Роль государства в развитии системы социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей контрольной работы – выявить роль государства в развитии системы социального партнерства.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
изучить цели, задачи, формы и принципы социального партнерства;
проанализировать роль государства в системе социального партнерства;
сделать соответствующие выводы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 133.67 Кб (Скачать файл)

       Однако  следует помнить, что капитал  идет на уступки только в том случае, когда уверен в их временном характере. И прекрасным тому подтверждением является ситуация, сложившаяся сегодня в  развитых капиталистических странах. В 90-е гг. многие государства пошли  по пути сокращения социальных программ и наступления на права трудящихся. События последнего десятилетия  как раз доказывают, что не изменение  роли государства явилось причиной социального партнерства, а возрастание  мощи рабочего и профсоюзного движения и установление относительного равновесия сил между трудом и капиталом  заставили работодателей сесть  за стол переговоров, а государство  изменить свою политику.

       В системе регулирования социально-трудовых отношений и развития социального  партнерства важнейшая роль принадлежит  государству.

       В соответствии с рекомендациями МОТ  государство призвано активно участвовать в законодательном определении основных условий социального партнерства, но, как правило, без непосредственного вмешательства в переговорный процесс (за исключением случаев, когда государство выступает в роли работодателя, или в трудных экономических ситуациях). Органы государственной власти и местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей.

       МОТ считает, что государство способно выполнять следующие функции  в регулировании трудовых отношений.

       1. Участвовать в переговорах и  консультациях на национальном или отраслевых уровнях. Обычно трехсторонние переговоры ведут к трехсторонним соглашениям, фиксирующим обязательства каждой из сторон. Правительства могут также вступать в двухсторонние переговоры с одним из социальных партнеров, например, с профсоюзами.

       2. Влиять на результаты двухсторонних  переговоров между работодателями  и профсоюзами (представителями  работников). Такие переговоры чаще  проводятся в период экономических  трудностей и, прежде всего,  по проблемам заработной платы.  При этом правительство старается  опередить соглашение между работодателями  и профсоюзами о чрезмерных  надбавках к зарплате, которые  могут привести к росту инфляции  и подрыву конкурентоспособности  промышленности. В этих целях  правительство обычно действует  методами контроля или убеждения.

       К наиболее строгим формам контроля относятся: законодательное замораживание  заработной платы, установка предельно  допустимых надбавок, продление ранее  заключенных договоров, меры по обеспечению  гибкости рынка труда.

       Наиболее  действенными формами убеждения  являются выступления руководителей  правительства о необходимости  учета макроэкономических факторов при проведении переговоров. Иногда с целью усиления общественного  давления на партнеров правительства  апеллируют к общественному мнению.

       3. Побуждать предпринимателей и  профсоюзы к переговорам по  определенным вопросам, которые,  по мнению государства, являются  наиболее актуальными в данное  время. Такие действия правительства  могут сопровождаться угрозой принятия законодательных мер, если социальные партнеры не смогут достичь соглашения.

       4. Устанавливать юридические рамки,  защищающие права трудящихся  и профсоюзов и создающие организационные  и процедурные основы коллективных  переговоров и улаживания трудовых  конфликтов.

       5. Как крупный работодатель в  государственном секторе оказывать  существенное влияние на социально-трудовые  отношения и в других секторах  экономики. Например, когда государство  проводит политику повышения  доходов, оно часто использует  государственный сектор в качестве  ориентира и побуждает частный  сектор следовать своему примеру.

       В случаях невозможности достижения согласия между тремя сторонами  некоторые правительства прибегают  к формированию социально-экономической  политики в одностороннем порядке  – через законодательство.

       Анализ  международной практики государственного участия в социальном партнерстве  показывает, что наиболее распространенными  являются следующие модели социального  партнерства.

       «Первая модель характерна для стран Северной Европы (Бельгии, Голландии, Норвегии, Швеции и Финляндии), в которых сложилась практика активного участия государства в регулировании социально-трудовых отношений на всех уровнях, включая уровень организаций. На общенациональном уровне созданы специальные ведомства и службы по труду и занятости, которые уполномочены вести переговоры по всему спектру проблем регулирования социально-трудовых отношений. На уровне отраслей под контролем правительства создаются паритетные комиссии, которые рассматривают и решают проблемы социально-трудовых отношений в отрасли»7.

       Вторая  модель применяется в США, Японии, Канаде и во многих развивающихся  странах Азии, Латинской Америки  и Африки. В этих странах меньше внимания уделяется переговорному процессу на уровне отраслей и регионов, а основной формой социального партнерства являются заключение коллективных договоров на уровне организаций. В данном случае активное участие в формировании национальной политики и в законодательном процессе в области трудовых отношений принимают общенациональные профсоюзы и объединения работодателей.

       Третья  модель является средним вариантом  между рассмотренными выше моделями и характерна для Великобритании и стран Центральной Европы (Франции, Германии, Австрии и др.). В этих странах правительства и социальные партнеры на общенациональном уровне практически не принимают совместных решений, периодически проводят консультации с союзами работодателей и  профсоюзными объединениями и реже заключают общенациональные соглашения по отдельным проблемам социальной политики. В ряде стран, например в Германии, коллективные договоры в организациях не заключаются; основной формой партнерства являются коллективные переговоры на региональном и отраслевых уровнях.

       Во  всех случаях – независимо от принятой модели – государство в системе  социального партнерства должно способствовать соблюдению интересов  работников, работодателей и собственников. С одной стороны, обладая законодательными, правоохранительными и общеэкономическими правами и ресурсами, оно выступает  как арбитр, контролер и гарант прав трудящихся, профсоюзов и работодателей. С другой стороны, как крупнейший собственник и работодатель, государство  через органы исполнительной власти выступает в качестве равноправной стороны в переговорах по регулированию  социально-трудовых отношений и  заключению соглашений с другими  сторонами социального партнерства.

       Учет  национальной специфики является одним  из главных принципов создания системы  социального партнерства в любой  стране. Для России можно выделить следующие новые качества государства, связанные с системой социального  партнерства:

    • государство является главным звеном политической системы, принимающим законы и другие нормативные акты, регулирующим социально-трудовые отношения в обществе и гарантирующим соблюдение и исполнение законодательства;
    • государство впервые выступает как собственник и работодатель на государственных и некоторых других предприятиях;
    • государство может выступать как предприниматель.

       Роль  государства в регулировании  трудовых отношений во многом определяется переменами в политической и социально-экономической  обстановке.

       В РФ, как и в странах Восточной  Европы, переживающих переходный период в экономике, роль государства продолжает оставаться значительной, так как  независимые организации работодателей  и трудящихся пока еще не полностью  сформированы. Такое положение будет  сохраняться, пока социальные партнеры не окрепнут и не приобретут опыт и  способности эффективного участия  в социальном и экономическом  диалоге.

       Слабость  профсоюзного движения и отсутствие эффективных объединений работодателей  обуславливает необходимость расширения и усиления роли государства в  налаживании социального диалога  между работодателями и наемными работниками, сглаживании противоречий между ними, снижении напряженности  в обществе. В этих условиях в  начале 1990-х годов государство  взяло на себя основную роль в регулировании  трудовых отношений и создании организационных  и правовых механизмов формирования социального партнерства. Начала создаваться  законодательная база социального  партнерства.

       В Конституции РФ впервые установлено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Концепция социального государства является альтернативой ранее существовавшей концепции, предполагавшей невмешательство государства в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений («государство – ночной сторож»).

       Важнейшим принципом социальной политики является оптимальное сочетание либерализма  и социальных гарантий. Минимальные  социальные гарантии включают по крайней мере следующие стандарты: прожиточный минимум, минимальную оплату труда, минимальные социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии), минимум образования и медицинского обслуживания.

       Уже в начале 1990-х годов были изданы указы Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». На базе этих документов была создана Российская трехсторонняя  комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители  работодателей, профсоюзов и правительства.

       Приняты и действуют Законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О профсоюзах, их правах и гарантиях», «О порядке  разрешения коллективных трудовых споров», «Об общественных объединениях», «Об  объединениях работодателей» и др., реализация которых влияет на результативность социального диалога. Органы социального  партнерства и ответственность  сторон закреплены в Трудовом кодексе  РФ.

       Сотрудничество  профсоюзов, представителей работодателей  и Правительства на федеральном  уровне осуществляется на Российской трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений. Результаты сотрудничества сторон отражаются в  генеральных соглашениях. На уровне регионов также действуют подобные трехсторонние комиссии и вырабатываются соответствующие соглашения. Во многих субъектах РФ приняты законы «О социальном партнерстве» и соответствующие правовые нормативные акты, регулирующие вопросы трудовых отношений. В организациях заключаются коллективные договоры, в которых учитываются нормы, обозначенные в генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях.

       Социальное  государство с помощью законов, нормативных актов, соглашений и  договоров должно регулировать происходящие в обществе процессы, сглаживать проявления экономической поляризации путем  борьбы с бедностью, а не с богатством.

       В России идет процесс расширения рамок  социального партнерства на всех уровнях, характерный для всего  мирового сообщества.

       Российская  модель социального партнерства  на данном этапе характеризуется  значительной ролью органов государственной  власти в налаживании социально-трудовых отношений и слабым участием работодателей  в их договорном регулировании. При  этом достаточно четко проявляется  подход к социальному партнерству, основу которого составляет идеология  совпадения интересов работодателей  и наемных работников.

       В связи с тем, что центр практических работ по реализации социальной политики переходит на уровень регионов, государство  должно повышать эффективность воздействия  на экономику и социальную сферу, содействовать дальнейшему развитию социального партнерства на основе коллективных договоров и соглашений различных уровней с включением механизма осуществления контроля их реализации.

       Дальнейшее  развитие социального партнерства  предполагает постепенный переход  от патерналистской модели реализации социальных функций государства к субсидиарной, которая предполагает:

Информация о работе Роль государства в развитии системы социального партнерства