Религиозная правовая семья: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Право и религия во многом очень похожи. Во-первых, и право, и религия регулируют взаимоотношения между людьми. Во-вторых, они несут во внутреннем контексте некую «модель» поведения, которая воспринимается обществом как данность и в случае отклонения от неё назревает проблема своеобразного «наказания» за умышленное отклонение.
В некоторых странах религиозные догматы стали не только источником для права, но и непосредственным базисом, а священные книги – конституциями. (н.п. в мусульманском мире).
Целью моей работы является полное раскрытие проблематики соотношения права и религии, церкви и государства.

Содержание работы

Право и религия : общие черты и отличия.
Взаимодействие права и религии в системе правового общественного регулирования.
Главные исторические аспекты отношения церкви и государства. Религиозные организации, типы религиозных организаций
Религиозная правовая семья: общая характеристика.

Файлы: 1 файл

рещад курсовая.docx

— 53.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

  Взаимоотношения между  церковью и государством во  многом определяются уровнем  социально-экономического развития  страны, историческими традициями, сложившимися в обществе. Возможно  несколько моделей таких взаимоотношений.

       В условиях демократического государства обычно признаются на конституционном уровне и в повседневной практике равноправие всех религий и церквей, свобода совести и вероисповедания. При этих условиях церковь отделена от государства, а школа - от церкви, запрещена дискриминация на религиозной почве, отсутствуют привилегии, связанные с исповеданием той или иной религии, церковь является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.

      При тоталитарных и авторитарных режимах можно выделить три основных модели отношений церкви и государства:

 

       а) государство  преследует по религиозным основаниям  верующих, как это было до 1967 г.  в Албании, и запрещает любые  формы религиозных проявлений;

 

       б) государство  признает религию и церковь  в качестве основы государственной  власти (Саудовская Аравия, Пакистан, Иран). Ислам в этих странах  признан государственной религией, а нормы шариата используются  для регулирования различных  сторон общественной жизни;

 

       в) церковь  находится в прямой конфронтации  с государством, проводит антигосударственную  кампанию, основанную на религиозных  нормах. Подобная ситуация возникла  в Латинской Америке в середине 60-х гг.

 

       Статус  религиозных объединений регулируется  конституционным и текущим законодательством.  Большинство конституций фиксирует  отделение церкви от государства,  признает религию исключительно  частным делом человека.

 

       Вместе  с тем в отдельных странах,  например, в Греции, Болгарии, Великобритании, отмечается особое положение  религии и церкви. Англиканскую  церковь в Англии и пресвитерианскую - в Шотландии возглавляет британский  монарх, который назначает на  высшие церковные должности и  оказывает влияние на церковную  политику.

       Во Франции, согласно специальному закону об отделении церкви от государства, последнее не признает и не субсидирует никакую церковь, не оплачивает ее служителей. В местах, предназначенных для религиозных служб, запрещается проведение политических собраний.

       Возможно  существование договорных отношений  между государством и церковью, о чем говорит пример Италии. В этой стране отношения между  государством и церковью основываются  на норме конституции и специальном  соглашении. В ст. 7 Конституции этой  страны признается независимость  и суверенность государства и  церкви, каждого в своей сфере,  а их отношения регулируются  Латеранскими соглашениями 1929 г.

       Однако  в ряде государств существует  практика финансовой поддержки  церкви из государственного бюджета,  а на религиозные объединения  распространяется статус общественных  объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Алексеев С. С. Общая теория права. В двух томах. — М.: Юридическая литература, 1981. — Т. 1. — 361 с.
  2. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.
  3. Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 411.
  4. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ от 29.09.1997, N 39, ст. 4465, СЗ РФ от 05.07.2004, N 27, ст. 2711.
  5. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1999. – N 1.
  6. Гараджа В. И. Религиоведение. – М., 1996.
  7. Гуревич П. С. Культурология. - М., 1995.
  8. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1994.
  9. История государства и права. Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – М.: НОРМА, 1998.
  10. Культурология./Под ред. Драча Г. В. – М., 1997.
  11. Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М., 1996.
  12. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 1998. №4. С. 85-88.

 

  1.     Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози Основные правовые системы современности = Les grands systemes de droit contemporains / Пер. с фр. В. Туманова. — М.: Международные отношения, 2009. — 456 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7133-1340-1
  2.     Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Норма-Инфра, 2001. — 840 с. — ISBN 5891235277  (Проверено 23 августа 2012)
  3.     Менахем Элон Еврейское право / Под общей ред. И.Ю. Козлихина. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. — 640 с. — ISBN 5-94201-066-8
  4.     Ерёмин В.Н. История правовой системы Японии / Отв. ред. Кириченко А.А.. — М.: РОССПЭН, 2010. — 296 с. — ISBN 978-5-8243-1391-8
  5.     Артёмов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права. — 2007. — № 3. — С. 128-135.
  6. Леванский В.А., Любутов А.С. Политический спектр Российской Федерации: структурно-таксономический анализ (партии, фракции, выборы в 1993-1996 гг.) // Государство и право. 1997. № 9. С. 87-94.
  7. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. № 5. С. 107-120.

20)  Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 361-414.


Информация о работе Религиозная правовая семья: общая характеристика