Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 13:34, контрольная работа
Цель нашей контрольной работы – выявить роль государства в развитии системы социального партнерства.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
изучить цели, задачи, формы и принципы социального партнерства;
проанализировать роль государства в системе социального партнерства;
сделать соответствующие выводы.
Однако следует помнить, что капитал идет на уступки только в том случае, когда уверен в их временном характере. И прекрасным тому подтверждением является ситуация, сложившаяся сегодня в развитых капиталистических странах. В 90-е гг. многие государства пошли по пути сокращения социальных программ и наступления на права трудящихся. События последнего десятилетия как раз доказывают, что не изменение роли государства явилось причиной социального партнерства, а возрастание мощи рабочего и профсоюзного движения и установление относительного равновесия сил между трудом и капиталом заставили работодателей сесть за стол переговоров, а государство изменить свою политику.
В
системе регулирования
В соответствии с рекомендациями МОТ государство призвано активно участвовать в законодательном определении основных условий социального партнерства, но, как правило, без непосредственного вмешательства в переговорный процесс (за исключением случаев, когда государство выступает в роли работодателя, или в трудных экономических ситуациях). Органы государственной власти и местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей.
МОТ считает, что государство способно выполнять следующие функции в регулировании трудовых отношений.
1. Участвовать в переговорах и консультациях на национальном или отраслевых уровнях. Обычно трехсторонние переговоры ведут к трехсторонним соглашениям, фиксирующим обязательства каждой из сторон. Правительства могут также вступать в двухсторонние переговоры с одним из социальных партнеров, например, с профсоюзами.
2.
Влиять на результаты
К наиболее строгим формам контроля относятся: законодательное замораживание заработной платы, установка предельно допустимых надбавок, продление ранее заключенных договоров, меры по обеспечению гибкости рынка труда.
Наиболее действенными формами убеждения являются выступления руководителей правительства о необходимости учета макроэкономических факторов при проведении переговоров. Иногда с целью усиления общественного давления на партнеров правительства апеллируют к общественному мнению.
3.
Побуждать предпринимателей и
профсоюзы к переговорам по
определенным вопросам, которые,
по мнению государства,
4.
Устанавливать юридические
5.
Как крупный работодатель в
государственном секторе
В
случаях невозможности
Анализ международной практики государственного участия в социальном партнерстве показывает, что наиболее распространенными являются следующие модели социального партнерства.
«Первая модель характерна для стран Северной Европы (Бельгии, Голландии, Норвегии, Швеции и Финляндии), в которых сложилась практика активного участия государства в регулировании социально-трудовых отношений на всех уровнях, включая уровень организаций. На общенациональном уровне созданы специальные ведомства и службы по труду и занятости, которые уполномочены вести переговоры по всему спектру проблем регулирования социально-трудовых отношений. На уровне отраслей под контролем правительства создаются паритетные комиссии, которые рассматривают и решают проблемы социально-трудовых отношений в отрасли»7.
Вторая модель применяется в США, Японии, Канаде и во многих развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Африки. В этих странах меньше внимания уделяется переговорному процессу на уровне отраслей и регионов, а основной формой социального партнерства являются заключение коллективных договоров на уровне организаций. В данном случае активное участие в формировании национальной политики и в законодательном процессе в области трудовых отношений принимают общенациональные профсоюзы и объединения работодателей.
Третья
модель является средним вариантом
между рассмотренными выше моделями
и характерна для Великобритании
и стран Центральной Европы (Франции,
Германии, Австрии и др.). В этих
странах правительства и
Во
всех случаях – независимо от принятой
модели – государство в системе
социального партнерства должно
способствовать соблюдению интересов
работников, работодателей и собственников.
С одной стороны, обладая законодательными,
правоохранительными и
Учет
национальной специфики является одним
из главных принципов создания системы
социального партнерства в
Роль государства в регулировании трудовых отношений во многом определяется переменами в политической и социально-экономической обстановке.
В
РФ, как и в странах Восточной
Европы, переживающих переходный период
в экономике, роль государства продолжает
оставаться значительной, так как
независимые организации
Слабость
профсоюзного движения и отсутствие
эффективных объединений
В
Конституции РФ впервые установлено,
что Российская Федерация – социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
В РФ охраняется труд и здоровье
людей, устанавливается
Важнейшим
принципом социальной политики является
оптимальное сочетание
Уже в начале 1990-х годов были изданы указы Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». На базе этих документов была создана Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители работодателей, профсоюзов и правительства.
Приняты и действуют Законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О профсоюзах, их правах и гарантиях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «Об общественных объединениях», «Об объединениях работодателей» и др., реализация которых влияет на результативность социального диалога. Органы социального партнерства и ответственность сторон закреплены в Трудовом кодексе РФ.
Сотрудничество профсоюзов, представителей работодателей и Правительства на федеральном уровне осуществляется на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Результаты сотрудничества сторон отражаются в генеральных соглашениях. На уровне регионов также действуют подобные трехсторонние комиссии и вырабатываются соответствующие соглашения. Во многих субъектах РФ приняты законы «О социальном партнерстве» и соответствующие правовые нормативные акты, регулирующие вопросы трудовых отношений. В организациях заключаются коллективные договоры, в которых учитываются нормы, обозначенные в генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях.
Социальное
государство с помощью законов,
нормативных актов, соглашений и
договоров должно регулировать происходящие
в обществе процессы, сглаживать проявления
экономической поляризации
В России идет процесс расширения рамок социального партнерства на всех уровнях, характерный для всего мирового сообщества.
Российская
модель социального партнерства
на данном этапе характеризуется
значительной ролью органов государственной
власти в налаживании социально-
В
связи с тем, что центр практических
работ по реализации социальной политики
переходит на уровень регионов, государство
должно повышать эффективность воздействия
на экономику и социальную сферу,
содействовать дальнейшему
Дальнейшее развитие социального партнерства предполагает постепенный переход от патерналистской модели реализации социальных функций государства к субсидиарной, которая предполагает:
Информация о работе Роль государства в развитии системы социального партнерства