи,  складывающиеся в синкретических  обществах; в-четвертых, условия  бытия разных этносов, классов,  сословий, иных групп. В религиях  представлены и самые различные  культуры. Даже мировых религий  - три, не говоря уже о множестве  народностно-национальных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях - история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко "закреплены" за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению гуманистических ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Если говорить обобщённо, то следует выделить два главных подхода к объяснению происхождения государства. Первый из них из того, что государство является произведением искусственным, создающимся чьей-то волей, не детермированной материальными отношениями и факторами. Это может быть божественная воля; обуславливающая богоустановленную власть и требующая безоговорочного подчинения ей со стороны всех и каждого: Человеческая воля, выраженная в договорных отношениях, которые обеспечивают порядок и защиту прав человека: общая или абсолютная воля объективного духа, не совпадающая с волей отдельных граждан и проявляющаяся в государстве: воля завоевателя, которая обеспечивает возникновение государства путём насилия, а само государство представляет собой, не навязанной обществу: сочетание воль «правящих и управляемых», обозначающие политическую власть на основе социальной солидарности и т.д. Соответственно указанные представления выражались в виде различных теорий происхождения государства. В их числе теологическая, возникшая для обоснования божественного происхождения восточных деспотий и власти феодальных государств, а ныне практикующая государство как «божественное учреждение» с позиций христианской демократии; договорная, объясняющаяся перехода от естественного сочетания к организационному обществу, соединяющему людей в государство: объективно – идеалистическая, связывающая возникновение государства с требованиями разума, ибо «разумное предназначение человека – жить в государстве» (Гегель); теория насилия, выводящая государство и культа силы, рассматривающая его как продукт войны и завоевания: теория солидаризма, представляющая государство в виде системы взаимозависимости, Все эти теории – не только достояние истории, Многие из них и иные имеют широкое хождение в попытках объяснить сущность государства с точки зрения его элементного состава – территории, населения власти, другие видят в нём юридическую персонификацию общества, третьи характеризуют государство с позиции рациональной структуры его организации, например, разделение властей.[4]

Информация о работе Религиозная правовая семья: общая характеристика