Республиканская форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:54, реферат

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что республиканская форма правления - самая популярная среди развитых и развивающихся стран, а потому необходимо знать ее особенности, характерные черты, знать разницу между республикой и монархией. Так же следует обратить внимание на тот факт, что республика (как форма правления) появилась в IV-III тыс. до н.э. в месопотамских городах-государствах, и самое главное то, что она появилась и в таком культурно – правовом развитом государстве как Рим. То есть уже в те далекие времена человеческая мысль смогла по достоинству оценить превосходство республики над другими формами государственного правления и воплотить в жизнь идею построения именно республиканской формы правления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….….…3
Республиканская форма правления……………………………..…………..…6
Историческая справка…………………………………………..…….….…6
Многообразие подходов определение республиканской формы правления……………………………………………………………….…...8
Республиканской формы правления: определения и основные принципы…………………………………………………………………....12
Разновидности республиканской формы правления…………….………....16
Парламентская республика……………………………………………….17
Президентская республика…………………………………………..........22
Смешанные республиканские формы правления………………………26
Заключение…………………………………………………………………...…….29
Список литературы………………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП Евсеенко ЮВ26.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Содержание…………………………………………………………………..…..…..2

Введение…………………………………………………………………….….….…3

  1. Республиканская форма правления……………………………..…………..…6
    1. Историческая справка…………………………………………..…….….…6
    2. Многообразие подходов определение республиканской формы правления……………………………………………………………….…...8
    3. Республиканской формы правления: определения и основные принципы…………………………………………………………………....12
  2. Разновидности республиканской формы правления…………….………....16
    1. Парламентская республика……………………………………………….17
    2. Президентская республика…………………………………………..........22
    3. Смешанные республиканские формы правления………………………26

Заключение…………………………………………………………………...…….29

Список литературы………………………………………………………………...31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исторически сложилось так, что  вопросы, связанные с государственной  властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в обществе. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась. Постоянно менялось и представление о ней. Справедливо утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государства и о государственных формах правления» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».

   В настоящее время в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма правления входит в понятие «форма государства» как один из элементов, наряду с формой государственного устройства и государственного режима.  Форма государства, в свою очередь, «выступает непосредственным выражением его сущности и содержания»; она – «способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельность высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением».1 Таким образом, форма государственного правления характеризует организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением. От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. Данное мнение преобладает не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.

Формы правления различаются  в зависимости от того, принадлежит  ли верховная власть в государстве  одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). Особое мнение выразил Н.Коркунов, обозначив различия не в различном количестве правящих, а в различном «юридическом положении»2 правящих лиц.  Несмотря на различные точки зрения, исследователи делят все государства по форме правления на монархии и республики. В данной курсовой работе будет рассмотрена республиканская форма правления.

   Актуальность данного исследования заключается в том, что республиканская форма правления - самая популярная среди развитых и развивающихся стран, а потому необходимо знать ее особенности, характерные черты, знать разницу между республикой и монархией. Так же следует обратить внимание на тот факт, что республика (как форма правления) появилась в IV-III тыс. до н.э. в месопотамских городах-государствах, и самое главное то, что она появилась и в таком культурно – правовом развитом государстве как Рим. То есть уже в те далекие времена человеческая мысль смогла по достоинству оценить превосходство республики над другими формами государственного правления и воплотить в жизнь идею построения именно республиканской формы правления. Именно поэтому множество ученых, начиная с античности,  в своих работах большое внимание уделяли проблемам формы правления государства и в особенности проблеме республики.

    Объектом курсовой работы является республиканская форма правления.

     Предметом исследования – сущность и особенности республиканской формы правления.

    Цель курсовой работы - изучить особенности республиканской формы правления, выявить ее преимущества и недостатки.

    Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо разрешить следующие задачи:

- рассмотреть понятие  формы правления как элемента  формы государства;

- проанализировать понятие  и признаки республиканской формы  правления;

- рассмотреть  и охарактеризовать  виды республиканской формы правления;

- охарактеризовать нетипичные  формы правления, их признаки  и механизм функционирования.

- проанализировать особенности  развития республики;

- дать характеристику  формы правления в России;

- выявить взаимодействие формы правления и стабильности в государстве.

     При написании работы были использованы методы историзма, анализа, синтеза, а так же некоторые специальные методы - формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод. 

   Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введение обозначены актуальность, цели, задачи и структура курсовой работы. В первой главе анализируется республиканская форма правления, ее признаки и подходы. Во второй главе охарактеризованы виды республиканской формы правления.

 

1 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

1.1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

  Исторически республика восходит к первым месопотамским городам-государствам и древнегреческому полису. Уже в тот период республика отличалась коллективным правлением и более или менее демократическими процедурами принятия решений; ответственностью должностных лиц перед законом. Первые республики - Афины V - IV вв. до н.э., Спарта - V - IV вв. до н.э., Римская аристократическая республика - V - IV вв. до н.э. Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц – аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.

Однако в то время институты  демократии были еще неразвиты, а  рабовладельческие отношения и  связанные с ними научные представления  и знания не создавали предпосылок  для возникновения гуманизма  и связанных с ним современных  принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные  для эпохи Возрождения, появления  идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала  в Европе, затем в Америке, а  потом и во всем мире республиканская  форма правления завоевывает  позиции и становится наиболее характерной  формой правления в современной  мировой цивилизации.

Первой формой республиканского устройства в истории России являлось вече (от "вещать") - народные собрания в городах Киевской Руси, ставшие формой ограничения власти князей в интересах городских верхов.3 Наибольшее распространение они получили в эпоху феодальной раздробленности. Ослабление городов после монголо-татарского нашествия и последующее укрепление великокняжеской власти повлекли устранение вечевых учреждений к концу XIV в.; исключение составили Великий Новгород и соседние ему Псков и Вятка, где вечевой строй достиг наибольшего развития и был ликвидирован в результате насильственного присоединения этих "севернорусских народоправств" (Н.И. Костомаров) к Москве в 1478 - 1510 гг.

В России республика была утверждена Временным правительством 1 сентября 1917г. Тот факт, что республике в период буржуазных и национально-освободительных революций отдавали в большинстве случаев предпочтение перед монархией, а также и то, что современная модель монархической формы правления приобрела многие черты республиканской, свидетельствует об эффективности последней.

Таким образом, республиканская  форма правления прошла долгий путь, изменяясь и совершенствуясь. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

 

 

1.2 МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

    Чтобы достаточно полно проанализировать республиканскую форму правления, необходимо понять,  что представляет собой форма правления вообще и какие принципы лежат в основе определения той или иной формы правлении. Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании.4

      Форма правления есть способ организации и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с население.5

     Формы государства,  так же, как и его сущность, и содержание никогда не оставались  и не остаются раз и навсегда  установленными, неизменными. Под  влиянием множества экономических,  социально-политических идеологических  и иных факторов они всегда  изменялись и развивались. В  различных странах государственные  формы имеют свои особенности,  характерные признаки, которые по  мере общественного развития  наполняются новым содержанием,  обогащаясь во взаимосвязи и  взаимодействии. Вместе с тем  форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие  признаки, что позволяет дать  определение каждому элементу  формы государства.6

    Термин «форма  правления» (реже – «форма государственного  правления») содержится во многих  конституциях стран мира ( Бразилии 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. и др.). Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.7

    Необходимо отметить, что в научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Справедливым является утверждение Л.Гумпловича о том, что "учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства".8 Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

     Выделяют две трактовки понятия формы правления – узкую и широкую. Сторонники узкой трактовки связывают форму правления только или прежде всего с правовым положением главы государства, приверженцы широкой трактовки включает в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду.9

    В зависимости от числа стоящих у власти, правящих республика – это форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту.

        Данная  классификация является одной  из старейших и широко признанных в юридическом мире. В процессе ее проведения используется количественный критерий. Если «высшее распоряжение государственной властью,— писал в связи с этим еще в конце XIX в. известный русский ученый-юрист Н. М. Коркунов,— принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то это будет демократия».10 Таким образом, республика – это форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту.

Но не все ученые согласны с данным подходом. Например, Н. Коркунов считает, что «он подкупает своей простотой и непосредственностью, но отпугивает упрощенностью. Руководствуясь только им порой весьма трудно провести различие между отдельными формами государства и ответить на некоторые принципиально важные вопросы».

Из всего этого можно сделать вывод о том, что количественный критерий (по числу правящих) классификации форм государства является далеко не совершенным, «слишком внешним и случайным». Он не дает возможности провести четкую грань в ряде случаев между монархической и республиканской формами. Это подтолкнуло ряд исследователей к тому, чтобы не ограничиваться только данным критерием, а разрабатывать и другие.

Информация о работе Республиканская форма правления