Республиканская форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:54, реферат

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что республиканская форма правления - самая популярная среди развитых и развивающихся стран, а потому необходимо знать ее особенности, характерные черты, знать разницу между республикой и монархией. Так же следует обратить внимание на тот факт, что республика (как форма правления) появилась в IV-III тыс. до н.э. в месопотамских городах-государствах, и самое главное то, что она появилась и в таком культурно – правовом развитом государстве как Рим. То есть уже в те далекие времена человеческая мысль смогла по достоинству оценить превосходство республики над другими формами государственного правления и воплотить в жизнь идею построения именно республиканской формы правления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….….…3
Республиканская форма правления……………………………..…………..…6
Историческая справка…………………………………………..…….….…6
Многообразие подходов определение республиканской формы правления……………………………………………………………….…...8
Республиканской формы правления: определения и основные принципы…………………………………………………………………....12
Разновидности республиканской формы правления…………….………....16
Парламентская республика……………………………………………….17
Президентская республика…………………………………………..........22
Смешанные республиканские формы правления………………………26
Заключение…………………………………………………………………...…….29
Список литературы………………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП Евсеенко ЮВ26.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию и др. Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена.

Таким образом, в парламентарной республике главное звено государственного механизма –  парламент. Парламент формирует правительство, избирает министров, главу правительства, избирает и главу государства – президента. Власть президента в парламентарной республике очень незначительна по сравнению с президентской республикой. Это символ государства, но символ временный, переизбираемый спустя определенный срок, который устанавливается конституцией. Для парламентарной республики самой характерной чертой является то, что при формальном главенстве парламента, практически вся полнота власти принадлежит правительству. Роль парламента сводится к тому, что после регулярных выборов народных представителей–депутатов, эти народные представители образуют правительство, которое затем фактически управляет страной.

 

2.2 ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

Одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства.

Наиболее характерные  черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Президентская (дуалистическая) республика несколько напоминает дуалистическую монархию, однако, имеет весьма существенные отличия от нее. Прежде всего, здесь  наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения  между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых "сдержек  и противовесов". И законодательная  власть, и исполнительная власть в  президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который  совмещает эти функции с функциями  главы государства. Правительства  как коллегиального органа нет, министры каждый в отдельности подчинены  президенту. Судьи, как и высшие должностные  лица исполнительной власти, назначаются  президентом с согласия верхней  палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров  и других назначенных им должностных  лиц исполнительной власти президент  может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и  не желает.

Главный признак данной формы  правления - отсутствие ответственности  исполнительной власти перед парламентом  за проводимую политику. Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы, отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры.

Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем  самым соблюдение правопорядка как  законодательной, так и исполнительной властью.

 Достоинство президентской  формы правления заключается,  прежде всего, в том, что  всенародно избранный президент  являет собой средоточие общенациональных  устремлений, выступает символом  нации, символом принадлежности  граждан к единому государству.  Президентская система правления  в принципе обеспечивает большую  степень политической стабильности, чем парламентская, т.к. кабинет  министров назначается на фиксированный  срок, определенный конституцией. Глава государства в президентской республике получает свои полномочия в результате избрания на известный срок (обычно от 4 до 7 лет, в Латвии - на 3 года) из среды граждан государства (в Аргентине, Ирландии, Исландии, Филиппинах, Шри-Ланке и некоторых других странах на этот пост избирались не только мужчины, но и женщины)21 и ответственен перед судом за противоправные деяния в период нахождения у власти.

Президентская форма правления  в свою очередь не является безупречной. Во-первых, в отличие от парламентской  формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной  ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям. Иными словами, выбор между парламентской и президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей.

Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные  и слабые стороны. На первое место  по значимости выходит метод президентских  выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но моделей прямых выборов тоже много, а выбор способов не всегда зависит  от президента. Президентская власть может оказаться в большей  зависимости от законодательной  ветви, от которой может зависеть многое, например, процедура переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно  усложненном порядке.

 Государственный режим  при этой форме правления - только дуалистический. В зависимости  от обстоятельств значение и  роль конкретного парламента  или президента могут быть  сильнее или слабее, но качества  государственного режима это  не меняет. Президентские республики  распространены в Латинской Америке.  Эта форма правления встречается  также в некоторых странах  Азии и Африки. Правда, подчас  в этих странах власть главы  государства на деле выходит  за конституционные рамки, и,  в частности, латиноамериканские  президентские республики характеризовались  исследователями как суперпрезидентские.

Классической президентской  республикой являются Соединенные  Штаты Америки22. В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления”. Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса. За основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти - конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

 

2.3 СМЕШАННЫЕ РЕСПУБЛИКАНСКИЕ  ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

В  данной  форме  правления  характерно,  что  элементы  президентской  республики  сочетаются  с  элементами  парламентской  республики.  Президент  является главой государства и избирается, как правило, на  всеобщих  выборах  и наделен юридически и реально  большими полномочиями. Однако правительство  формируется парламентским путем  и ответственно политически не только перед президентом, но и перед  парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр.  Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных  обстоятельств.

Для республик смешанного типа  характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом  республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 года. Также к этому  типу  относятся  Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение  такая форма  правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва).

В частности, для республики смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между  президентом и правительством. В  ряде государств всенародно избранный  президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример - Россия)23. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно  республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции  страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения  непреодолимого конфликта между  органами исполнительной власти и парламентом  одного уровня (такое правомочие президента закреплено конституцией не только России, но и Франции).

Полупрезидентскими республиками являются некоторые страны СНГ. Согласно конституции Белоруссии 1996г., правительство подотчетно президенту и ответственно перед парламентом (ст. 106). В соответствии со ст. 1 13 конституции Украины 1996 г. Кабинет министров ответствен перед президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной раде (однопалатному парламенту. Ответственность всего состава правительства в связи с выражением вотума недоверия возможна, но крайне затруднена. В других случаях двукратного вотума недоверия не требуется, но все равно президент сам решает, уволить правительство в отставку или распустить парламент. В Египте требование отставки относится только к министрам. Если же недоверие выражено персонально премьер-министру или кабинету в целом, президент может не согласиться с этим и возвратить вопрос на новое рассмотрение парламента. Если последний подтверждает свое решение, президент вправе вынести спорный вопрос на референдум — голосование избирателей. Результаты голосования в пользу правительства влекут роспуск парламента, в пользу парламента — отставку правительства.

Таким образом, смешанная  республика — форма правления, которую  нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики. Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право один раз распустить парламент и назначить внеочередные выборы.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Форма государства – это  совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования  и организацию высших органов  государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления  государственной власти.

Форма правления – это  организация высших органов государственной  власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в  их формировании и деятельности. Форма  правления имеет основополагающее значение конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Республика – это форма  правления, в которой высшая государственная  власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и  несущим ответственность перед  избирателем.

Республика является наиболее распространенной в мире формой правления, при которой высшая власть в государстве  принадлежит выборным органам –  парламенту, президенту.

 Основные признаки республики:

- выборность высших органов  власти на определенный срок;

- возможность участия  граждан в управлении делами  государства; 

- разделение властей на  законодательную, исполнительную и судебную;

- определенная процедура  принятия высшими органами власти своих решений.

Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная.

Главное различие между ними состоит в юридической ответственности  правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.

Президентская республика –  это форма правления, где президент  непосредственно при определенном парламентском контроле формирует  правительство, которое несет перед  ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и  правительства выполняет чаще всего  президент.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать  отставки правительства, выразив ему  недоверие, т.е. правительство, несет  ответственность перед парламентом. Президент – глава государства, но не глава правительства.

Существуют смешанные  республики, где парламент и президент  в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность  по отношению к правительству.

Информация о работе Республиканская форма правления