Роль государства в развитии системы социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей контрольной работы – выявить роль государства в развитии системы социального партнерства.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
изучить цели, задачи, формы и принципы социального партнерства;
проанализировать роль государства в системе социального партнерства;
сделать соответствующие выводы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 133.67 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

       «Роль государства в развитии системы социального партнерства» - тема нашей контрольной работы.

       Социальное  государство берет на себя целый  ряд общенациональных функций в  области образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, осуществляет социально-ориентированную  политику и имеет прямое отношение  к социальному партнерству.

       Социальное  государство корректирует стихийные  процессы поляризации между богатыми и бедными, осуществляет меры по борьбе с бедностью, перераспределяя на основе законов часть богатств для поддержания неимущих слоев. Именно государство определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий; создает минимально необходимые условия для социального страхования; обеспечивает гражданам определенный комплекс бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам. Роль государства и его властных структур в системе социального партнерства рассматривается через призму функционирования всего государственного механизма как совокупности факторов и средств, обеспечивающих действие всех его составных частей в их взаимодействии. К механизму функционирования государства относится все, что связано с взаимодействием экономической, политической и социальной систем, с воздействием их одной на другую.

       Цель  нашей контрольной работы – выявить  роль государства в развитии системы социального партнерства.

       Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

    • изучить цели, задачи, формы и принципы социального партнерства;
    • проанализировать роль государства в системе социального партнерства;
    • сделать соответствующие выводы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО  ПАРТНЕРСТВА 

       2.1 Цели, задачи, формы,  и принципы социального  партнерства  

       В условиях рыночной экономики практически  во всех странах общей тенденцией является снижение роли государства, что  носит объективный характер и  объясняется изменением структуры  собственности в экономике и  отказом государства от патерналистских  принципов руководства отношениями  между субъектами экономики. Тем  не менее разумное влияние государства на экономику имеет огромное практическое значение.

       В странах с развитой рыночной экономикой важнейшим механизмом воздействия  государства на социально-трудовую сферу является формирование системы  трудовых отношений на основе социального  партнерства, когда в регулировании  социально-трудовых отношений участвуют  три стороны: государство, объединения  работодателей и профсоюзы, представляющие интересы наемных работников.

       «Цели и задачи социального партнерства следует рассматривать в контексте концепции «достойного труда», что означает высокоэффективный труд в хороших производственных, социально-трудовых и безопасных условиях при полной занятости, имеющий достойную оплату и доставляющий каждому работнику удовлетворение, возможность проявить свои способности и мастерство. При таком труде достоинство и права трудящихся защищены, и они активно участвуют в деятельности организации»1.

       «Идеология социального партнерства исходит из положений устава МОТ, в преамбуле которого подчеркивается: «Всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости». Эту идея зафиксирована и в Филадельфийской декларации МОТ: «Нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния»»2.

       В настоящее время нет единства в определении понятия «социальное  партнерство», и в различных источниках оно трактуется по-разному.

       Смысловое значение словосочетания «социальное  партнерство» – это совместная деятельность субъектов трудовых отношений. В  экономической и социальной политике этот термин означает консультации и  сотрудничество между наемными работниками  и работодателями на разных уровнях  по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда.

       В широком смысле социальное партнерство  означает сотрудничество различных  социальных слоев и групп для  достижения общих целей. По своей  сути социальное партнерство отражает компромисс интересов основных субъектов  экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из главных условий политической стабильности и экономического прогресса.

       В узком и наиболее распространенном значении социальное партнерство –  это способ согласования интересов  работников и работодателей в  целях достижения социального мира с участием государственных структур, представляющих интересы общества. При  этом существуют два совершенно противоположных представления.

       Первое  представление, наиболее распространенное, исходит из того, что социальное партнерство есть система взаимоотношений  между наемными работниками и  работодателями, которая приходит на смену непримиримой классовой борьбе между антагонистическими классами. Сторонники этого направления утверждают, что развитие капитализма привело  к ликвидации классовых противоречий и на смену антагонистических  противоречий пришли конфликты между  организациями, представляющими разные интересы в обществе. Такие конфликты  можно разрешить путем переговоров  и достижения компромисса. Поэтому  социальное партнерство в этом случае рассматривается как один из способов согласования интересов, представленных в обществе.

       Второе  представление состоит в том, что социальное партнерство есть способ согласования противоположных  интересов, метод решения социально-экономических  проблем и регулирования конфликтов между классом наемных работников и классом собственников. В этом случае социальное партнерство представляет собой способ смягчения классовых  противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе.

       Практика  показывает, что противоречия между  наемными работниками и работодателями чаще всего возникают по поводу оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и др. В связи с различными и противоположными интересами между  работниками и работодателями возникают  объективные противоречия. Если эти  противоречия не устраняются, возникают  серьезные социальные конфликты, чреватые тяжелыми социальными, экономическими и политическими потрясениями. Цивилизованное общество – при ведущей роли государства  – должно быть способно предотвращать неуправляемое развитие таких событий.

       «Известный чешский экономист О. Шик отмечал: «Нельзя примирить интересы людей, когда одни из них владеют всеми материальными благами, всеми средствами производства и предметами потребления, а значит, и удовлетворяют все свои потребности за счет других». Но примирять интересы, пусть это и сложно, необходимо, и основой для примирения служит социальное партнерство.

       Социальное  партнерство не должно вести к  соглашательству или, напротив, к  постоянной конфронтации. Оно должно способствовать выработке таких  позиций и договоренностей, которые  позволяют удовлетворять интересы сторон в конкретных условиях, достигать  компромисса, способного установить социальный мир на предприятии, в организации, на территории, в отрасли и в стране в целом»3.

       В промышленно развитых странах социальному  партнерству отводится особая роль, которая возрастает при проведении реструктуризации и интеграции экономики. В таких странах принципиальными  особенностями становления социального партнерства являются:

    • создание и функционирование структур социального партнерства на основе законов, а не административных актов;
    • полномочность структур социального партнерства;
    • жесткое соблюдение трудовых законов под контролем парламентов, ассоциаций предпринимателей и профсоюзов, органов социального партнерства;
    • равенство сторон и приоритетность согласительных установок и процедур в договорном процессе;
    • систематичность консультаций, добровольность и демократичность принимаемых решений;
    • компетентность и ответственность партнеров, исключающие ведомственные подходы и коррупционные комбинации;
    • гибкость в выборе объектов регулирования, в формировании состава сторон, в принятии решений;
    • авторитарность на уровне общества и государства.

       Эти международные особенности становления  социального партнерства обобщены в правовых принципах социального  партнерства и отражены в конвенциях и рекомендациях МОТ [13]. Среди  них наиболее значимыми являются:

       МОТ подчеркивает, что идеальной, пригодной  для всех стран модели социального  партнерства нет. Поэтому учет национальной специфики является одним из главных общих принципов формирования системы социального партнерства в каждой стране.

       В отечественной и зарубежной практике социальное партнерство рассматривается  как система отношений в социально-трудовой и общественной сферах.

       В сфере социально-трудовых отношений  социальное партнерство рассматривается  как система взаимоотношений  между работодателями или их представителями, работниками или их представителями, органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на согласование интересов по вопросам регулирования  трудовых отношений.

       В сфере общественных отношений социальное партнерство рассматривается как  система взаимоотношений негосударственных, некоммерческих организаций с объединениями  бизнеса, органами государственной  власти и местного самоуправления, направленная на согласование и защиту интересов различных социальных и профессиональных групп, бизнеса  и органов власти на основе договоров, соглашений по актуальным проблемам  экономического, социально-политического  и духовного развития.

       В Трудовом кодексе РФ дается следующее  определение: социальное партнерство  в сфере труда – это система  взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение  согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений.

       Вся система отечественного социального  партнерства основана на взаимодействии людей, профессиональных и социальных групп, их объединений и органов  государственной власти и местного самоуправления.

       Социальное  партнерство представляет собой  особую систему отношений между  наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства  по согласованию экономических интересов  в социально-трудовой сфере и  урегулированию социально-трудовых конфликтов.

       Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: цели, задачи, принципы, стороны, уровни, формы  и механизмы функционирования.

       «Основной целью социального партнерства является разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных работников и работодателей.

       Основными составляющими этой цели являются:

  • формирование механизма коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;
  • обеспечение занятости и социальной зашиты населения, охраны и безопасности труда;
  • профессиональное обучение работников;
  • сохранение трудового потенциала общества;
  • поэтапное повышение доходов работников на основе роста производительности труда;
  • повышение эффективности производства.

       Важнейшей задачей совершенствования социального  партнерства является разграничение  различных групп интересов и  разработка механизмов их согласования и реализации»4.

       На  данном этапе наиболее важными вопросами  партнерских отношений в социально-трудовой сфере между наемными работниками  и работодателями являются согласование вопросов оплаты труда, гарантий занятости, условий труда, профессиональной подготовки и переподготовки, социальных гарантий.

Информация о работе Роль государства в развитии системы социального партнерства