Роль государства в развитии системы социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей контрольной работы – выявить роль государства в развитии системы социального партнерства.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
изучить цели, задачи, формы и принципы социального партнерства;
проанализировать роль государства в системе социального партнерства;
сделать соответствующие выводы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 133.67 Кб (Скачать файл)

       Большое значение имеет реализация обозначенных в Трудовом кодексе РФ основных принципов  социального партнерства:

  • равноправие сторон, уважение и учет их интересов;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятых на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

       Наряду  с этими принципами необходимо соблюдать  и принцип социальной справедливости. Этот принцип закрепляет, с одной  стороны, условия для развития человеческой личности, с другой – наиболее естественную связь между мерой участия  в производственном процессе и мерой потребления.

       Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального  партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

       Интересы  работников могут представлять различные  профсоюзные организации, в том  числе и не входящие в структуры  общероссийских объединений профсоюзов. Основной способ осуществления социального  партнерства – социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения консенсуса по вопросам, представляющим взаимный интерес.

       Отечественная система социального партнерства включает следующие уровни:

  • федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
  • межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
  • региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в сфере труда в субъектах РФ;
  • отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.

       Объектом  социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства исходя из оценки уровня жизни и показателей, характеризующих  этот уровень в целом по РФ, в  ее субъектах, а также в районах, городах и организациях.

       Социальное  партнерство осуществляется в следующих  формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

       Основными органами системы социального партнерства  на всех уровнях являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

       В РФ на всех уровнях по решению сторон образуются комиссии для обеспечения  регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров  и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.

       На  федеральном уровне для регулирования  социально-трудовых отношений образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами  этой комиссии являются представители  общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, представители Правительства РФ.

       На  уровне субъектов Федерации также  образуются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов  РФ.

       На  уровне отраслей (группы отраслей) образуются отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

       На  территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями  об этих комиссиях, утверждаемыми органами местного самоуправления.

       На  локальном уровне образуются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения коллективного договора.

       В настоящее время в РФ сложился следующий механизм функционирования системы социального партнерства:

  • законодательное оформление социального партнерства в законах и нормативных актах РФ, субъектов РФ и нормативных актах соответствующих органов государственной власти;
  • постоянная работа представителей сторон, экспертов, изучающих и анализирующих состояние и проблемы социального партнерства;
  • постоянно функционирующий переговорный процесс между представителями работников (профсоюзов), объединений работодателей и органов государственной власти;
  • постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • нормативное закрепление и соблюдение процедур согласования интересов сторон;
  • система контроля выполнения принятых соглашений и договоров.

       Для Российской Федерации важнейшей  задачей является дальнейшее развитие системы социального партнерства, повышение эффективности его  воздействия на решение социально-экономических проблем развития каждого региона.

         

       

2 АНАЛИЗ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 

       «В настоящее время достаточно расхожим является утверждение, что государство выстрадало свою роль арбитра в отношениях между трудом и капиталом - в борьбе с капиталом, с одной стороны, и налаживанием нормальных отношений с профсоюзами, с другой, что государству стоило больших усилий занять подобающее ему место в обществе. И что сегодня в индустриальных странах именно «активность» государства побуждает профсоюзы к постоянному диалогу»5.

       В любом обществе государство является орудием в руках господствующего  класса. Это та политическая машина, при помощи которой господствующий в экономическом отношении класс  поддерживает свою власть в обществе. Поэтому государство всегда представляет и отстаивает, в первую очередь, интересы господствующего класса. Когда класс  собственников слаб, государство  всячески и открыто поддерживает его. Но когда этот класс прочно становится на ноги, государству уже нет необходимости  открыто заявлять о своей поддержке. В этих условиях можно перейти   как бы на «нейтральную» позицию.

       «Отождествление государства с "ночным сторожем" в конце XIX века означало, что буржуазное государство свою историческую миссию по формированию системы капиталистических отношений выполнило. Капиталистическое хозяйство могло воспроизводиться уже не только и не столько посредством силы и открытого вмешательства государства, сколько господствующей системой экономических отношений»6. Закончив свою работу в качестве архитектора капиталистической системы хозяйства, государству оставалось только одно: зорко следить за тем, чтобы никто и ничто не разрушило его великого творения. Но то, что государство не проявляло такой активности, как это было в период становления капитализма, не означало, что его сущность изменилась. Оно по-прежнему оставалось политическим орудием экономически господствующего класса.

       Необходимо  помнить, что могут меняться внешние  обстоятельства и вслед за ними внешние (видимые) формы поведения государства, но от этого суть буржуазного государства  не меняется. Данный вывод позволяет  более глубоко понять истинный смысл  изменений в функциях государства, которые произошли в XX столетии.

       В первой половине XX века в силу ряда объективных условий (усиление концентрации производства, усложнение экономических  связей, обострение социальных проблем  и усиление милитаризации экономики) произошло расширение экономических  функций государства. "Ночного  сторожа" сменило экономически активное государство. Оно всё сильнее  вмешивалось в регулирование  не только экономических, но и социальных отношений. Как уже отмечалось, во многих странах Западной Европы и  США под давлением левых сил  и профсоюзов получило развитие социальное законодательство. Именно на этой волне, после Второй мировой войны сформировалась идеология "государства всеобщего  благоденствия" (Welfare State - государство благоденствия).

       Государственная политика социального благоденствия  в 40-50-е гг. XX столетия включала программы  достижения высокого уровня жизни населения  путем создания государственной  системы образования, здравоохранения, жилищного строительства, а также  программы социального обеспечения, регулирования минимального размера  заработной платы. Позже они были дополнены демографическими и экологическими программами, программами защиты национальной культуры и др.

       После Второй мировой войны в программных  документах многих политических партий, а также конституциях трех государств Западной Европы (в Основном Законе ФРГ 1949 г., Конституции Франции 1958 г. и Конституции Испании 1978 г.) появился термин "социальное государство".

       Согласно  идеологии "государства всеобщего  благоденствия" и "социального  государства" в индустриально  развитых странах уже достигнуто всеобщее благосостояние, социальная политика позволила стабилизировать общество, уладить конфликты и добиться утверждения солидарности и партнерства. В качестве доказательства обычно приводится тот факт, что государственные расходы в промышленно развитых странах в 90-е гг. достигли почти половины валового внутреннего продукта. Считалось, что, следуя примеру развитых стран, остальные страны рано или поздно также должны встать на этот путь.

       В таком понимании изменение роли государства - это естественный процесс  и результат эволюции капиталистического общества, перехода его в новую  фазу развития, где стираются различия между трудом и капиталом, а противоположность  интересов наемных работников и  работодателей уступает место сотрудничеству и партнерству.

       На  наш взгляд, такие представления  искажают истинное положение вещей, меняют местами причину и следствие. Расширение социальных функций государства  и превращение его в арбитра  между трудом и капиталом вряд ли можно рассматривать в качестве объективной закономерности, продиктованной целями буржуазного общества. Трудно доказать, что, будучи господствующим, класс собственников заинтересован  в расширении социальных функций  государства. Его главной целью  во все времена было и будет  сохранение эксплуататорского строя. Поэтому государство - как политический инструмент реализации интересов господствующего  в экономическом отношении класса - всегда будет (просто обязано по своей  природе) способствовать реализации этой цели.

       Расширение  социальных функций государства, наблюдаемое  сегодня в ряде развитых капиталистических  стран, есть не что иное как способ, помогающий капиталу удерживать свое господство в обществе. В тех случаях, когда государство берет на себя часть расходов, связанных с образованием, здравоохранением, социальным обеспечением, оно способствует решению задач по подготовке более квалифицированной рабочей силы, так необходимой современному производству. Если же государство выполняет роль арбитра в отношениях между трудом и капиталом, то оно, смягчая конфликты и предотвращая забастовки, также способствует сохранению и приумножению доходов капитала.

       Увеличение  социальных выплат либо за счет средств  государственного бюджета, либо за счет средств работодателя не является доказательством  изменения природы капиталистического общества. Любую "заботу" о трудящихся со стороны капитала или буржуазного  государства следует рассматривать  как их отступление. Но именно это  отступление помогает капиталу удержать свое господство и сохранить неизменным существо экономического строя.

Информация о работе Роль государства в развитии системы социального партнерства